Ни хладона, ни фреона

НИ ХЛАДОНА, НИ ФРЕОНА

Пессимисты считают: что бы человек ни придумал, все вредно. Отчасти они правы. Раньше холодильники работали на фреоне – оказалось, этот газ разрушает озоновый слой. Перешли на хладон – выяснилось, что стимулируем парниковый эффект, привлекая на наши головы тайфуны. Фирма «Денсо» (Denso) представила автомобильный кондиционер, обходящийся лишь углекислым газом, то есть СО2. Первый образец установили на концептуальную «Тойоту-FCHV 4», работающую на топливных элементах.

Чтобы холодильник функционировал, углекислый газ надо сжимать до давлений, в семь раз превышающих те, что необходимы для привычного хладона. К тому же возникают проблемы со смазкой компрессора (традиционно масло добавляли в хладагент). Ради герметичности решили отказаться от вывода вращающегося вала через уплотнения и сделали компрессор с электрическим приводом. Наружу выходят лишь неподвижные провода.

Разумеется, не так просто оказалось создать и конденсатор – обычная конструкция раздувалась от столь высокого давления. А еще понадобился дополнительный внутренний теплообменник, аккумулятор жидкого СО2 на стороне низкого давления.

Результат с точки зрения прохлады не разочаровал разработчиков. А вот экономисты пока чешут голову: будут ли потребители столь дорого платить за экологичность? Впрочем, лиха беда начало: техника развивается и дешевеет быстро. Возможно, через пару лет углекислотные кондиционеры появятся и на серийных машинах, тем более, что владельцам не придется при дозаправке оплачивать дорогой хладагент.

Подпишитесь на «За рулем» в