Бюджетный инструмент

Бюджетный инструмент

Позже, когда на рынке появился и более дорогой тольяттинский «инструмент», эта модель продолжала привлекать покупателей невысокой ценой и хорошим по отечественным меркам качеством. И сегодня «самары», теперь уже второго поколения, подолгу не простаивают на площадках готовой продукции – что ни говори, а новых автомобилей за 6,5–7 тысяч долларов немного.

ПОД ОДНИМ ИМЕНЕМ

В семействе «Самара-2» (так часто называют обновленные «самары») – три модели, различающиеся кузовами. Самая дешевая – трехдверный хэтчбек VAZ 2113, столько же, иногда чуть дороже стоит пятидверный VAZ 2114, а закрывает ценовой диапазон седан VAZ 2115.

VAZ 2113, бывшая «восьмерка», привлекает… минимумом дверей. Во-первых, можно не волноваться за детей на заднем сиденье. Во-вторых, в большую «калитку» водителю, особенно солидной комплекции, проще входить. Но владельца «тринадцатой» подстерегают и огорчения – большая дверь со временем провисает или стекло норовит перекоситься при попытке его закрыть. Кроме того, «тринадцатая» абсолютно не подходит на роль маршрутки – задним пассажирам тяжко пролезать в дверной проем, а передним быстро надоедает их пропускать. Это автор испытал на себе, пока ездил пару лет на «восьмерке».

Поэтому следующим моим автомобилем стала «девятка» (ее модернизированный вариант называется VAZ 2114). Если у вас часты семейные выезды, советую поступить так же – родным и близким в этой машине будет удобнее. И не только им: в грузопассажирском варианте при сложенных задних сиденьях через вторые двери проще разложить поклажу по отсеку.

Вы не любите хэтчбеки? Или багажник маловат? Тогда из семейства «самар» лучше всего подойдет VAZ 2115. Заднее сиденье у седана тоже складывается, и в грузопассажирском варианте салон длиннее примерно на 200 мм – удобно для перевозки длинномеров или лыж. И загружать вещи в багажник «пятнашки» удобнее – проем шире, поднимать поклажу придется не так высоко.

ВЫБОРЫ В «САМАРЕ»

Дилеры предлагают не только разные кузова, но и комплектации. Самую бедную – «стандарт» – можно заносить в Красную книгу. В автосалонах начинают разговор с варианта «норма» (его часто называют «полулюкс»). В арсенале – центральный замок, противотуманные фары, стеклоподъемники в передних дверях. Впрочем, может случиться, что у дилера «под рукой» только дорогие «самары» в исполнении «люкс». Вдобавок к перечисленным благам получаете атермальные стекла, маршрутный компьютер, подогреваемые передние сиденья, вместо твида салон обит велюром.

Только не рассчитывайте купить «Самару» за цену, указанную в прайс-листе. «Голые» машины встречаются крайне редко, дилеры любят начинять их собственным оборудованием. Если предложат только сигнализацию и антикор с подкрылками – считайте, отделались малой кровью. Эти не самые бесполезные вещи прибавят к стоимости автомобиля в среднем 6–15 тыс. рублей (в провинции расценки скромнее). Часто выставленная на продажу машина уже оснащена защитой двигателя (плюс 400 рублей), в салоне и багажнике лежат коврики (450/350 руб.), а обута «Самара» в импортные покрышки на литых дисках (17 000 руб.). Особо искусные продавцы раскрутят покупателя еще на 20–30% от стартовой цены машины.

ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО

Единственную «Самару» из старой гвардии – пятидверный хэтчбек первого поколения – пока выпускает сызранское предприятие «РосЛада». VAZ 21093, помимо скромной внешности, отличается обивками дверей, панелью приборов, нерегулируемой рулевой колонкой и скудной комплектацией. А потому и ценой – разница между поколениями около 8–10 тыс. рублей.

Из всех продающихся ныне «самар» я бы отдал предпочтение как раз VAZ 21093, и не только из-за цены. Мне ближе безыскусный, зато гармоничный облик «девятки», нежели безвкусно обновленная «четырнадцатая». А практичные черные бамперы прежних машин, о прочности которых ходят легенды, – разве можно их сравнить с нежными, крашенными в цвет кузова «отбойниками» «Самары-2»? Большие фары «девяносто третьей» лучше освещают дорогу, к тому же и просят за них меньше, как, впрочем, и за многое другое. Однако бытует мнение, что сызранские машины уступают тольяттинским по качеству. Если внимательно изучить кузова этих моделей, замечаешь, что «четырнадцатая» действительно собрана аккуратнее.

Хватает у VAZ 21093 и неприятных пустячков. Например, низко расположенный руль, буквально протирающий брюки у доброй (в смысле нехудосочной) половины водителей. На обновленных «самарах» эту проблему решает регулируемая колонка. Кроме того, сызранский производитель не балует потенциального покупателя опциями вроде маршрутного компьютера или подогрева сидений.

ЗАПЛАТИЛИ? ПОЛУЧИТЕ!

Пожалуй, среди отечественных моделей «Самара» – одна из наиболее надежных машин, в первую очередь благодаря простой конструкции. По большому счету, ломаться в ней нечему, да и о детских болезнях «старушки» говорить как-то глупо. Эти самые дешевые из переднеприводных моделей ВАЗа докучают владельцам в основном мелкими неисправностями – например, заклинившими дверными замками, перегоревшими предохранителями, повизгивающими электромоторчиками. Зато починят «Самару» на каждом углу – на дорогой дилерской станции или в частной придорожной мастерской.

Было время, в автосалонах продавали «самары» с разными двигателями. Теперь выбирать не из чего – у всех под капотами один и тот же полуторалитровый мотор. В системе выпуска установлены каталитические нейтрализаторы, под капотами – адсорберы. Одна-одинешенька и пятиступенчатая коробка. У силового агрегата преклонный модельный возраст, зато удобные характеристики. На трассе они позволяют вполне безопасно обгонять, а в городских пробках отзываются дружелюбной тяговитостью.

Автомобилю в свое время повезло – «восьмерку» доводила именитая фирма «Порше». Иностранцы привили нашей машине скромный аппетит, хорошие манеры – при неплохой управляемости автомобиль сохранил пристойную плавность хода и, что немаловажно для российских условий, солидный дорожный просвет. Правда, долгая конвейерная жизнь немного подпортила «Самаре» характер (подробнее – ЗР, 2005, № 8).

Несмотря на неуклонное подорожание моделей ВАЗ, конкурентов у «Самары» в классе и ценовой нише пока нет. Этот автомобиль покупают небогатые и практичные люди, выросшие из «Оки» и «Жигулей», но не накопившие на иномарку. Конечно, «зубило» – не самый тонкий инструмент, а простое орудие для простой повседневной работы. Впрочем, ничего другого от него и не требуется.

С «САМАРОЙ» ПО ЖИЗНИ

Заводская гарантия – 35 тыс. км или 2 года, в зависимости от того, что наступит раньше. В среднем по Москве нормочас стоит 550 рублей, в других городах и областях встречаются цены и вдвое ниже. ТО-1 (2 тыс. км) с расходными материалами в столице обойдется в среднем 4200 рублей; ТО-2 (15 тыс. км) – 3500, ТО-3 (30 тыс. км) – 5800, ТО-4 (45 тыс. км) – 4700.

Подпишитесь на «За рулем» в