58
59
60
61
текст Алана КАТКАРТА, фото Alex Photo, а также из архива автораШесть лет назад, когда итальянскую компанию Benelli приобрел китайский концерн Qianjiang Group, мало кто прочил ей светлое будущее. Казалось, что скептики правы: производство мотоциклов еле теплится, обещанные новые модели так и остаются прототипами. Но исполнительный директор компании Янь Хаймей утверждает:РЕНЕССАНС НЕИЗБЕЖЕНВ мире не так уж и много мотоциклетных компаний, возглавляемых женщинами – возможно, Янь Хаймей, исполнительный директор Benelli, единственная в своем роде. Известная в Италии как мадам Клара, она получила свой пост после того, как в октябре 2005 года компанию из Пезаро купил концерн Qianjiang (произносится «Чинь-Цзян», но сами сотрудники концерна называют его просто QJ – «Ку-джей»), один из крупнейших производителей мототехники в Китае. Обладатель звания « Экспортер года» в 2003 году и официальный спонсор олимпиады в Пекине 2008 года, Qianjiang начал делать мотоциклы лишь в 1995 году, но сейчас он – в числе лидеров рынка, экспортируя свою продукцию под маркой Keeway в США, Латинскую Америку и Европу. Кроме мотоциклов и скутеров концерн, капитал которого равен 750 миллионам долларов, выпускает ATV, электровелосипеды, газонокосилки, гольф-карты, генераторы, насосы и разнообразное садовое оборудование. Его огромный – размером с город – завод оснащен новейшими станками немецкого, итальянского и японского производства. Возглавив Benelli, Янь Хаймей провела компанию через период нестабильности, вызванный мировым экономическим кризисом. Именно эта нестабильность послужила причиной того, что два новых семейства Benelli – одноцилиндровые Mono и двухцилиндровые Due – пока так и не увидели свет. Возглавлявший проектный отдел компании Пьер-Луиджи Маркони, не дождавшись внедрения своих разработок в серийное производ-ство, в 2010 году ушел в испанскую компанию Gas-Gas. Его сменил Клаудио Консонни, ранее работавший в итальянском филиале концерна Yamaha и отвечавший за разработку таких моделей, как круизер ВТ1100 Bulldog, эндуро ТТ600 и спортбайк TZR125. Янь Хаймей дает свое первое интервью в качестве главы Benelli. Ну что же, это говорит хотя бы о том, что у китайских хозяев появилась определенность в отношении будущего компании.58moto.zr.ru декабрь 2011 ‣ ИНТЕРВЬЮ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ BENELLI с.58, DUCATI CR с.62, РЫБИНСКИЕ СНЕГОХОДЫ с.66, ДВУХТАКТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ТВИНЫ YAMAHA с.74Слева направо: исполнительный директор Benelli Янь Хаймей, легендарный гонщик Кел Каррутерз, выигравший на Benelli чемпионат мира в 1969 году, и генеральный директор компании Клаудио Консонни.ТЕХНИКАМадам Клара, какова Ваша роль в Benelli? Я работаю в Benelli с 2007 года, возглавляя компанию. Я пришла в QJ в 1999 году, занимаясь поначалу продажами в Европе. Потом я стала отвечать за все экспортные продажи QJ – в 70–80 странах.Да, но без продаж нет бизнеса. Сколько мотоциклов и скутеров продал QJ в 2010 году?годовая производительность вырастет еще на полмиллиона машин. Мы все время развиваемся. С какой целью концерн приобрел Benelli?УЖЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ЕТ ГОДУ BEN ELLI НАЧН ПРОИЗВОДСТВО Х ОДНОЦИЛИНДРОВЫ Х И ДВУХЦИЛИНДРОВЫ МОДЕЛЕЙ.наладить выпуск кроссовера Tre-K1130. Но запустить производство по-новому не так-то легко – знающие работники ушли в другие компании. Нам удалось решить все проблемы и все-таки восстановить изготовление мотоциклов в конце 2007 года, но тут пришел кризис, который особенно тяжело ударил по Benelli. В 2009 году мы сделали всего 500–600 мотоциклов. Но это был худший год – в 2010-м мы произвели тысячу аппаратов, большая часть которых ушла на экспорт, а в этом году рассчитываем изготовить 2000. Так что мы отпраздновали 100-летие марки с уверенностью в ее будущем. Сколько людей сейчас работает на Benelli? Около 90 человек – но они делают только мотоциклы, потому что производство скутеров мы перевели в Китай. Все скутеры Benelli производятся в Китае? Да, но мы подумываем о производстве макси-ску-Benelli Due – прототип образца 2011 года. Поначалу будет продаваться в Китае, усовершенствованная модель для Европы появится позже.В прошлом году мы изготовили 1,5 миллиона машин, экспортировали около четверти миллиона, в основном в Европу и Латинскую Америку. Примерно 80% от этого количества – мотоТак что Вы очень важная циклы, остальное – скутеры. В Европе больше польперсона в QJ? зуются спросом наши Нет, что Вы, я просто зани- скутеры, в других страмаюсь продажами! нах – мотоциклы, рабочим объемом 125 и 250 см³. Нашу технику мы продаем под разными брендами – QJ, Keeway, Benelli. Сколько людей работает во всем концерне QJ? Около 8000, в том числе 500 инженеров. Так много рабочей силы – потому что в отличие от многих китайских компаний мы почти все делаем сами: рамы, двигатели, коробки передач, даже пластиковые детали. Конечно, кое-что мы закупаем на стороне, но не так уж много. Поэтому у нас столько работников и такой огромный завод – 670 000 м² крытых площадей. Сейчас мы строим еще одно предприятие, и с его пуском нашаВ 2005 году президент QJ Линь Хуа Чжон был в Италии и в числе прочих компаний посетил и Benelli, которая в то время переживала процесс ликвидации. Так что он подумал: почему бы не приобрести ее. Зачем? Во-первых, Benelli хорошо известный в Европе бренд, с богатой историей. Во-вторых, у этой компании отличная команда конструкторов – и это было едва ли не главным, потому что мы рассчитывали многому у них научиться. В-третьих, Benelli могла бы стать для QJ плацдармом для наступления на Европу – производителем машин под специфические требования местного рынка. Да и в Китае отмечается рост интереса к большим кубатурам. После приобретения Benelli мы хотели возобновить производство TnT1130 – решив вначале проблемы с качеством изготовления. Мы также рассчитывалидекабрь 2011 moto.zr.ru59 АКТУАЛЬНОИНТЕРВЬЮ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ BENELLIто тем более справится с дорожными). Сейчас мы как раз занимаемся такой конверсией, и думаю, что нас ждет успех на рынке – ведь мы сможем предложить адекватную цену. Будет ли Benelli elli делать свои одноцилиндровые индровые модели в Китае? Или, по крайней мере, моторы для них – как BMW? W? Нет, мы будем делать их полностью в Италии талии, хотя некоторые детали тали можем привозить из Китая. Когда вы начнете нете производство? которыми другими азиатскими станами. Лишь когда мы убедимся, что с качеством и надежностью все в порядке, мы начнем сбыт в Европе. Benelli продается в Китае весьма успешно: в этом году мы реализовали больше 200 мотоциклов. Так что не исключено, что в будущем мы будем делать специальные модели для местного рынка. Какой вариант Due пойдет в производство: 600 или 750 см³? Так что мы будем продавать мотоциклы старого дизайна в Китае и на некоторых других рынках за пределами Европы – например, в Южной Америке. А в Европе чуть позже дебютирует модель нового дизайна, работа над которой уже идет. Трехцилиндровому двигателю Benelli уже 14 лет. Планируете ли вы обновить его – или заменить другой конструкцией? Я знаю, что многие ценят Benelli за ее инновации и спортивный имидж. Но сейчас ситуация такова, что мы должны сосредоточиться на моторах меньшего объема. Разработка большого двигателя требует больших денег и много времени. Вот если серии Mono и Due удачно стартуют и начнут продаваться в больших количествах, тогда у нас появятся средства и на разработку большого мотора. А планирует ли Benelli увеличить рабочий объем существующей «тройки»? Да, у нас есть такие планы – но вначале мы должны твердо встать на ноги и добиться устойчивой прибыли. В этом году мы выпустим около 2000 мотоциклов, а в будущем должны увеличить производство. Во время кризиса Benelli как бы впала в спячку – но сейчас мы проснулись. Ренессанс Benelli уже начался!теров в Италии. Сейчас наш самый мощный скутер – 400-кубовый, но мы проектируем и новые модели. Рынок макси-скутеров на подъеме – даже BMW им заинтересовалась – так что для такой ориентированной на мощные машины компании, как Benelli, это хорошая возможность. С тех пор как QJ приобрел Benelli, компания разработала две линейки совершенно новых двигателей – одноцилиндровые Mono и двухцилиндровые Due. Но модели, оснащенные этими моторами, так и не пошли в серию. Какое будущее их ждет?Сначала – 750-кубовый. Мы затратили много сил и средств на проектирование этого агрегата и теперь Я думаю, что до конца этого хотим быть уверенными года мы полностью Это как раз та задача, над остью закончим в успехе. Тем более что нам которой мы работаем. Дело проектные работы боты и тесты. нужны объемы производв том, что одноцилиндровый А со следующего его начнем ства, чтобы найти поставщидвигатель был разработан производство – но поначалу ков в Китае. Мы – первая для соревнований: супермо- не для Европы ы: планируем компания, которая пытается то, мотокросс, эндуро. Но продажи в США А, Южной Аме- делать мотоцикл большого компания, которая продает рике и Австралии лии. Это будут рабочего объема с китайэндуро и супермото спортивные мотоциклы, рмото, но не скими комплектующими. должна тратить много денег спортивного назначения азначения, а с допуском на дороги обна гонки, чтобы подтверА 500 инженеров в Китае щего пользования дить, что ее продукция моания. помогали в разработке жет побеждать. А одноциэтого мотора? линдровые машины дают не А как насчет двухцилиндрового проекта так уж много прибыли. Бота Due? Пла- Да, конечно. Это была совнируете к нему юсь, что ориентация на му вернутьместная разработка – но сося? спортивный сектор была бирать эти мотоциклы будем ошибкой. Но если мы адапв Италии, а продавать понаУ меня есть хорошая тируем одноцилиндровый орошая ночалу за пределами Европы. мотор для повседневного вость для поклонников лонников этого Дело в том, что первонаиспользования, то у нас попроекта: он полностью олностью готов чальный проект был создан лучится превосходный агре- к производству у! Этой осенью в 2006 году и уже немного гат: динамичный и надежный в Милане мы покажем окажем серий- устарел. ную версию. Теперь (ведь он строился с расчееперь новость похуже: поначалу том на гонки, а раз мог выалу продажи Е ОДНОЦИЛИНДРОВЫ нести спортивные нагрузки, ограничатся Китаем итаем и не-Одноцилиндровая модель была разработана в спортивном варианте, но в серию пойдет «цивильная» версия.ОТО ЭНДУРО И СУПЕРМ НЫ БУДУТ ОМОЛОГИРОВА АМ ДЛЯ ЕЗДЫ ПО ДОРОГИЯ. ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАН60moto.zr.ru декабрь 2011 ОТКРОЙ В СЕБЕ ДИЗАЙНЕРА!КОНКУРСКонкурс дизайнеров, объявленный в «Мото» № 09–2011, продолжается. Напомним, «Мото» и Stels принимают конкурсные работы до 1 февраля 2012 года.ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕЦЕЛИ И ЗАДАЧИКонкурс дизайнеров (далее – Конкурс) имеет основной задачей возрождение мотоциклетного дизайна в России. В задачи организаторов Конкурса также входит разработка возможного типажа мототехники российского производства и поиск перспективных кадров для мотоциклетной индустрии.УЧАСТНИКИмическим требованиям массового производства. Дизайн должен продемонстрировать видение российского мотоцикла (скутера) ближайшего будущего.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУCрок подачи проектов – до 1 февраля 2012 г.Участвовать в Конкурсе может любое лицо в возрасте от 18 лет, своевременно предоставившее конкурсную работу в редакцию журнала «Мото» на адрес [email protected] или иным способом. Род занятий, пол и гражданство участника не регламентируются. Коллективное участие в проекте не допускается. Число работ от одного участника не ограничивается. Членам жюри участвовать в Конкурсе не разрешается.ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕМотоцикл массового производства для внутреннего российского рынка скутерной или мотоциклетной компоновки, с бензиновым ДВС. Рабочий объем двигателя – 51–499 см3, число цилиндров – не более двух. Тип трансмиссии – механическая или клиноременный вариатор. Расположение двигателя (в раме либо в блоке с задним колесом) не регламентируется. Желательна увязка проекта с выпускаемыми массовыми ДВС (независимо от производителя). Дизайн и концепция проекта должны учитывать специфику российской эксплуатации, культурные особенности и традиции страны и отвечать современным техническим и эконо-Проект должен быть выполнен в электронном виде (в форматах jpеg или bmp с разрешением не менее 300 dpi размером не менее 210х297 мм), либо в виде рисунков на бумаге формата А4 (при условии самостоятельной доставки в редакцию «Мото») минимум в трех ракурсах. Обязательные ракурсы – сбоку и ¾ спереди, дополнительно могут быть представлены другие ракурсы и деталировки. К проекту должна прилагаться пояснительная записка (до 2 страниц формата А4) с описанием: – назначения мотоцикла; – особенностей конструкции и дизайна проекта; – целевого покупателя (среда обитания, возрастная группа, уровень доходов и т.д.); – возможностей дополнительного модифицирования (кастомизации); – примерной ценовой ниши конечного изделия.СУДЕЙСТВОпо следующим критериям: – нестандартность подхода; – перспективность для российского рынка; – эргономичность и утилитарность применительно к российским условиям; – реалистичность воплощения. Организаторы Конкурса не претендуют на авторские права, но оставляют за собой преимущественное право на использование работ на возмездной основе, а также право на безвозмездную публикацию работ. В случае претензий третьих лиц против организаторов на интеллектуальную собственность проектов организаторы не несут ответственности, и претензии улаживаются участником самостоятельно.ПРИЗСудейство конкурса осуществляет жюри с участием представителей «Мото» и Stels под председательством дизайнера Владимира Щечкина. Работы принимаются до 1 февраля 2012 года. Лучшие работы будут опубликованы в выпусках журнала «Мото». Победитель будет определен по завершении приема работПобедитель Конкурса получает диплом журнала «Мото» и мотоцикл (скутер) Stels 2012 модельного года (перечень см. в «Мото» № 09–2011). Выбор модели и цвета призового мотоцикла (скутера) организаторы оставляют на усмотрение победителя. Организаторы также оставляют за собой право на вручение специальных призов участникам Конкурса.декабрь 2011 moto.zr.ru61