14
15
дашь v*СОВЕТЫИллюстрациии этой статье помещеныJPgoУЗКОДУна внладйе (2—3стр.)Хорошо владельцам «четыреста двенадцатых» машин — мощность, как у «Волги», а вес в полтора раза меньше. Пожалуй, не угонишься за таким водителем, особенно в городе, где вся езда —разгон, разгон и разгон. По надежности и долговечности, по трудоемкости в обслуживании «Москвич-412» — тоже на высоте. Но... сколько ни кататься, а саночки возить все равно надо. И настала пора поговорить о техническом обслуживании двигателя новой модели и конструкции. Как правильно проводить эти работы — рассказывает начальник лаборатории двигателей Автозавода имени Ленинского комсомола Маргарита Федоровна ОСАДЧЕНКО. точный фильтр, через который прохобы при засорении фильтрующего эледит все масло, подаваемое насосом в мента резко не снижалась подача масглавную магистраль. К подшипникам ла в главную магистраль двигателя, в поступает только очищенное масло, а конструкции фильтра предусмотрен не смесь из фильтрованного и неперепускной клапан, открывающийся фильтрованного. В этом преимущество при определенном повышении сопрополнопоточного фильтра, обеспечиваютивления. Тогда часть масла поступает щее высокую эффективность очистки в магистраль, минуя фильтрующий всего масла. элемент. При полной потере фильтром пропускной способности весь поток Поскольку двигатель модели «408» неочищенного масла идет через перефорсирован умеренно ив подшипниках коленчатого вала имеет мягкий • пускной клапан. баббит, который хорошо поглощает поКорпус клапана надо ввертывать в падающие туда с маслом твердые абкрышку фильтра так, чтобы его торец разивные частицы, параллельное вклюнесколько утопал по отношению к причение фильтра обеспечило ему удоввалочной плоскости крышки. Это полетворительную надежность работы и зволит установить элемент без передостаточно большой срок службы. коса. У двигателя модели «412» увеличеБумажный фильтрующий элемент, ны литровая мощность и число оборовыпускаемый в настоящее время для тов, что повысило нагрузку на шейки двигателя модели «412» Уфимским заколенчатого вала и потребовало приводом «Гидравлика», обеспечивает менить тонкостенные стальные вкладыудовлетворительную очистку масла в ши со свинцовистой бронзой. При одитечение 4 тысяч километров пробега наковой толщине антифрикционного при нормальных условиях эксплуатаслоя свинцовистая бронза может выции автомобиля. Если после этого сродерживать в два-три раза большие ка не сменить элемент, очистка масла нагрузки, чем баббиты. Но, обладая значительно ухудшится. Совершенно высокими сопротивлением усталостноне допускается промывка отработавшему выкрашиванию и износостойкостью, го элемента бензином или другими бронза хуже, чем баббит, прирабатыважидкостями: при этом поры в бумажется к шейке вала и хуже поглощает ной перегородке не очищаются и абразивные частицы. Надежность рафильтр остается непригодным к поботы таких подшипников может быть вторному использованию. обеспечена только эффективной предПри смене фильтрующего элемента варительной очисткой масла в полнонеобходимо обращать внимание на поточном фильтре. правильность установки резиновых иВ корпусе полнопоточного фильтра стальных шайб и прижимной пружипомещается бумажный фильтрующий ны. Элемент должен стоять в корпусе элемент, сложенный в виде гармошки без перекоса. и склеенный по боковому шву. Такая Картер двигателя рекомендуется законфигурация бумажной перегородки правлять маслом АС-8 (М8Б), ГОСТ значительно увеличивает поверхность 10541—63. Это масло имеет комплекс .фильтра и обеспечивает его высокую присадок, улучшающих его противоопропускную способность достаточно кислительные, противокоррозионные и долго. Фильтрующий элемент уплотняпротивоизносные качества. Присадки ется с торцов двумя резиновыми кольобеспечивают ему еще одно важное цами и двумя стальными шайбами, косвойство — «моющее». При работе двиторые плотно прижаты пружиной. гателя (особенно в холодное время) в масле происходит интенсивное образоПерегородка фильтра сделана из спевание осадков от конденсации продукциальной пористой бумаги, и поэтому тов, прорывающихся в картер двигатеего начальное сопротивление незначиля из камеры сгорания. Постепенно нательно. В процессе работы гидравлическапливаясь в масле, они осаждаются кое сопротивление фильтра возрастает, на деталях двигателя, что приводит к так как поры бумаги забиваются удерсерьезным неполадкам — закоксовываживаемыми из масла частицами. ЧтоСистема охлаждения (схема«А»)ш сое о.йее-ОНа схеме показано, как циркулирует охлаждающая жидкость и как работает термостат новой конструкции — с двумя клапанами. Его термосиловой датчик (вместо применявшегося ранее гофрированного баллона со спиртом) наполнен твердым веществом с большим объемным расширением. При прогреве двигателя основной клапан термостата закрыт, и жидкость движется по малому кругу: водяной насос — головка блока — водяной насос (через байпаеный канал 9). После прогрева двигателя основной клапан термостата открывается и пропускает воду в патрубок, а второй клапан закрывает обводной канал — вода циркулирует по большому кругу, Новые шариковые подшипники водяного насоса (закрытого типа) не требуют добавления смазки до первого капитального ремонта двигателя. Натяжение ремня вентилятора следует систематически проверять. Надо контролировать также исправность спускных краников. Со временем отложения накипи и продукты коррозии могут .засорить их отверстия. Прочищают краники проволокой. При отрицательных температурах необходимо дополнительно утеплять радиатор фартуком или щитками из фанеры, плотного картона. Зимой, чтобы предупредить замерзание воды в системе охлаждения, рекомендуется применять в качестве охлаждающей жидкости антифриз (ГОСТ 169-52). Очень важно следить за исправностью термостата. Выход его из строя может повлечь перегрев двигателя. Для проверки термостат опускают в сосуд с водой. При нагреве ее до температуры 80 ± 5 градусов клапан термостата должен начать открываться. При температуре воды 90 + 5 градусов клапан должен полностью открыться, образуя для прохода воды щель шириной 8—8,5 мм. Система смазки (схема «Б») Как видно из схемы, у двигателя модели «412» имеется один полнопоI-О шшSX<ЕС UJ3О< СО14 нию (пригоранию) поршневых колец, задиру зеркала цилиндров, зависанию стержней клапанов и другим. Масло с моющей присадкой удерживает эти осадки и продукты загрязнения в мелкодисперсном состоянии, не позволяя им отлагаться на деталях двигателя. При этом более крупные частицы, вызывающие износ, удерживаются фильтрующим элементом, а мелкие, проходящие через поры бумажной перегородки фильтра, находятся в масле в виде тонкой взвеси. Поэтому масло АС-8 может потерять прозрачность даже после небольшого пробега автомобиля, и это не служит признаком необходимости заменить его. На основании большого опыта эксплуатации для двигателя модели «412» срок смены масла АС-8 установлен в4 тысячи километров пробега. Следует помнить, что применение бензинов, не указанных в инструкции и содержащих большое количество тетраэтилсвинца, неправильная регулировка карбюратора (переобогащение смеси), перебои в работе свечей зажигания, длительная работа на холостом ходу ведут к преждевременному старению масла и значительно ухудшают его качества. Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов (схема «В») Необходимость в такой регулировке у двигателя модели «412» возникает реже, чем у «408». Это объясняется тем, что у нового двигателя нет штангового привода клапанов и распределительный вал расположен непосредственно в головке цилиндров. Тепловые зазоры одинаковы для впускных и выпускных клапанов и составляют 0,15—0,17 мм как для холодного, так и для прогретого двигателя. Первую проверку и, при необходимости, регулировку зазоров следует произвести в период обкатки автомобиля, сразу после 300—500 километров пробега. Затем необходимость в контроле зазоров возникает не чаще чем через 10—12 тысяч километров. Как обычно, признаком целесообразности проверки тепловых зазоров является повышение шумности работы клапанного механизма или же (что бывает реже) некоторое снижение тяговых качеств двигателя и ухудшение устойчивости его работы на холостом ходу. Удобнее проводить регулировку на холодном двигателе, как указано в инструкции. Регулировка натяжения цепи привода газораспределения (схема«Г») Привод распределительного вала — двухрядная цепь. Ее натяжное устройство состоит из натяжного ролика-зубчатки 8, расположенного на конце двуплечего рычага 9. Рычаг свободно сидит на оси, запрессованной в головку цилиндров. Натяжной ролик прижимается к ведомой ветви цепи под действием плунжера 2, положение которого фиксируется стопорным болтом 7. Вибрацию ведущей ветви цепи предупреждает пластмассовый успокоитель. При работе двигателя звенья цепи растягиваются ив местах контакта рычага ролика и плунжера появляетсязазор, шумность работы цепи увеличивается. Восстановить натяжение ведомой ветви можно, изменив положение плунжера натяжного устройства. Схематично плунжер показан отдельно. Он помещается в цилиндрической направляющей 2в верхней крышке 3 распределительных звездочек и находится под действием пружины 4. Его положение фиксируется стопорным болтом 7 через сухарь 6, перемещающийся по продольному пазу. Регулируя натяжение цепи, следует отвернуть стопорный болт на '/ 2 —1 оборот, не более. При этом плунжер под действием пружины скользит вниз и нажимает на плечо рычага с роликомзубчаткой. Ведомая ветвь цепи вновь натягивается. Для того чтобы выбрать в приводе все зазоры и максимально натянуть цепь, надо провернуть коленчатый вал на три-четыре оборота (гаечным ключом, пусковой рукояткой) или пустить цвигатель и дать ему поработать не 5олее полминуты на самых малых оборотах холостого хода. После этого стопорный болт контрят. Так будет зафиксировано новое положение плунжера. При этой регулировке не рекомендуется отворачивать стопорный болт более чем на один оборот, так как прижимной сухарь может соскочить с конца болта 7. Затянув при этом болт, можно повредить пружину и нарушить работу всего нажимного устройства. Восстановить же положение прижимного сухаря в пазу плунжера, не снимая верхнюю крышку распределительных звездочек и не разбирая плунжер, практически не удается. Первый раз натяжение цепи регулируют после обкатки автомобиля, то есть через 4—5 тысяч километров пробега, поскольку в этот период прирабатываются детали привода и цепь растягивается наиболее интенсивно. В дальнейшем потребность в регулировке цепи возникает гораздо реже — примерно через 10—12 тысяч километров. Смена фильтрующего элемента воздухоочистителя и уход за системой вентиляции картера Поступающий в карбюратор воздух проходит через очиститель, который снабжен сменным бумажным фильтрующим элементом. Его очищают примерно через 8 тысяч километров пробега. Максимальный же срок службы элемента при нормальных условиях эксплуатации составляет 20—25 тысяч километров. Если ездят по пыльным дорогам, сроки очистки и смены элемента надо сократить. Признаком засорения фильтра является ухудшение тяговых качеств двигателя. Одновременно с заменой фильтрующего элемента рекомендуется очистить систему вентиляции картера от масляных отложений. Двигатель модели «412» имеет закрытую систему вентиляции картера, исключающую проникновение картерных газов под капот ив салон автомобиля. При неисправной работе вентиляции увеличивается давление газов внутри картера и появляется обильная течь масла в местах уплотнений и через сальники переднего и заднего концов коленчатого вала.На схеме «Д» показано действие вентиляции. Проходя через пробку маслозаливной горловины (со специальной набивкой), картерные газы очищаются от паров воды и масла и по соединительному шлангу поступают в нижнюю часть корпуса воздухоочистителя — в пространство, образованное его двойным дном. С бумажными фильтрующими элементами картерные газы не контактируют и отсасываются непосредственно в горловину карбюратора. При очистке системы вентиляции необходимо: промыть бензином пробку маслозаливной горловины; очистить от масляных отложений соединительный шланг и проверить, нет ли в нем повреждений; промыть бензином пространство в корпусе' воздухоочистителя между перегородкой, отделяющей элемент фильтра, и вторым дном корпуса. Из кольцевой щели, через которую картерные газы выходят в горловину карбюратора, отложения удаляют тряпкой, намотанной на проволоку и смоченной в бензине. Установка механизма привода пределителя зажигания расПривод распределителя представляет собой отдельный механизм из пары шестерен со специальным зубом. Ведущая шестерня (стальная) установлена на переднем конце коленчатого вала. Ведомая (бронзовая) — на конце валика механизма привода, с которым при помощи шлица соединен валик распределителя. Механизм привода устанавливаем при таком положении коленчатого вала, когда поршень первого цилиндра находится в конце такта сжатия (заПравильное положение паза в валике привода распределителя зажигания: 1 — паз; 2 — гайка крепления привода. 10 градусов до в. м. т.). При этом первая метка на шкиве коленчатого вала совместится с острием штифта, запрессованного в крышку распределительных звездочек. Устанавливая зажигание, коленчатый вал следует проворачивать только по часовой стрелке: вращение его в обратную сторону может привести к повреждению механизма натяжения цепного привода. Затем устанавливаем механизм таким образом, чтобы паз привода был расположен параллельно оси коленчатого вала и смещен в сторону двигателя (см. рисунок на этой странице), и затягиваем гайку крепления привода.15