О пальцах не на пальцах

О ПАЛЬЦАХ НЕ НА ПАЛЬЦАХ

ШАРОВЫЕ ПАЛЬЦЫ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ "САМАРЫ"

Тот, кто считает иначе, может обратиться к источнику мудрости, называемому РД 37.001.613-97 "Шаровые шарниры автотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний". Именно им руководствовались эксперты - сотрудники специализированной лаборатории ИЦАИ НАМИ, которые по нашей просьбе испытали 15 пар различных пальцев для автомобилей VAZ 2108...2115, 1111, приобретенных нами в торговой сети. О них и пойдет речь.

ПЯТНАДЦАТЬ ИЛИ ШЕСТНАДЦАТЬ?

Вообще говоря, результатов испытаний оказалось не 15, а 16 - один из комплектов мы решили помучить, как говорится, "для себя". Но об этом чуть позже.

Каждый палец проверяли по семи основным параметрам. Их сокращенные и полные названия, а также единицы измерения приведены ниже.

ЧТО И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ?

Сила вырыва - сила вырыва шарового пальца из корпуса, не менее, кгс. Этот параметр характеризует прочность корпуса - пластическая деформация и следы разрушения недопустимы. Процесс испытаний напоминает вытаскивание пробки из бутылки.

Сила выдавливания - сила выдавливания шарового пальца из корпуса, не менее, кгс. Этот параметр также говорит о прочности корпуса, но проверка идет "с точностью до наоборот": если следовать предыдущей аналогии, мы не вытаскиваем пробку, а вталкиваем ее внутрь.

Твердость - твердость рабочей поверхности (по Роквеллу), HRC. Характеризует износостойкость изделия. Очевидно, что поверхность пальца должна быть не слишком мягкой и не слишком хрупкой.

Ударная прочность - остаточная деформация пальца при нормированном ударе, мм. Характеризует прочность отдельно взятого пальца. Проверяется с помощью специального приспособления, имитирующего удар с энергией 16 кгс.м.

Момент при вращении - момент сопротивления при вращении пальца, кгс.м. Характеризует качество рабочих трущихся поверхностей.

Момент при качании - момент сопротивления при качании пальца, кгс.м. Также говорит о качестве рабочих трущихся поверхностей.

Диаметр головки - диаметр сферической головки, мм. Характеризует, скорее, не качество изделия, а просто своеобразие подхода изготовителя и его отношение к требованиям РД.

Итого - 224 результата измерений. Образцовый "законопослушный" шаровой палец должен соответствовать показателям, приведенным ниже в таблице. Для тех читателей, которым не захочется сопоставлять одни цифры с другими, мы применили систему "галочек" и "крестиков". Если вас интересуют только ответы типа "да/нет", достаточно взглянуть на нижнюю строку в таблице. Понятно, что у отличников должен наблюдаться эдакий ровный лесок из зеленых галочек, а у отстающих картину будут портить красные крестики.

КТО ГЛАВНЕЕ?

Действительно, какой из параметров шаровых пальцев является основным, а какой, скажем так, факультативным? Мы решили расположить измеренные параметры по степени их важности: слева направо. Думается, единственным показателем, за который не стоит "казнить", является диаметр сферической головки пальца. В конце концов, если головка меньшего диаметра исправно исполняет свои обязанности, зачем к ней придираться? А вот за отклонения по первым четырем параметрам все-таки надо "карать" - тут вольнодумство недопустимо.

О моментах сопротивления вращению и качанию пальцев - отдельный разговор. Отметим, что если в экспертизе "классических" шаровых опор тугие отечественные изделия разительно отличались от излишне подвижных иностранцев, то здесь ситуация выровнялась: с закрытыми глазами "наших" от "ихних" подчас и не отличить. Мы полагаем, что некоторые поблажки для изделий с заниженными моментами вполне допустимы, если, конечно, речь не идет о многократном отклонении от требований РД. А вот завышенные моменты безоговорочно считаем браком. Кстати, эти параметры определялись экспертами после длительной раскачки пальцев (не менее 40 полных ходов!).

А вообще-то, нормальное изделие не должно иметь ни одного "прокола"... Впрочем, давайте ознакомимся с результатами испытаний.

ТАК КТО ЖЕ ШЕСТНАДЦАТЫЙ?

Испытывать изделия с различными торговыми марками, позабыв про свое собственное - нет, это просто глупо. Конечно же, мы испытали и "зарулевские" пальцы - результаты приведены ниже.

ТАК КАКИЕ ПАЛЬЦЫ БЕРЕМ?

Перед подведением итогов - еще немного "алаверды". Пять изделий не имели упаковки, а потому, на наш взгляд, вообще не имеют права на статус запчасти. Нормальные изделия должны быть маркированы голограммами, знаками соответствия и товарными знаками, на коробках хорошо бы видеть полные координаты изготовителя, а внутри упаковки должны быть инструкция по установке и гарантийный сертификат. Призываем к этому всех наших (и не только) производителей.

Все отечественные изделия, в отличие от иностранных, не имели смазки под чехлом - не забудьте об этом при установке! Зато внутри с этим - полный порядок у всех. Ударная прочность оказалась заниженной у четырех изделий (№ 6, 10, 14, 15), однако на сей раз обошлось без разрушений и трещин. А вот нужную твердость головки не обеспечили семь участников (№ 3, 5, 7, 11, 13, 14, 15) - это недопустимый дефект, особенно для российских дорожно-климатических условий. Сильно завышенные моменты продемонстрировали изделия № 8.

В целом по результатам отметим "чемпионов" от фирмы "Трек" № 1. Отсутствие упаковки лишило призового места "усиленного Белебея": покупателя нужно уважать. Как всегда, читатель может расставить свои собственные оценки, руководствуясь результатами работы экспертов.

Подпишитесь на «За рулем» в