Не удивляйтесь такому заголовку — это термин. которым пользуемся мы. работники архивов, где для нынешних и будущих поколений собираются материалы. учитывающиеся в единицах хранения. Десять тысяч единиц... Таким количеством документов о развитии автомобильной промышленности и автотранспорта страны располагает наш Центральный государственный архив народного хозяйства СССР. Что это за документы? Прежде всего связанные с деятельностью В. И. Ленина в первые годы Советской власти. Владимир Ильич уделял большое внимание автомобильному транспорту, созданию отечественной автомобильной промышленности. Об этом говорят хранящиесяв архиве декреты, приказы, р аспоряэкпшя , составленные но его указанию или подписанные им (см. *3а рулем», 1968, JV° 12).Водители-героитрудаКОЙШУБАЙСамое неприятноедляшоферадело —• пор ожнийпрогон . Г ромыхаетпустой кузов, а спид ометр добросовестно отсчитывает километры. И курит водитель, к урит , и невольно приходят на память случаи из шоферской жизни . К ойшубайМукушев , ш офертретьей автобаз ыАтбасара , в озвращалсяпорожняком . Г рейдер был выбит, и он вел машинуосторожно , но не так , к аквел бы ее курсант - н овичок , а какчеловек , д авно прив ыкшийкаккуратностии береясному обращениюстехникой . Дело, к онечно , н етольковпривычке , — т еперьКойшубай еще большую ответственность чувствуетзавыполняемую работу, з ановенькийавтомобиль , к оторый он ведет сейчас . А тогда, в свой первыйрейс ? Р азвеменьше было ответственности? У чительКойшубаяподтрунивал : «Да ты, поди, и скоростьвключать не умеешь , а ещетрактористомработал » . О биделсястажер . Н ичего не ответил, губу прикусил упр ямо . А потомИванВасильевичБыковположилрукунаплечоисказал : «Устал я что-то. Л ягув кузове, отдохну, а тыведимашину » . И повел... С техпорКойшубай не оставляетруля . Т еперь он уважаемый человек не тольков автобазе, в районе , но ивобласти . Е муприсвоенозваниеГероя Социал истическоготруда ; ч ленрайкомапартии , обкома профсоюза . . . Б осоногим было детство уКойшубая . В семье — д вадесяткаребят . В ремятяжелое было. С верстники больше кживотноводствутянулись , а Койшубайкметаллу , к тракторам : все крутилсявозлемеханизаторов , п омогалим . В трид цатьчетвертомсамостоятельно сел за рычаги . К ачалиаксакалыголовами , гов орили : «Ай, ай, К ойшубай - т онаш . А ? » Д овойныпахалземлю , с еял хлеб. А грянул бой, К ойшубайпошелнафронт вместе сбратьямиСадвакасомиБейсеком . В ернули его почтис передовой, сказ али : хлеб убирать надо. П риказ такой был. Садвакас и Бейсек погибли под Сталинградом. Хлеб! К актруднодавался он тогда, в сорок втором, с орок третьем, в споминалМукушев . В любую погоду возили его изБалкашиновАтбасар . К железной дор оге . Н еутомимый С-65 тянет двое санейспшеницей . От усталостислипаютсяглаза . Р еветбуран . П утьневелик , но втакуюпургукилометркажетсявдесять раз длинней. Впереди остановиласьколонна — 15 автомобилейс хлебом. — В ыручай , К ойшубай , — п росятпромерзшие до костейшоферы . И Мукуш евнеможетотказать , х отя не спалуже двое суток. В ыведенаизснежных зам етовпоследняямашина , и он, К ойшубай , т еряетсознание . Ш оферыоттираютколким снегом замерзшие ноги ируки . . . Пробегают встречные автомобили. Знакомые шоферы обмениваются коротким исигналами . М елькнетднем свет вфаре — з начит , п роситвстречный остановиться. — Куришь? — Ага. — Угости. Н еуспелвзять . . . Н а этой трассе Койшубайзнаеткаждоговодителя . П очтичетвертьвека вод ит он машину по степныматбасарскимдорогам . М ногиешоферыпрошли стаж ировкууКойшубая . И ванКасуров , В асилийМариничев , Б ари Оспанов, Хал итДемер , П отахТимирбулатов . Д аразве всех перечтешь ! ...Урожайный шестьдесят шестой. Хлеб шел потоком. Койшубай дни и ночи вполе . Ш оферапервойавтобазыАлпыепаева он зналдавно , но сейчас, д огоняямашину , з акоторойбежалатропинказерна , не думал , ч то это Алпыспаев . Перегнал. Встал наперерез. — Т ычтоже ? Смотри! Х лебтеряешь ! Двое на дороге. Один наодин . Н евыдержалАлпыспаев , п ошелсгребатьхлеб . В тот жеденьсобралисьшоферыиединогласнопопросилиадминистрациюуволитьАлпыепаева . О тнятьу него машину . ...Торопятся дни, с кладываютсявмесяцыигоды . Вот ишестьдесятвосьмой . Д ляперевозкихлебаКойшубай оборудовал дваприцепа . Н акаждом — полог. З а один рейсбрал9 — 1 0тонн . С колькозернаперевезКойшубайза эти годы ? Е сли бы его собрать вместе, п олучились бы горы ! ...Вот иАтбасар . Город наДжабайкевыроснаглазахуКойшубая . Он его тож естроил . Сотни тоннгрузовперевез . С ейчас дорога свернет, п окажетсяневысокийдомикнаулицеМаншук Маметовой, д омик , где ждетКойшубаясемья : всегда приветливаяБалгайша , з адум ­ чивая дочь Алия, сын-мечтатель Алибек и веселая Калия . А дальше небольшой гараж . Осмотрит шофермашину , з аботливо оботрет дорожнуюпыль . З айдетв контору, где по привычкескажут : « З вониливам , п росилинасовещание » . А разужтак , у жколижизнь его, К ойшубаяМукушевасложиласьтаким - образом, что нужны его руки , г лаза , ум, опыт, сердце коммуниста — з начит , н ужен он весь. Г. ВЕРШИНИН Целиноградская область г. Атбасар«ДЕСЯТЬтысячЕДИНИЦ ХРАНЕНИЯ»Выполняя ленинские заветы, Коммунистическая партия вывела нашу страну на путь социалистической индустриализации. В годы первых пятилеток были построены автомобильные заводы-гиганты, началось массовое производство советских автомобилей. В архивном фонде содержится огромное количество документов по истории развития нашей автомобильной промышленности, начиная с 1918-го и кончая 1956 годом. Это материалы Высшего Совета Народного хозяйства, Госплана СССР, Центрального управления государственных автозаводов, Центральной Автосекции ВСНХ РСФСР, Всесоюзного объединения автотракторной промышленности, Народного Комиссариата среднего машиностроения, Министерства автомобильной промышленности СССР и ряда других ведомств. Тут имеются протоколы заседаний советов, коллегий, научно-технических комиссий; стенограммы всесоюзных, ведомственных, заводских производственных конференций и многие другие документы, отраж ающие подъем автомобилестроения. Особый интерес представляют материалы о конструировании отечественных автомобилей, автобусов, о реконструкции старых и строительстве новых автомобильных предприятий, состоянии и использовании оборудования, подготовке инженерных и рабочих кадров. В архиве хранятся также технико-экономические обзоры, отчеты Московского, ГорькоВ'Ского. Ярославского. Уральского, Минского, Ульяновского и других автомобильных заводов, данные технико-нормировочных бюро по вопросам заработной платы, рационализации производства, организации труда, экономии металла, электроэнергии, топлива, снижения себестоимости продукции; об участии рабочих автозаводов в социалистическом соревновании. Часто задают вопрос: кто может пользоваться этими фондами? Мы ставим своей целью возможно полнее удовлетворить всех, кто проявит интерес к нашим архивам. — как отдельных лиц, так и коллективы. Москва, Г-435, Б. Пироговская ул., 17 — адрес, где можно получить консультации и интересующие вас документы. А. БУДОВ, младший научный сотрудник ЦГАНХ СССР От редакции . Публикуя информацию тов. Будова, мы пользуемся случаем поблагодарить сотрудников архива за ту большую помощь, которую они оказали нам в поисках декретов, приказов, распоряжений и других правительственных документов, определивших пути развития автомобилестроения, автомобильного транспорта, укрепления оборонного могущества страны.