Вот некоторые типы ремней безопасности. Комбинированный ремень с креплением в трех точках, состоящий из диагонального и накладного ремней (рис. 1). Он удерживает как бедро, так и верхнюю часть туловища. Точка соединения диагонального и накладного ремней приходится иа внешнюю сторону подвздошной кости. Одиночный диагональный ремень с креплением 'в двух точках (рис. 2). Хорошо удерживает верхнюю часть туловища. Накидной надбедренный ремень (рис. 3). Удерживает только надбедренную часть, но не может предохранить туловище от перегиба.«Произошло это на второй день соревнований. На одном из поворотов трассы вдруг вижу в стороне от дороги ярко-красную «Шкоду» вверх колесами. Шел километров 90—100, так что больше ничего и заметить не успел. Спустя некоторое врг-мя на промежуточном финише узнаю, что опрокинулась в кювет машина польской команды. Подробностей никто не знал, но говорили, что члены экипажа живы... Через минуту умчался дальше ив перипетиях борьбы как-то забыл о случившемся. Уже вечером на приеме после вручения наград, вспомнив о ЧП, я с тревогой спросил о судьбе экипажа у одного из членов судейской коллегии. — Да вот он» сами! — воскликнул он и показал мне на одну из танцующих пар. Я был ошеломлен. Присматривался, присматривался, но сколько ни разглядывал их, не увидел ни на мужчине, ни на женщине даже царапин. — У них были привязные ремни! — поняв мое недоумение, пояснил собеседник. «А не плохо бы, — подумал я, — и на наших «Москвичах» иметь их...» Эту историю рассказал мне один советский журналист, участник недавних международных автомобильных соревнований «Интерпресс-ралли». И для начала нашего разговора она подходит как нельзя лучше. Когда несколько лет назад автомобильный мир услышал о привязных ремнях, противников новшества нашлось больше чем достаточно. «Мы не позволим привязывать себя к автомобилю! — заявляли многие. — А вдруг пожар? А если автомобиль свалится в воду? Да и вообще, надев ремни, ощущаешь себя обреченным!» Подобные возражения можно иногда услышать и сейчас. Однако число сторонников этой меры безопасности неизмеримо больше. Многие автомобильные заводы предусматривают места для крепления привязных ремней уже в конструкции машин. В целом ряде стран технические условия на новые автомобили отныне включают обязательное оборудование их привязными ремнями. И это закономерно. Ведь борьба с несчастными случаями на дороге это не только предупреждение дорожно-транспортных происшествий, но и облегчение их последствий. Мы начали эту статью с примера, где автомобиль просто опрокинулся. А посмотрите, что происходит при лобовом столкновении, скажем, на скорости 80 километров в час. Буквально через 0,05 секунды после удара сила инерции величиной примерно в 4000 кг швыряет водителя на рулевую колонку и лобовое стекло, а пассажиров вообще выбрасывает из автомобиля. Все ранения, полученные при этом водителем или пассажирами, смертельны, либо очень тяжелые. А вот при том же эксперименте, проведенном с привязными ремнями, водитель и пассажиры (понятно, что их роль сыграли специальные манекены) остались иа своих местах и отделались «легкими ушибами и ранениями». Убедительно? Одна из дорожных лабораторий Лондона исследовала около 600 уже совершенно реальных столкновений и опрокидываний автомобилей. И что же? Из 837 водителей и пассажиров этих автомобилей 652 вообще остались невредимыми. А среди 218 тяжелых ранений 180 приходилось на долю тех, кто не пользовался привязными ремнями. Преимущества очевидны, а комментарии излишни! Мы уверены, что всякие споры о том, нужны ли на автомобиле привязные ремни, сегодня не имеют под собой никакой почвы. Их эффективность досконально исследована специалистами и испытана в самых различных условиях и на самых разных скоростях. Только после такого всестороннего изучения направления и величины сил, возникающих при резком торможении или столкновении автомобилей, и были определены наиболее подходящие размеры и типы привязных ремней, которые известны нам сейчас (см. рисунки). На наш взгляд, лучше всего отвечает всем требованиям безопасности комбинированный ремень. Другие, хотя и привлекают автомобилистов своей простотой, имеют более ограниченную сферу применения. Надбедренный ремень не подходит для малогабаритных, недостаточно просторных автомобилей, а диагональный — не рекомендуют на задние сиденья четырехдвериых машин. Такие привязные ремни (ширина их 50 мм) не оказывают опасных воздействий на позвоночник, грудную клетку, брюшную-полость и не мешают водителю управлять автомобилем. Застегивающая пряжка устроена так, что ее легко открыть простым движением руки, а регулирующая позволяет пригнать ремень по фигуре. Привязные ремни уже находят практическое применение ив нашей стране. Однако пока лишь при испытаниях автомобилей и на соревнованиях. По нашему глубокому убеждению, их надо иметь на всех легковых автомобилях. Опыт производства привязных ремней у нас есть. Мы имеем в виду оборудование для пассажирских самолетов. Будем надеяться, что Министерство автомобильной промышленности и Министерство авиационной промышленности совместными усилиями наладят выпуск ремней, а конструкторы автомобилей предусмотрят места для их крепления. В то же время нам хотелось бы предостеречь автолюбителей от «самодеятельности» в этой области. Ремни должны отвечать совершенно определенным и строгим нормам и требованиям. И всякое отступление здесь чревато опасными последствиями. Б. ЧЕРНЫШЕВ, начальник отдела НИИ охраны общественного порядкаОт редакции. «Удобные и надежные ремии безопасности должны прочно войти в быт советских автомобилистов». Эта фраза могла бы с успехом заключить публикуемую статью — во всяком случае звучит она сейчас очень антуально. А взята она в кавычки потому, что так заканчивался материал о привязных ремнях, помещенный в нашем журнале ровно шесть лет назад («За рулем», 1962. № 3). Так что тема, как видите, не нова. Не пора ли Министерству автомобильной промышленности СССР нанонец решить этот вопрос?24