АВТОМОБИЛИ ПЕРЕД СТАРТОМС 7 мая 1969 года введены новые технические требования и классификация автомобилей для спортивных соревнованийЭти документы, регламентирующие конструкцию всех автомобилей для спорта, претерпели значительные изменения. На старте спортивного сезона мы знакомим с ними спортсменов и тренеров, конструкторов и судей. Для гоночных автомобилей предусмотрено пять следующих формул: 1-я, свободная (без ограничения литража); 2-я — рабочий объем двигате3 лей до 1600 см , нагнетатель запре3 щен; 3-я — рабочий объем до 1000 см , нагнетатель запрещен, собственный вес не менее 400 кг; 4-я — рабочий объем до 860 см', нагнетатель запрещен; б-я — рабочий объем 1200 см', обязательно использование агрегатов только автомобиля «Запорожец». Введение свободной формулы предоставляет спортсменам право выступать на гоночных автомобилях с двигателями любого рабочего объема. Таким образом, все наши автозаводы могут выставлять на гонки машины, моторы которых базируются на серийных. Состязания на автомобилях с двигателями, резко разнящимися по мощности, представляют определенный технический интерес. Малые мощность и рабочий объем могут быть в известной мере компенсированы теми или ИНЫМИ преимуществами в конструкции шасси, которые должны обеспечить машине малый вес, хорошую маневренность и другие качества, имеющие важное значение в гонках на сложных кольцевых трассах. Содержание формулы 2 отвечает условиям новой международной гоночной формулы 3, вводимой с1 января 1971 года. Такое решение направлено на своевременное создание в кашей стране гоночных автомобилей нового типа, которые в будущем успешно смогли бы составить конкуренцию зарубежным в международных соревнованиях. Нововведения в технических требованиях к гоночным автомобилям направлены в основном на повышение безопасности при высоких скоростях. Так, введены более жесткие условия в отношении защитных дуг. Они должны изготовляться из хромансилевых или хромоникелевых труб (диаметр не менее 85 мм, толщина стенки минимум 2 мм). Из такой же трубы должны быть выполнены и раскосы, идущие от вершины дуги к раме машины. Целый ряд мер направлен на обеспечение пожарной безопасности. Прежде всего это обязательное наличие огнетушителя, который должен быть расположен так, чтобы, кроме водителя, им могли воспользоваться люди, которые подоспеют на помощь при пожаре машины. Не допускаются к старту также автомобили без включателя массы, позволяющего в случае необходимости быстро обесточить систему электрооборудования. Особое внимание необходимо обращать на защиту бензина от воспламенения. Горловина топливного бака и ее пробка не могут выступать над поверхностью кузова, а возможность самопроизвольного открытия пробки, даже при ударе, должна быть исключена. Серийные легковые автомобили (то есть выпускаемые в количестве не менее 5000 штук в год), как и раньше, делятся на шесть классов в зависимости от рабочего объема двигателей. Каждый из них включает две группы машин: «А» — имеющие двигатели с распределительным валом в головке, и «Б» — с распределительным валом в блоке цилиндров. Все эти автомобили, предназначенные как для гонок, так и для ралли, должны иметь защитные дуги. Их назначение — повысить жесткость кузова на случай опрокидывания машины. Обязательно наличие трех таких дуг, симметрично расположенных внутри кузова, плотно прилегающих к его стенкам и жестко прикрепленных к днищу. Дуги необходимо делать из хромоникелевых или хромансилевых труб (наружный диаметр 25 мм, толщина стенки 1,5 мм) или же равных им по прочности труб других размеров. Новые технические требования предоставляют возможность улучшать тормозные качества автомобилей установкой вакуумных усилителей отечественного производства. Разрешается раздельный привод тормозов передних и задних колес. Как и прежде, не ограничивается применение оборудования, облегчающего управление автомобилем (раздельные сиденья, подголовники, измененный привод коробки передач и др.). Для повышения мощности двигателя допустимо увеличивать степень сжатия, улучшать обработку деталей, в частности внутренней поверхности впускного трубопровода, каналов в головке цилиндров, клапанов. Можно применять любые виды дополнительной обработки, предусматривающие снятие металла, но никакая обработка с добавлением металла (наварка, наплавка и т. п.) не разрешается. Исключение составляют лишь исправления отдельных дефектов, которые всегда легко отличить от дополнительной обработки детали. На двигатель можно устанавливать лишь один карбюратор отечественного производства. Для крепления его к фланцу впускного трубопровода разрешено применение переходников любой конфигурации. Предусмотрен ряд изменений в конструкции трансмиссии автомобилей. Прежде всего это относится к сцеплению, где можно заменять любые детали, сохраняя существующий картер. Допускается теперь изменение передаточных чисел в коробке передач — новые шестерни при сохранении числа ступеней и картера. Для главной передачи можно применять лишь серийные шестерни, выпускавшиеся заводом-изготовителем для модификаций данной модели. В ходовую часть разрешено вносить изменения, направленные на повышение устойчивости машины. Так, для понижения центра тяжести можно опустить кузов, заменив пружины или рессоры, и установить подкладки в местах крепления подвески к заднему мосту. Не ограничивается замена существующих и установка дополнительных амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости. На серийных автомобилях разрешено использовать шины любого размера, при этом допустимо варьировать только ширину профиля обода, а наружный его диаметр и крепление диска к ступице должны остаться неизменными. Карты. Здесь в зависимости от рабочего объема двигателя предусмотрены 3 следующие четыре класса: 3 50 см , 100 см", 125 см» и 175 см . Класс 3 125 см подразделяется на три группы. Первая из них — для международных соревнований — включает машины с мотоциклетными двигателями любой конструкции; во второй — для внутрисоюзных соревнований — разрешены только моторы отечественных мотоциклов; третья же предназначена только для юношеских соревнований и содержит дополнительные ограничения форсировки. Грузовые автомобили, предназначаемые для кроссов, классифицируются теперь не по маркам, а по грузоподъемности — введено четыре класса: до 1 т, до 2,5 т, до 4,5 и свыше 4,5 т. Автомобили повышенной проходимости с двумя ведущими осями и более выделены в отдельный класс. Несколько расширен по сравнению с прошлыми годами перечень изменений, допускаемых в конструкции. Вот эти дополнения: повышение степени сжатия; применение любых агрегатов и деталей трансмиссии когда-либо выпускавшихся заводом для модификаций данной модели; установка дополнительных аккумуляторов. Во всех соревнованиях на пересеченной местности автомобили должны нести балласт, составляющий 80 процентов номинальной грузоподъемности. Принятые ФАС технические требования к автомобилям максимально обобщены и предусматривают лишь основные вопросы их технической подготовки к соревнованиям. В связи с этим особенно важно тщательно отрабатывать положения о соревнованиях, оговаривать в них специфические технические требования, вытекающие из характера данных состязаний. Первостепенное внимание следует уделять повышению безопасности. Можно вводить дополнительные требования, например, к специальным за* щитным устройствам. Технические комиссии должны самым тщательным образом проверять соответствие автомобилей условиям безопасности. Если изменения, допускаемые техническими требованиями, выполнены на той или иной машине неудовлетворительно и представляют потенциальную опасность, то она безоговорочно не допускается к старту. С новыми техническими требованиями и классификацией можно ознакомиться в республиканских и областных спортивно-технических клубах. А. САБИНИН, председатель технического комитета ФАС СССР24