30
31
^•gs.**''КружокавтодоровцевТюменскогоземельногоуправлениина практическихзанятияхБОРЕМСЯ,КРЕПНЕМ,рабкоровРАСТЕМИз писемнашихТИХИЙНО, без циркуляров и инструкций, по инициативе местных общественников и, в первую очередь, автоработников, в городах, волостях и селах СССР возникали автодоровские коллективы. Многие из пионеров Автодора прежде не представляли себе, какие формы примет организационная и практическая работа ячеек. Они агитировали, с энтузиазмом создавали коллективы, избирали руководящие тройки. Важно было прежде всего количество, процент охвата,— о качестве не задумывались. Но с каждым месяцем развивается, ширится и крепнет автодоровское движение, растет актив; автодоровцы уже серьезно взялись за учебу — от слов перешли к делу, к большой практической работе. По многочисленным рабкоровским письмам, непрерывно поступающим в редакцию „За Рулем", мы можем проследить за тем, как постепенно Автодор завоевывает все более широкие симпатии трудящихся масс города и деревни, вовлекает в свои ряды новые тысячи членов, ремонтирует автомобили, строит дороги. Из сотен этих писем приведем, за недостатком места, только некоторые. Начнем с Автодора Азербайджана. Первое время он бездействовал, но начиная с августа прошлого года усердно взялся за работу. Результаты сказались быстро:С— В городе Сарапуле Уральской области,— сообщает рабкор Башко в,— 1.000 членов Автодора. В округе 34 коллектива. Организуются кружки по изучению автодела. На курсы дорожных десятников послано 3ai счет общества 6 человек. Для популяризации идей Автодора прошлым летом был организован велосипедный пробег на 600 км (Сарапуль — Свердловск). Коллективы; Автодора посылают в деревню автомобильную и дорожную литературу. • По Тюменскому округу на 15 февраля этого года— 22 ячейки, насчитывающие 1095 членов. Рабкор тов. Ф ад еев отмечает, что особенно широко растут автодоровские коллективы в районах: из 22 ячеек —14, и з 1095 членов—842. Избачи ведут среди крестьян большую раз'яснительную кампанию. — В первом "'коллективе Тверского отделения,— пишет рабкор Кафтанов , — число членов за год возросло с 25 до 363 человек. На ходу — две легковые машины, восстановленные своими силами. Автосекция проводит кружковые занятия, велосипедная предполагает организовать вело-ремонтную мастерскую. Коллектив выдвигает вопрос о необходимости установления тесной связи с другими губерниями для обмена опытом автодоровской работы.Большой интерес к Автодору проявляется на фабрично-заводских предприятиях. Рабочие по своей инициативе создают автодоровские ячейки, кружки по изучению автомобиля, и сразу же по-деловому ставят практическую работу:— Из 30 человек рабочих текстильных фабрик Егорьевска, которые были застрельщиками организации Автодора, количество членов общества за 3 месяца возросло до 300 человек. Силами актива Автодора оборудован гараж для имеющихся двух грузовиков и двух легковых машин. Рабкор Ал. Л. сообщает нам, что в летнее время Автодор предполагает организовать агитпоездки по волостям Егорьевского уезда. — Идем второй скоростью,— так характеризует работу коллектива Ленинградской ф-ки „Рабочий" рабкор Александров . Здесь организованы автокурсы на 50 человек. Выпускается стенная газета, в феврале начала выходить и живая газета. С успехом распространяются лотерейные билеты. Журнал „За Рулем" становится настольной книгой автодоровца. — Ячейка Автодора на Рубежанскиххимиче ­ с кихзаводах „К расноеЗнамя " является первой в Старобельском округе. Насчитывает она 218 человек. Ей удалось приобрести автомобиль и создать курсы на 75 человек. От села Варваровки до станции Рубежной дорога плохая и по ней приходится месить грязь рабочим. Ячейка решила построить здесь шоссейную дорогу на расстоянии 5Уя км, сделав по сторонам дороги укрепляющую посадку. Часть средств— В Азербайджане , — пишет А б. Л еу с, — организовано до 40 ячеек. В некоторых коллективах есть автомашины, ведется кружковая работа. Созданы 2 шоферских школы—одна в промысловом районе, другаяв городе (Баку). Из обучающихся 200 человек—40% тюрок. Азербайджанская организация насчитывает до 5 тыс. членов. Началась подготовка к созыву Всеазербайджанского с'езда Автодора.В целом ряде губерний Автодор глубоко пустил свои корни, об'единил тысячи тех, кто стремится автодоризировать советскую страну. И Автодор работал не впустую,— он имеет здесь не мало достижений. 30 ячейка имеет,—на помощь должны притти окрисполком, лесничество и местное население. К постройке дороги уже приступлено. — Н а Ленинградском механическом завод е „ В улкан " осенью прошлого года организовалась ячейка. Записалось в нее 44 человека. В первую очередь приобрели грузовую двухтонку и легковую машину и приступили к учебе. Машины,—пишет рабкор Богдано в,— были такие, что ахнуть можно. Но настойчивость членов кружка преодолевает эти трудности и скоро двухтонка пойдет на пополнение заводского транспорта.Всячески стремятся изучить автодело и вузовцы. Они на деле показывают себя серьезными, активными автодоровцами. Вот одна из многих корреспонденции, характеризующая работу вузовской ячейки:— Коллектив при Донскоминституте сельского хозяйства и мелиорациии (Новочеркасск) при содействии правления института оборудовал мастерскую. В распоряжении кружка,— пишет тов. С атовски й,— 2 автомашины. Организуется кружок трактористов. В работу коллектива, помимо студентов, вовлечена и профессура.Явтодор своей работой помогает укреплению обороноспособности страны. Вот почему особенно широкое развитие он получил в Красной армии. Из различных частей нам сообщают, что командиры, красноармейцы и моряки с большой охотой готовят себя к управлению машиной и, надо сказать, получают там большую подготовку.— В распоряжение коллектива при N артполку,—сообщает Г. О рел , — командование передало негодные авточасти. В ячейке 227 чел. и почти все они серьезно изучают автодело в организованных семи группах. Яктивно работает не только рядовой, но и команднополитический состав. Скоро ячейка получит легковую машину „Тальбот" и мотоцикл „Индиан". Ведется подготовка к ремонту шоссе, проходящего через территорию полка.— В декабре 1927 года организовался Явтодор в г. Бийске. Начали работать горячо, но скоро остыли. Правление за год,— пишет рабкор П. П.,— ни разу не собиралось. Все делалось в ведомственном порядке —секретарь, да председатель. Общество имеет 3 легковых машины, но на них катаются лишь граждане г. Бийска. За год Явтодор на этих машинах совершенно не выезжал в округ. — Самара стала областным центром, а с организацией Явтодора здесь топчутся на месте. Годовая работа,— пишет рабкор С Р.,— заключается в проведении двух собраний. Низы стали организовываться сами и подтягивать правление. В ряде предприятий ячейки создаются стихийно. Наши предложения: правлению оформить организацию общества и наладить его работу, усилить руководство местными коллективами, широко распространить журнал „За Рулем" среди масс автодоровцев. — В январе этого года была обревизована деятельность Орловского отделения Явтодора. „Я втод ор ове ц" в своей корреспонденции отмечает, что не мало недочетов выявила ревизия. Правление до сих пор не наладило живой связи с ячейками не только сельскими, но и городскими; руководящего материала нет. Коллективы при предприятиях предоставлены сами себе. Негодное авто-имущество хозяйственники до сих пор не передали ячейкам Явтодора, а правление об этом не беспокоится.Часто работа страдает из-за пустяка:• В Перми в окружном Явтодоре нет бланков за— явлений, нет членских билетов. 3 месяца запрашивают билеты из рабочих районов и... безрезультатно. Член Явтодора № 143.210 с воплем заканчивает свое письмо: „Помоги товарищ „За Рулем" призвать к порядку Уральское отделение!"Приведенные нами выдержки из рабкоровских писем говорят о больших достижениях в работе Явтодора. Но не всюду мы видим только хорошие стороны. Есть отделения и коллективы, которые никак не могут похвастаться достижениями и, наоборот, имеют не мало из'янов, слишком явных, чтобы их можно было не заметить.Выводы напрашиваются сами собой: надо взяться немедленно за оживление работы, за устранение недостатков в деятельности ряда губернских отделений и местных автодоровских коллективов. Чтобы осуществить задачи Явтодора, каждый член организации должен проявлять больше энергии, инициативы. Особо важное значение приобретает руководство и непосредственная живая связь правлений и бюро со всеми низовыми организациями, с членской массой. Больше внимания автодоровской работе!НОВЫЙТИПШИНОВАЛЬНОГОа при высоком —1.520 кг, шина г (шириною 9,37") допускает нагрузку в 1.370 кг при низком и 1.930 кг при высоком давлении. Обычная шина более высокого сечения (шириною 7"), показанная на рисунке под литерой д, до-СЕЧЕНИЯЯНГЛИИ появился новый тип пневматиков, сконструированных известным специалистом инженером Киллен. Шины эти имеют овальное, т.-е. более плоское сечение по сравнению с обыкновенными (см. рис.); при меньшей высоте они шире обычных шин. Имея большую поверхность соприкосновения с дорогой, они дают более значительную силу сцепления и устойчивости и выдерживают более высокую нагрузку. Так напр., овальная шина, показанная в сечении, на рис. б, имеющая 10 англ. дм ширины (250 мм) w 1 дм высоты И75 мм), выдерживает вдвое большую нагрузку (2.032 кг), чем обыкновенная шина высокого давления той же высоты и 6V2 дм (162 мм) ширины, допускающая нагрузку лишь в 1.016 кг. Овальные шины могут одинаково применяться как для низкого, так и для высокого давления; в последнемслучаеони выдерживают большую нагрузку (процентов на 30 —40).Так, овальная шина, показанная в сечении на рисунке в (шириною 8,25") при низком давлении допускает нагрузку в 1.170 кг,Впускает при высоком давлении нагр уз ку лишь в 1.370 кг. По сравнению с шинами-б аллонами , овальные шины обходятся дешевле, так как требуют меньше материала: они легче первых (при одинаковой ширине) на 33—40°/0. На рис. г ид для сравнения показаны сечения шин-баллонов, ш Ириною 9,37 дм (изоЛ. В. браженные пунктиром). 31