Холодное лето

ХОЛОДНОЕ ЛЕТО

Лето, прямо скажем, досталось нашим подопытным довольно холодное – плюс 3–5°С, но тем интереснее сравнить шины в непривычных для них условиях.

На наше предложение участвовать в необычном тесте откликнулись все мировые шинные лидеры – Bridgestone, Continental, Goodyear, Michelin, Pirelli и, конечно, Nokian – в последнее время этот бренд силен не только зимними, но и хорошими летними шинами.

Место действия – арендованный нами летний полигон «Континенталя». Это повлекло некоторые таможенные сложности, зато позволило провести такие интересные тесты, как продольное и поперечное аквапланирование. Они впервые появляются на страницах ЗР, поэтому расскажем о них несколько подробнее.

Продольное аквапланирование. Левыми колесами автомобиль движется по воде – для нее сделана специальная ванна с системой подачи воды (толщина слоя 8 мм), а правыми – по влажному асфальту. Датчики на колесах определяют их частоту вращения. Как только разница по бортам достигает 15%, фиксируется скорость автомобиля – это и есть начало всплытия колес над дорогой на водяном клине.

Поперечное аквапланирование по сути то же самое, но при движении в повороте. Скорость автомобиля при прохождении ванны (здесь глубина 7 мм), равно как и радиус поворота, постоянна, «шаг» увеличения скорости 5 км/ч. Кроме скорости, акселерометром фиксируется и величина бокового ускорения автомобиля. Однако одной только скорости начала всплытия для полной картины поведения автомобиля «в луже» еще недостаточно. Нужно проследить, как он ведет себя на разных скоростях, насколько отклоняется от заданной траектории, как быстро колеса теряют сцепление с дорогой и т.п. В общем, здесь много критериев и потому используют один всеобъемлющий (комплексный). По результатам теста строится график зависимости бокового ускорения (сцепных свойств) от скорости прохождения поворота. Полученные результаты каждый производитель шин использует по-своему, несколько отличаются и комплексные показатели.

Мы применили методику «Континенталя», который ориентируется на величину среднего бокового ускорения в диапазоне скоростей 65–95 км/ч. А вот «Мишлен», например, задает диапазон измерений по другим координатам – от 0,2 g при наборе скорости до 0,15 g при снижении сцепных свойств. И в качестве комплексного критерия берет не среднее значение ускорения на этом участке, а интеграл (площадь фигуры между полученной кривой и осью скорости, ограниченной двумя значениями ускорений)...

В силу особенностей полигона «Контидром» мы были вынуждены отказаться от наших традиционных «переставок». Вместо них использовали сухую (2100 м) и мокрую (1835 м) трассы сложных конфигураций и мокрый круг диаметром 55 м. Впрочем, замена практически равноценна.

Вместе с автором покрышки тестировали Андрей ОБРАЗУМОВ и Антон МИШИН.

Подпишитесь на «За рулем» в