Не горячись!

НЕ ГОРЯЧИСЬ!

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Только чистый радиатор хорошо передает тепло от охлаждающей жидкости к обдувающему его воздуху. Всевозможные отложения, грязь внутри "сот" (каналов) и на входах в них из бачка затрудняют ток жидкости и снижают теплоотдачу к стенкам каналов. Образующийся в них осадок сама жидкость, конечно же, не растворяет - иначе и осадка бы не было. Поэтому бороться с ним приходится средствами, о которых мы расскажем.

Грязь на поверхности радиатора - едва ли не главный его враг. Если накопление отложений внутри можно замедлить, используя современные высококачественные материалы, в том числе антифризы, то от грязи снаружи защиты нет.

ЧИСТИМ СНАРУЖИ

Остается одно - вовремя чистить, мыть, банить радиатор. Часто ли? Если годовой пробег тысяч тридцать и больше, желательно - не реже раза в год. Бывает, прокатившись по очень грязной дороге всего раз, заметишь, что мотор стал нагреваться сильнее. Посмотришь внимательнее, а радиатор настолько забит грязью, что на просвет проходы для воздуха и не видны. Не верите? Включите лампу-переноску и посветите из-под капота, а сами глядите снаружи.

Кстати, свежую грязь отмочить, смыть легче. Особенно если воздействовать раствором стирального порошка. Гораздо упорнее сопротивляются мойке окаменелости. Их образуют не только грязь, пыль с дороги, но и пыльца растений, и останки насекомых, и тополиный пух. Более того, в воздухе над нашими дорогами часто стоит туман из нефтепродуктов (например, несгоревшей солярки), да еще и антигололедных препаратов. Когда все это хорошенько "поджарится", корка становится очень стойкой.

Вот почему операция, показанная на фото 1, ограниченно полезная: продувая воздушные каналы компрессором, сумеете удалить часть пыли и рыхлой грязи. Но... только часть. Сразу предупредим: если под рукой есть источник воды с сильным напором, не теряйте от радости голову! Теплоотводящие перемычки между трубками легко повредить, смять.

Иногда в ремонт попадают такие радиаторы, что отмыть их за час - задача нереальная. Для подобных случаев можно соорудить специальную ванну (рис. 1) с моющим раствором и, периодически его подогревая, держать в нем "откисающий" от грязи радиатор, сколько потребуется (иногда и суток мало!).

Второе предупреждение рационализаторам: не пытайтесь ускорить дело, работая металлической щеткой, не ковыряйте грязь отверткой и другими твердыми предметами! Проткнуть тонкостенные трубки очень легко.

МОЕМ ИЗНУТРИ

Убрать отложения в системе помогают специальные добавки (в продаже их великое множество). После промывки слейте жидкость и замените новой. Другой способ: слив старую жидкость, временно (на один день) заменяем ее дистиллированной водой с добавками моющих препаратов (и таких в продаже хватает). Поездив, сливаем - и заменяем охлаждающей жидкостью.

В тяжелых случаях радиатор так забит, что промывка слабым моющим раствором бессильна. Разведя в воде каустическую соду, заливаем в систему охлаждения и даем двигателю полчаса поработать. Учтите: это не более чем шанс спасти радиатор! Крепкий раствор может проесть трубки.

Иногда латунный радиатор распаивают и чистят изнутри механически. Но это по силам только умельцам, мастерски владеющим пайкой. Проще очистить изнутри трубки разборных радиаторов с пластмассовыми бачками. Но последующая сборка - это тема отдельного разговора.

НАСТРОИМ КЛАПАНЫ

Чтобы система охлаждения хорошо работала, она должна быть герметичной при довольно значительном избыточном давлении. Это предотвращает кипение жидкости вплоть до 110-115°С и одновременно повышает теплоотдачу от горячего радиатора к охлаждающему воздуху. Клапан пробки радиатора (а на машинах с герметичным расширительным бачком - клапан его пробки) настраиваем так, чтобы он открывался при давлении около 0,65 кгс/см2 (фото 2). Создаем давление компрессором или ножным насосом, они удобнее ручных. Воздух можно подавать через штуцер расширительного бачка. При проверке под давлением нередко удается обнаружить и места утечек жидкости. Некоторые мастера для этой цели специально приспосабливают старую пробку системы, - выбросив "начинку", оснащают колесным вентилем. В этом случае избыточное давление создают побольше - до 1 кгс/см2.

ПОТЕК В ДОРОГЕ

Если течь обнаружена в радиаторе, а до места ремонта далеко, заделать ее можно по-разному - смотря, где течь, насколько сильная и т. д. Свищ в доступном месте можно заделать, например, "холодной сваркой". Правда, работа немалая: жидкость слить, место очистить, просушить и т. д. Иногда выручают имеющиеся в продаже составы (см. фото 3), а то и просто ложка горчицы, добавленная в жидкость. Не переборщите, иначе забитые ею трубки создадут новые проблемы. Очень часто борьба за радиатор равносильна борьбе за выживание. Известен случай, когда водитель замазал течь радиатора алебастром. И доехал. Вот это - творческий подход!

К ПЕЧКЕ!

Радиатор отопителя снаружи загрязняется слабо. Изнутри - наравне с основным. И чистим его так же. Особая статья - те дефекты, из-за которых радиатор отдает мало тепла. Обычно это плохо припаянная перегородка (рис. 2). Если так, то жидкость от одного патрубка к другому идет простым путем, не циркулируя по трубкам. Проверяем радиатор, как показано. Из свободного патрубка вода сильно течь не должна. В противном случае радиатор нуждается в лечении, что совсем не просто. Возможно, лучше обратиться к специалистам-паяльщикам.

Что же касается очистки от грязи, это дело целиком в руках аккуратного владельца.

Рис. 1. Приспособление для мойки радиатора: 1 - крышка; 2 - радиатор;

3 - емкость; 4 - решетка; 5 - ТЭН с регулятором (220 В).

Рис. 2. Схема проверки радиатора отопителя: 1 - воронка; 2 - радиатор; 3 - перегородка; 4 - шланг.

Продуваем радиатор воздухом от компрессора.

Регулировка клапана пробки.

Герметизирующие составы.

ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

Подпишитесь на «За рулем» в