L.С!fr АЪ r\*JAGА. ПРОСВИРНИН, Первые машины сошли с конвейера нашего завода в январе 1932 года. Сегодня главный конструктор Горьковский автомобильный — одно из крупнейших на континенте предприятий. Горьковского Свыше 5 миллионов автомобилей, в том числе миллион легковых, выпустил завод автомобильного за годы своего существования. Марка ГАЗ известна во многих странах мира. завода Недавно семейство горьковских автомобилей пополнилось новой «Волгой» ГАЗ-24. Но прежде, чем рассказать о ней, хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое. ГАЗ-А — первенец среди легковых автомобилей Горьковского завода — "не являлся оригинальной машиной. Но уже в 1936 году мы начали выпускать ГАЗ-М.1, конструкцию которого разработали заводские инженеры. И хотя в решении отдельных узлов можно было заметить влияние зарубежных конструкций, в целом автомобиль был спроектирован с учетом климатических и дорожных особенностей нашей страны. Следующей нашей моделью стал автомобиль ГАЗ-20. Он сошел с конвейера вскоре после победоносного окончания Великой Отечественной войны и получил название «Победа». Для своего времени этот автомобиль имел высокие технические показатели и был еще лучше приспособлен к нашим условиям эксплуатации. А в решении внешних форм кузова, в конструкции были заложены такие прогрессивные направления, которые получили затем широкое распространение в автомобилестроении. К ним относятся архитектурное объединение заднего и переднего крыльев с боковиной и отказ от традиционного подчеркивания самостоятельности формы каждого из крыльев. Внешней особенностью «Победы» была плавно опускающаяся линия крыши в задней части. Такое решение в новом конструктивном оформлении за рубежом получило название «Фастбек». На «Победе» впервые в отечественном автомобилестроении была применена так называемая несущая конструкция кузова. Высокие эксплуатационные качества автомобиля способствовали тому, что он завоевал широкую популярность не только у нас, но и за рубежом, особенно в странах, где условия эксплуатации близки к нашим. С 1957 года и по настоящее время завод выпускает легковой автомобиль среднего класса «Волга» ГАЗ-21, пришедший на смену «Победе». В конструкции его получили дальнейшее развитие качества, ставшие традиционными для автомобиля марки ГАЗ: хорошая проходимость, высокая надежность и долговечность, приспособленность для эксплуатации в зимних условиях, плавность хода на неровных дорогах и другие. Развитие мировой автомобильной промышленности в последние годы характеризуется не только дальнейшим увеличением выпуска машин, но и заметным ростом их удельных технических показателей. В европейских странах появились новые модели в классе «Волги» с красивыми современными формами и высоЗа нашу Советскую Родину/ кими технико-эксплуатационными характеристиками. Прогресс в мировом автостроении за последние годы был достигнут в основном благодаря оригинальным техническим решениям, которые базируются на широком применении достижений химии, электроники и других смежных областей техники. Созданная десять лет назад «Волга» ГАЗ-21 трижды подвергалась модернизации, и возможности ее дальнейшего улучшения были исчерпаны. Поэтому конструкторско-экспериментальный отдел нашего завода в свое время приступил к проектированию нового легкового автомобиля «Волга». Перед нами стояла задача: № 3 - март - 1968 создать машину того же класса, что и ГАЗ-21, и, сохранив ее высокие эксплуатаЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО - ПОПУЛЯРНЫЙ ционные показатели (проходимость, надежность, приспособленность к трудным СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР дорогам и низким температурам), повысить максимальную скорость и динамику разгона, снизить вес, улучшить топливную экономичность. Конструкция автомобиля Издается с 1928 года*£а py.ip.it Массовые легковые автомобили Горьковского автозаводаГАЗА-ад-1.ГАЗ-20 «Победа».должна сочетать современные внешние формы, удобное и комфортабельное пассажирское помещение с требованиями минимальной трудоемкости обслуживания и высокой безопасности. Многие из этих положений противоречат одно другому. Так, хорошая проходимость требует большого дорожного просвета и больших углов въезда, а современные внешние формы кузова характерны низким силуэтом. Повышение надежности и долговечности диктует увеличение, а не снижение собственного веса. Улучшение динамических качеств влечет за собой повышение, а не снижение расхода топлива. Нужно было учитывать и то обстоятельство, что новый автомобиль будет выпускаться достаточно продолжительное время, а это обязывало глубоко анализировать тенденции развития автомобилестроения, чтобы модель долго не устаревала. Всем этим руководствовался наш коллектив, разрабатывая новую конструкцию. Было изготовлено несколько вариантов опытных образцов, проведены заводские и государственные испытания. В 1968 году завод выпустит так называемые установочные партии, серийное же производство начнется в 1969—1970 годах. По основным размерам кузова, рабочему объему двигателя и весовой характеристике новая «Волга», подобно. ГАЗ-21, — автомобиль среднего класса и является дальнейшим развитием его конструкции. Кузов ГАЗ-24 — четырехдверный, несущей конструкции с приварной подмоторной рамой, отъемными передними и приварными задними крыльями. По внешней форме автомобиль отличается простотой, строгостью и небольшим количеством декоративных деталей, что придает ему привлекательный вид. Специалисты, имея в виду современное направление в проектировании легковых автомобилей, в шутку говорят, что внутренние размеры кузова должны быть больше его внешних габаритов. В новой «Волге» при уменьшении общей длины на 75 мми высоты на 130 мм размеры салона по сравнению с ГАЗ-21 несколько увеличены за счет отодвинутого на 100 мм заднего моста. Это позволило увеличить расстояние от щитка приборов до переднего сиденья и между передним и задним сиденьями. Применение гнутых стекол уменьшило толщину дверей, а следовательно, несколько расширило внутренние размеры салона при сохранении такой же габаритной ширины, как у ГАЗ-21. Передние сиденья раздельные: каждое имеет самостоятельную регулировку как продольную, так и по наклону спинки (они, кстати, сделаны вогнутыми). При необходимости рядом с водителем могут сидеть два пассажира. Для этого между передними сиденьями установлен съемный вкладыш, а прикрепленная шарнирно к правой спинке приставка увеличивает ее ширину. При одном пассажире приставку поворачивают в горизонтальное положение и она служит подлокотником. Заднее сиденье сплошное, также с откидывающимся мягким подлокотником в средней части. Рычажный механизм выравнивает подушки сидений для устройства спального места. Эффективная система отопления работает с забором воздуха извне и подводит теплый воздух к ногам водителя и пассажиров, к лобовому стеклу и боковым стеклам дверей. Для обдува заднего стекла имеется специальный вентилятор. Вентиляция дополнительно осуществляется через перфорированную обивку потолка и воздухоотводы на боковых стенках кузова. В стандартное оборудование входит трехдиапазонный радиоприемник. Предусмотрена возможность установки коротковолновой приставки. В автомобиле, особенно в его отделке, широко применены современные синтетические материалы. На ГАЗ-21 всего 105 деталей из пластмассы общим весом около 9 кг, а на ГАЗ-24 таких деталей 350 общим весом до 18 кг (без учета пластмассового покрытия деталей обивки кузова весом примерно 6 кг). Из пластмассы сделаны кожухи системы отопления, вентилятор системы охлаждения, прокладки между листами задних рессор, корпуса рассеивателе/i указателей поворота и задних фонарей (с металлизацией под хром) и многие другие детали. Для обивки сидений используется винилискожа на трикотажной основе. Двигатель нового автомобиля спроектирован на базе деталей двигателя ГАЗ-21. Он имеет усовершенствованное газораспределение (головка цилиндров, газопровод, распределительный вал), улучшающее наполнение цилиндров. В систему охлаждения введена электромагнитная муфта выключения вентилятора.ГАЗ-21 Р «Волга». ГАЗ-24 «Волге».АВТОМОБИЛЬ, КОТОРЫЙ «ИЗНУТРИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СНАРУЖИ»,. ГАЗ-24 НА 75 ММ КОРОЧЕ И НА 130 ММ НИЖЕ, ЧЕМ ГАЗ-21, НО В НЕМ С ДОСТАТОЧНЫМ КОМФОРТОМ РАЗМЕЩАЕТСЯ НЕ ПЯТЬ, А ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК. НОВАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ. ДАЖЕ В СИЛЬНУЮ СТУЖУ ЛОБОВОЕ, ЗАДНЕЕ И БОКОВЫЕ СТЕКЛА НЕ ЗАМЕРЗАЮТ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ЧЕРЕЗ ПЕРФОРИРОВАННУЮ ОБИВКУ ПОТОЛКА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДУХООТВОДЫ. ДЕВЯТЬ ВМЕСТО ТРИДЦАТИ. ТАК ИЗМЕНИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ТОЧЕК СМАЗКИ НА ГАЗ-24 В СРАВНЕНИИ С ГАЗ-21.1Фото к статье и на первой странице обложки Н. Добровольского. Система смазки — с одним полнопоточным фильтром. Блок двигателя из алюминиевого сплава, но изготовлен не методом литья в кокиль, как у ГАЗ-21, а литьем под давлением в специальную металлическую прессформу. Плоскость соединения с штампованным масляным картером опущена на 70 мм, что значительно повысило жесткость блока. Коленчатый вал литой из модифицированного магнием чугуна. Коренные и шатунные вкладыши сталеалюминиевые. В отличие от ГАЗ-21 на новой «Волге» карбюратор двухкамерный. Полностью синхронизированная коробка передач имеет четыре передачи «вперед» и одну «назад». Рычаг" переключения расположен не на руле, а в полу. Коробка передач с удлинителем, что исключило необходимость в промежуточном карданном вале. Задние мосты ГАЗ-24 и ГАЗ-21 конструктивно аналогичны, но «главная пара» иная — 4,1 против 4,55. Передняя подвеска новой «Волги» независимая, рычажно-пружинная, монтируется на отъемной кованой поперечине. Такая конструкция обеспечивает стабильность установки углов передних колес. Значительно повышена эффективность тормозов и уменьшено усилие, которое требуется прилагать к педали. Это достигнуто введением гидровакуумного усилителя, действующего от разрежения во впускной трубе двигателя. Впервые в нашей практике применен раздельный гидропривод на передние и задние тормоза. В случае повреждения трубопровода или рабочих цилиндров тормоза не выходят полностью из строя и торможение надежно обеспечивается автономными тормозами либо передних, либо задних колес. Повышена надежность и эффективность ручного тормоза, действующего на задние колеса. При разработке конструкции нового автомобиля большое внимание было уделено снижению трудоемкости его обслуживания. Исключены многие точки периодической смазки. В новом автомобиле всего девять точек для регулярной смазки вместо 30 на ГАЗ-21. При этом значительно увеличен пробег от одной смазки до другой. Автоматическая регулировка зазора между колодкой и поверхностью тормозного барабана практически освобождает водителя от лишней операции обслуживания.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ «ВОЛГА» ГАЗ-21Р и ГАЗ-24Основные данные Число мест База, мм Длина, мм Ширина, мм Высота (без нагрузки), мм Расстояние от нижней точки автом обиля (картера заднего моста) до поверхности дороги, мм Сухой вес, кг Максимальная скорость, км/час Время разгона до 100 км/час, сек. Расход топлива при движении по шоссе, л/100 кмГАЗ-21Р 5 2700 4810 1800 1620ГАЗ-24 5—6 2800 4735 1800 1490190 1350 130 34180 1300 145 2212,512«Волга» ГАЗ-24 (тоновой рисунок) и ГАЗ-21 (контурные линии). Много внимания уделено унификации нового автомобиля по узлам и деталям с другими машинами ГАЗ. В новой «Волге» около 4200 деталей, из них почти 30 процентов те же, что иу предыдущих моделей, а по шасси и двигателю — 42 процента. Опытные образцы автомобиля испытывались в сравнении с аналогичными зарубежными моделями и успешно выдержали экзамен на протяжении 100 тысяч километров. Государственная комиссия дала положительную оценку новому автомобилю. В настоящее время пробег экспериментальных ГАЗ-24 превысил 200 тысяч километров, и они вполне пригодны к дальнейшей эксплуатации. Сочетание правильных конструктивных решений с большими доводочными работами в процессе испытаний обеспечили новой «Волге» высокие эксплуатационные качества. г. ГорькийДвигатель четы ре Число цилиндров Расположение верхнее клапанов 2445 2445 Рабочий объем, л Диаметр цилиндра и ход порш92X92 92X92 ня, мм 8,2 Степень сжатия 6,7 Максимальная мощность (л. с.) при числе оборотов в минуту 75/4000 98/4500 Силовая передача Сцепление Диаметр ведомого диска, мм Коробка передачоднодисковре, сухое с гидравлическим приводом 254 механическая трехступенчатая с синхронизаторами между второй и третьей передачами 225 механическая четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего ходаВПЕРВЫЕ НА «ВОЛГЕ» РАЗДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ ПЕРЕДНИХ И ЗАДНИХ КОЛЕС. В СРЕДНЕМ НА ОДИН АВТОМОБИЛЬ В США ПРИХОДИТСЯ 13 КГ СОВРЕМЕННЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, В ФРГ ОТ 7ДО 16,5, В АНГЛИИ ОТ 5ДО 13,5, В ШВЕЦИИ ОТ 6ДО 16, В ИТАЛИИ — 12 КГ. У «ВОЛГИ» ГАЗ-24 ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ПЛАСТМАСС ВЕСОМ БОЛЕЕ 18 КГ. УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ НА 23 ЛОШАДИНЫЕ СИ ­ ЛЫ. СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ —8,2. БЕНЗИН С ОКТАНОВЫМ ЧИСЛОМ НЕ НИЖЕ 93, МАСЛО АС-8.1*Главная передача заднего моста Передаточное число главной передачи Тормозагипоидная 4,55 колодочные, на все колеса, привод гидравлический 4,1 колодочные, на все колеса, привод гидравлический раздельный на передние и задние колеса с гидровакуумным усилителем 7,35—14Шины6,7—15