Я проколов не боюсь...
Они заметно подешевели (разница в цене со стандартной шиной около 20%) и почти сравнялись с обычными по основным «драйверским» характеристикам.
Расширенный ассортимент таких шин недавно представила «Пирелли»: ее самые популярные модели – Eufori@, P Zero Nero, Winter Snowsport, Winter Sottozero располагают теперь «гвоздестойкими» двойниками, внешне практически неотличимыми от «стандарта». А вот внутри у них – целый букет патентов.
Главное достижение – заметное снижение массы шины благодаря облегчению каркаса и боковины. В линейке шин Run Flat «Пирелли» вообще удалось примирить два полярных свойства: жесткую боковину и низкое сопротивление качению – оно почти такое же, как у традиционных шин. Соответственно, почти не изменился и расход топлива. Более тонкая боковина одновременно и более упругая: здесь мало воспринимать вес самого автомобиля в покое, нужно еще выдерживать и динамические нагрузки, обеспечивая должное сцепление с дорогой!
Судя по результатам испытаний, с этой задачей итальянцы справились успешно. Рекомендованная максимальная скорость на спущенной шине – 80 км/ч и расстояние – до 150 км достаточны не только для Европы, но и для России (другое дело, что по европейским меркам наши дороги – проселок). Но – внимание: «Пирелли» рекомендует не ремонтировать, а заменять шины, потерявшие давление, – а это дополнительные расходы.
Сегодня «Пирелли» выпускает «гвоздестойкие» шины более чем в 30 типоразмерах c посадочным диаметром от 16 до 20 дюймов, в том числе для вседорожников и «заряженных» автомобилей. Не за горами дальнейшее расширение ассортимента в сторону более «народных» авто.
КОЛЕСО С ДВОЙНЫМ ДНОМ
Помните недавний скандал в формуле 1, связанный с использованием двойного бака командой BAR? Уж не у «Пирелли» ли подсмотрели англо-американцы эту идею? Всего за несколько месяцев до этого итальянские шинники представили простое и изящное решение – «Систему безопасных колес» (SWS) с двойным ободом.
В кольцевой камере, выполненной в легкосплавном колесе (фото 1 и рис.), содержится запас воздуха под давлением около 10 бар. При падении его внутренний клапан камеры автоматически открывается, восстанавливая давление до нормы. Если шина исправна, сжатого воздуха хватит на 9–12 месяцев – это избавляет от необходимости периодической подкачки шин. Кстати, чтобы не перекачать остывшую ночью или на морозе шину, в клапане предусмотрен термокомпенсатор.
Помогает система и при проколах, в особенности связанных с внезапной потерей давления. С этого года появилась система SWS для вседорожников. Ее можно использовать как с обычными, так и с «гвоздестойкими» шинами. Запас воздуха в ободе легко пополнить на любой СТО или крупной заправке. В конце концов можно обойтись и хорошим электрическим насосом: 10 бар – вполне доступная величина.
ВЕНТИЛЬ С «ГОЛУБЫМ ЗУБОМ»
Несмотря на то что колеса научились сами подкачивать шины, а те способны ездить и с дырами, контролировать давление все-таки нужно. Система слежения X-Pressure, разработанная «Пирелли», делает это на расстоянии. Ее датчик вмонтирован в вентиль колеса, поэтому тип, размер и даже производитель покрышки здесь роли не играет.
На выбор предлагаются несколько систем оповещения. Самая простая – визуальная (фото 3): белый колпачок на вентиле показывает, что давление в норме, красный – шину надо подкачать. Более продвинутая система – вентиль с передатчиком: при падении давления водитель слышит звуковой сигнал, а информация об этом выводится на отдельный монитор в салоне автомобиля (фото 4). Третий вариант – распространенный сегодня протокол Bluetooth («Голубой зуб»), который позволяет передавать все данные на мобильный телефон владельца (фото 5).
Предусмотрели разработчики и защиту «умных вентилей» от воришек. Для демонтажа устройства нужен специальный ключ, а кроме того при первой установке оно опознает принимающее устройство и в дальнейшем работает только с ним.
ТАКТИЛЬНОЕ ЧУВСТВО
Идея очеловечить машину или хотя бы научить ее чувствовать занимает умы с незапамятных времен. Последние разработки «Пирелли» – Cyber Wheel и Cyber Tyre – еще один шажок в этом направлении. Инженерам удалось вмонтировать в колесо и шину датчики, передающие бортовому компьютеру в реальном времени информацию о скорости колеса, угле его поворота, боковых и вертикальных ускорениях, вращении в горизонтальной плоскости, температуре, давлении в шине и т.п.
Большинство этих данных (фото 2), конечно, водителю не нужны, но их могут использовать все усложняющиеся системы активной безопасности. Например, шина может «пощупать дорогу» – определить тип покрытия (асфальт, лед, снег), чтобы задействовать оптимальную программу управления. А для водителя – свои подсказки, в частности: сколько еще может продержаться проколотая шина. Жаль только, что гвозди объезжать она пока не умеет.