Вседорожник, только дешевле

В России официально продают около десятка моделей пикапов – Юрий Нечетов обобщил результаты наших тестов. Фото из архива редакции.

У нас пикап не утилитарный (часто заднеприводный) грузовичок, как во всем мире, а сравнительно недорогой заменитель вседорожника. Сделать цену привлекательной позволяют, среди прочего, особенности законодательства: таможенные платежи за грузовики, к которым формально относятся и пикапы, существенно ниже, чем за легковые автомобили. Именно поэтому в России продают почти исключительно полноприводные модификации с двухрядной пятиместной кабиной. На легкосплавных колесных дисках, с расширителями колесных арок, жесткой крышей над кузовом или хромированной дугой безопасности – такой красавец выглядит особенно эффектно!

ДРЕЙФ К АСФАЛЬТУ

Пикапы обновляют куда реже обычных легковушек, поэтому некоторые современные грузовички родом еще из прошлого века. Таковы близкие родственники «Форд-Рейнджер» и «Мазда ВТ-50» (кроме элементов декора, по существу различаются лишь розетками крепления колес), «Ниссан-NP300». У них наилучшая геометрическая проходимость, но внушительный дорожный просвет в сочетании с прочной массивной рамой поднимает пол кабины на более чем полуметровую высоту, что затрудняет посадку. Кроме того, у этих моделей узкие задние двери, а тесное сиденье второго ряда впору лишь полутораметровым коротышкам.

Более современные «Грейт Уолл Вингл», «Мицубиси-L200», «Ниссан-Навара» и «УАЗ-Пикап» (абсолютный рекордсмен по размерам салона) стремятся предоставить больше удобств для пассажиров: у них комфортабельнее салон, просторнее второй ряд (к «Винглу» последнее не относится), иногда ниже уровень пола. Платой за это бывает несколько худшая геометрическая проходимость – к примеру, мизерные 170 мм дорожного просвета у того же «Вингла» или 205 мм у УАЗа.

Конструкция шасси проверена временем: спереди независимая подвеска на двойных поперечных рычагах (исключение – УАЗ с неразрезной балкой), пружинная или с продольными торсионами, сзади – жесткий мост на рессорах. Тормоза – дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади. Исключение – «СанЙонг-Актион Спортс», который со скромным клиренсом 180 мм, пружинной подвеской и дисковыми тормозами по кругу дальше других продвинулся к паркетникам, но при этом оказался очень тесным сзади.

Другой признак дрейфа изначально утилитарной конструкции от бездорожья в сторону асфальта – появление информативного реечного рулевого управления. Заметим, что червячное у более ранних моделей решает строго противоположную задачу: смягчает передаваемые на руль толчки от прыгающих по колдобинам здоровенных колес.

ОДИН МОТОР, ПОЛТОРЫ КОРОБКИ

Пикапы не балуют покупателя выбором силовых агрегатов. Наиболее типичен тяговитый экономичный 2,5-литровый турбодизель мощностью 130–145 л.с., хотя есть и скромный 2-литровый агрегат у «СанЙонга» или мощный 174-сильный у «Навары». Самые несчастливые исключения – китайский «Сэйлор» и отечественный УАЗ с их прожорливыми и не очень подходящими для вездехода бензиновыми моторами. Впрочем, ульяновскому пикапу «вскоре» обещают дизель. Коробки передач почти сплошь механические пятиступенчатые, хотя для нескольких моделей на выбор предлагают автоматы.

Во всех трансмиссиях реализована схема с жестко подключаемым передним мостом. Это вынуждает использовать полный привод лишь на скользких покрытиях (иначе в трансмиссии возникает циркуляция паразитной мощности) и только на малых скоростях (жесткая связь мостов сообщает автомобилю ярко выраженную недостаточную поворачиваемость). Поскольку момент двигателя высок, а корма загружена мало, все пикапы в заднеприводном варианте склонны к заносу, что особенно опасно зимой. Лишь «Мицубиси» с опционной трансмиссией «Суперселект» имеет в своем арсенале, помимо всех остальных режимов, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом.

Общее достоинство пикапов – пониженный ряд в раздаточной коробке, дающий заметную прибавку тяговых возможностей и проходимости на тяжелом грунте. Наряду с другими профильными техническими решениями, большей части которых лишились обычные вседорожники, это делает пикапы наиболее серьезными вездеходами.

СПЕЦИФИКА ЖАНРА

Разные производители указывают грузоподъемность пикапов по-разному: одни – с учетом массы водителя и даже пассажиров, другие – без. Чтобы избежать путаницы, мы приводим характеристику грузоподъемности как разницу между полной и снаряженной массами, а уж в каком соотношении поделить ее между экипажем и грузом – дело водителя. При этом снаряженная масса обычно дается для наиболее простой базовой версии, топовые же могут быть на несколько десятков и даже на сотню килограммов тяжелее.

Высокую грузоподъемность «Форда» или «Мазды» не следует воспринимать как безусловное преимущество (конечно, если вы всерьез не собираетесь возить мешки с цементом). Ведь чем на большую нагрузку рассчитана подвеска, тем она жестче, и расплата за это – тряска на неровностях и вдобавок дергающие всю машину большие неподрессоренные массы. Впрочем, этот недостаток в той или иной мере присущ всем пикапам. Равно как и громоздкость (почти у всех длина превышает 5 метров), а также немалый радиус поворота (прочные массивные приводы и рычаги не позволяют повернуть большие колеса на значительный угол).

Другое следствие высокой грузоподъемности – порожний автомобиль не в силах полностью прожать мощную подвеску, из-за чего диагональное вывешивание на неровностях наступает довольно рано. На этот случай у некоторых моделей в списке опций есть задний дифференциал повышенного трения или его принудительная блокировка. Менее эффективное и надежное, но легко реализуемое решение – так называемая электронная блокировка (подтормаживание буксующего колеса) у наиболее современных и богато оснащенных пикапов.

Вместимость кузова в любом случае избыточна для повседневного использования, если только не возить в нем мото-, квадро-, гидро- и прочие «циклы». Впрочем, пикапам по силам гораздо более серьезный груз, ведь они отличные тягачи для буксировки трейлеров с катером, яхтой, лошадьми и прочими атрибутами активной жизни. Для большинства максимально разрешенная масса прицепа достигает 3 тонн, однако в этом случае только легковой категории В в правах недостаточно – нужно дополнительно открыть категорию Е.

И ДРУГИЕ…

За рамками обзора осталось несколько моделей китайских пикапов, в незначительных количествах завозимых серыми дилерами, а также снятых с производства, но еще встречающихся в продаже. Нет здесь «американцев» и «японцев» с многолитровыми моторами, предназначенных для американского рынка (их опять-таки продают у нас лишь серые дилеры, причем буквально поштучно). Не получил развития проект производства в Таганроге пикапов «ТагАЗ-Роуд Партнер» («СанЙонг-Муссо Спортс»), хотя сколько-то машин на заводе собрали. Так и не вышла из стадии экспериментального производства «Нива-2329». А долгожитель «Ленд-Ровер Дефендер Пикап 110/130» настолько утилитарен и при этом несусветно дорог, что теряет главное преимущество в сравнении с классическим «Дефендером». Впрочем, и без того в сегменте пикапов неплохой выбор.

ПАМЯТИ ЮРИЯ НЕЧЕТОВА

В тяжелейшей аварии оборвалась жизнь нашего товарища – Юрия Алексеевича Нечетова. Судьба отмерила ему неполных 48 лет. Неполных, но насыщенных...

Четырнадцать лет назад, в июльском номере "За рулем" 1995-го, были напечатаны его заметки "К морю теплому", а в начале 1996-го Юрий стал штатным сотрудником редакции. Окончив Харьковский авиационный институт, он прослужил в армии около 10 лет, но любовь к автомобилям, подкрепленная способностями журналиста, определила дальнейшую судьбу майора Нечетова. Испытания автомобилей стали его страстью; сам Юра примерно год назад оценивал число протестированных им машин – от малыша "Дэу-Матиз" до гигантского 320-тонного БелАЗа – в шесть сотен...

Трудно вспомнить хоть один дальний пробег без его участия. Да и за каждый отпуск Юра наматывал не одну тысячу верст, стремясь открыть красоту родной земли, а потом и дальних стран не только для себя, но и для своих близких – жены и трех дочерей. Крепкий, спортивный, улыбчивый Юра – оптимист по сути, его энергия буквально била через край. Едва вернувшись из отпуска, он уже готовился стартовать в очередном марафоне "60 часов "За рулем"...

Невыносимо думать, что мы никогда больше не услышим его сочный баритон, не обменяемся крепким рукопожатием. Запомним же Юру таким, как на этом портрете, – уверенным и молодым.

Подпишитесь на «За рулем» в