тивЕтВ СОЧИ ШОФЕР...Регулировщик в темных очках махнул жезлом, и вереница нетерпеливых автотуристов тронулась дальше по проспекту. Но ному улыбнулся страж порядка, кому козырнул, как бы желая счастливого пути? Уж не встретил ли знакомых среди' моторизованной армады? Тогда почему приветливо нивнула милиционеру женщина-шофер, что за рулем грузовой машины с сочинским номером?.. Екатерину Даниловну Кириченко хорошо знают в городе-курорте не только работники автоинспекции, но и многие другие люди: она депутат городского Совета. Зато немногим известно, что Кириченко была личным шофером писателя Николая Островского. Да, это именно она водила машину М-1 под номером 2-02-3. Веселую, энергичную и общительную девушку в доме Островских любили как родную. А так как помимо нее были еще две Кати — сестра и племяница писателя, то для удобства ее в шутку все называли «Автокатей». Еще в двадцатые годы она стала шофером. Не надо забывать, что в те времена «женщина-шофер» звучало примерно так, как в наши дни «женщинакосмонавт». Прежде чем приехать в, Сочи на молодежную стройку, Катя работала в донецких степях: возила уголь, РУЛУ, зерно. Такая девушка заслуживала уважения. И писатель, конечно, видел в ней человека нового типа, свободного, раскрепощенного Советской властью. В Великую Отечественную войну сестра писателя, Екатерина Алексеевна Островская подарила машину М-1 фронту. Тогда Кириченко пересела на санитарную и развозила раненых по госпиталям. Екатерина Даниловна и сейчас за рулем. Она работает в Сочинском специализированном автохозяйстве. «Нашей тетей Катей» зовут ее в гараже и молодежь и ветераны. За отличный труд правительство наградило заслуженного водителя орденом Трудового Красного Знамени, а Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог — значком перврй степени «За работу без аварий». С. БЫКОВСКИЙ г, Сочи Екатерина Даниловна Кириченко. Фото Э. БоровскогоИван Яковлевич Нестеров. 1966 год.ЗА РУЛЕМ « К АТЮШИ »Зеленый огонек такси пробежал по Таганской площади столицы, миновал Краснохолмский мост и въехал в ворота шестого таксомоторного парка. Над городом вечер зажигал звезды. Конец смены — в это время Иван Яковлевич заканчивает работу. Семнадцать лет в одном парке, Москву исколесил вдоль и поперек. Но когда приходят сюда, ищут Нестерова (их здесь несколько, однофамильцев), то о нем говорят: — А, фронтовик! Это ракетчик, Иван Яковлевич Нестеров... Водитель такси — ракетчик? ...22 июня 1941-го он был в рейсе. Вернувшись вечером на базу, поставил грузовик, оглядел* последний раз, прощаясь. Утром решил идти в военкомат. Он недавний танкист: боевую работу ему подыщут быстро. Дома собрал вещмешок. Не успел уснуть, стук в дверь: — Нестеров Иван Яковлевич? — в дверях стоял представитель военкомата. Через несколько минут вскочил в кузов полуторки, где уже сидели знакомые шоферы из его автобазы. Привезли в райком партии. К ним вышел высокий стройный капитан — Иван Андреевич Флеров. Поздоровался. Попросил тех, кто воевал в «финскую», сделать три шага вперед. Нестерова спросил: — На каком участке были, товарищ? — На Петрозаводском направлении, в 14-й механизированной бригаде. — А я на Карельском, — сказал Флеров. — Коммунист? — С 1940 года. — Будем теперь вместе. На петлицах командира Нестеров увидел знаки отличия артиллериста и поспешил заметить: — Но я танкист, товарищ капитан. — Вот и отлично. Ответ озадачил. Но вскоре выдали форму. Познакомили с машинами, они стояли под брезентом — семь штук. Получили первый инструктаж — автомобили оказались совершенно секретными. Украдкой заглянул под брезент — там рельсы какие-то! Вот тебе и повоевал! И что здесь секретного? В понтонеры угодил. Решил сейчас же проситься у капитана отпустить в танкисты. Флеров внимательно выслушал, улыбнулся: — Не спешите с выводами, товарищ Нестеров. Отпустить не могу — нам такие, как вы, нужны. Коммунисты избрали Нестерова парторгом части. Она именовалась длинно: Первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Вскоре часть выехала из Москвы, взяв направление на Смоленск. Присягу они приняли на фронте: батарея Флерова поклялась не щадя жизни громить фашистскую нечисть и сделать все, чтобы ни при каких обстоятельствах боевая техника не попала в руки врага. Теперь Нестеров знал, что батарея кружит по фронту в поисках крупной цели, где впервые будет испробован ракетный удар. В лесах во время остановок инженеры А. С. Попов и Д. А. Шитов с капитаном И. А. Флеровым проводили учения с личным составом. Но что собой представляют в деле эти длинные сигарообразные снаряды, уложенные на рельсы, никто из шоферов не знал. И вот 14 июля 1941 года цель найдена: железнодорожный узел города Орша. В трех километрах от него машины вырулили на боевую позицию. Опушка леса. Небольшой кустарник. Орша — как на ладони. Даже невооруженным глазом видишь на станции множество эшелонов. Цистерны с горючим, танки, пушки, солдаты, как зеленая мошкара... Уже опущены бронированные щитки на стекла. Нестеров еще раз в уме повторил свои действия после залпа. Прислушался: бойцы работали тихо, молча, лишь иногда доносился спокойный голос капитана Флерова. И вот ровно в 15 часов 15 минут команда:А