Д о последнего времени на ирбитские и киевские-мотоциклы устанавливались карбюраторы К-37 и К-38. Они в общем удовлетворяли требованиям конструкции, хотя и не были свободны от ряда недостатков. Это прежде всего выражалось в трудностях регулировок холостого хода и на синхронность работы цилиндров. Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры совместно с Шадринским автоагрегатным заводом разработал новые, более совершенные карбюраторы — К-301 и К-302, которые заменили соответственно К-38 и К-37. Они выпускаются на Шедринском заводе и ставятся на мотоциклы М-63, К-650 и К-750М. . Оба карбюратора — мотоциклетного типа, выполнены по одной конструктивной схеме —- с отдельной системой холостого хода и шиберным (плоским) дроссельным золотником. Ось дроссельного колодца у К-301 расположена под углом 15 градусов по отношению к оси поплавковой камеры. У К-302 эти1 оси параллельны. Карбюратор К-302 длиннее, чем К-301. Все детали их, за исключением корпусов, — взаимозаменяемы. Корпус имеет фланец для присоединения карбюратора к головке цилиндре и патрубок для крепления трубопроводов от воздушного фильтра. Межцентровое расстояние отверстий«под ключ» должен быть не более 12 мм, а наружный диаметр шайбы под гайкой крепления — 13 мм. Устроены новые карбюраторы одинаково. Поплавковая камера отлита из цинкового сплава за одно целое с корпусом. Главный воздушный канал в средней части сужается, образуя диффузор. Дроссельный колодец закрыт крышкой 7, которая крепится двумя невыпадающими винтами. В нее запрессован ограничитель 18 хода дросселя, ввернута и законтрена гайкой 17 направляющая трубка троса управления дросселем. В крышке также выполнена направляющая возвратной пружины дросселя. Золотник дросселя состоит из двух частей — корпуса 21 и щеки 11. Они постоянно разжимаются специальной пружиной 20 с усилием около 0,5 кг; поэтому дроссель всегда плотно прижат к стенкам своего колодца. Это исключает стук и случайный подсос воздуха. Дроссель автоматически компенсирует износ своих направляющих (в пределах до 1 мм). Разжимная пружина дросселя одновременно является замком, предотвращающим произвольное разъединение его деталей при извлечении из колодца. Дозирующая игла 12 закрепляется пружинным замком 22. Положение ее относительно дросселя можно изменять, переставляя замок в разные проточки иглы. В нижней части корпуса размещены элементы дозирующих систем карбюратора. Топливо, поступающее в главную систему из поплавковой камеры, проходит через главный жиклер 27. По каналу «б» воздух из входной горловины карбюратора попадает в кольцевой зазор между запрессованными в колодец распылителя насадком 13 и распылителем 14. Воздух в систему холостого хода подается по специальному каналу «а» из входной горловины карбюратора. Количество его регулируется винтом 23 (самоотвинчивание предотвращается контргайкой). Топливо в систему холостого хода поступает непосредственно из поплавковой камеры через жиклер холостого хода 23. Система холостого хода сообщается с главным воздушным каналом через эмульсионное отверстие холостого хода «д». С воздушным каналом системы холостого хода «а» соединен дренажный канал, предназначенный для слива топлива при переполнении поплавковой камеры. На противоположной стороне от поплавковой камеры,на корпусе карбюратора расположены регулировочные винты холостого хода 23 и подъема дросселя 8, жиклер холостого хода 25 и пробка 26 главного жиклера. Такое размещение дозирующих и регулировочных элементов выбрано для удобства обслуживания. Постоянный уровень топлива в поплавковой камере поддерживается поплавком 4, жестко связанным с запорным клапаном. На крышке 3 поплавковой камеры размещен топливоподводящий штуцер 1. Сетчатый фильтр 15 заключен в обойму и прижимается пружиной 5к корпусу, обеспечивая очистку топлива от механических примесей. Карбюратор сконструирован так, что можно легко снять фильтр, отвернув пробку 6. Крышка 3 поплавковой камеры, топливоподводящий штуцер 1, уплотнитель 2 поплавка, поплавок с запорной иглойзаимствованы из конструкции карбюраторов К-37 и К-38. Ирбитский и Киевский мотоциклетные заводы устанавливают на двигатели карбюраторы К-301 и К-302. Одновременно Ирбитский завод увеличил диаметры воздухопроводов и воздушного корректора, составляющих впускной тракт (в расчете на двигатели будущих моделей). Для лучшей теплоизоляции карбюратора К-301 между его фланцем и головкой цилиндра устанавливаются две прокладки из вианиба и одна, формованная из асбестовой массы. Утолщение прокладок потребовало удлинения шпилек крепления карбюратора на 5 мм. При установке карбюраторов К-302 вместо К-37 трос дросселя не меняют. В случае замены карбюраторов К-38 на К-301 трос дросселя удлиняют на 22 мм, длина же оболочки троса не меняется. Новые карбюраторы обеспечивают более высокие эксплуатационные и динамические показатели. При движении по асфальтированной дороге с установившейся скоростью' в диапазоне 20—50 км/час ив городском транспортном потоке расход топлива, например, с карбюраторами К-301 и К-38 практически одинаков, а при скоростях выше 50 км/час К-301 оказывается экономичнее К-38. Новые карбюраторы компактны, на них идет меньше материала. Еще одно преимущество: они обеспечивают удобный доступ к педалям переключения передач и ножного тормоза.•штшшятщ^ашищтнйнЯИт'ШЧ ••"•""•»"—имСхема карбюраторов К-301 и К-302 (вверху); к арбюратор К-301 (внизу): 1 — штуцер; 2 — уплотнитель поплавка; 3 — к рышка поплавковой камеры; 4 — поплавок; 5 — пружина фильтра; 6 — пробка фильтра; 7 — к рышка карбюратора; 8 — винт дроссельного золотника; 9 — пружина дросселя; 10 — трос подъема дросселя; 11 — щека дросселя; 12 — игла дроссельного золотника; 13 — насадок; 14—распылитель; 15—топливный фильтр; 16 — у пор оболочки троса; 17 — контргайка; 18—ограничитель подъема дросселя: 19 — корпус карбюратора; 20 — распорная пружина дросселя; 21 — корпус дросселя; 22 — замок иглы дросселя; 23 — винт холостого хода; 24 — воздушный фильтр; 25 — ж иклер холостого хода; 26 — пробка главного жиклера; 27 — главный жиклер; 28 — пробка канала распылителя; а — воздушный канал системы холостого хода; б — воздушный канал главной дозирующей системы; в — топливный канал системы холостого хода; г — топливный канал; д — распыливающее отверстие системы холостого хода.И. КОШЕЛЕВ, начальник сектора двигателей мотоциклетного заводаг. ИрбитДЛЯ ТЯЖЕЛЫХдташ1ш<га1ашш!1шдзмп11Н1»1ШЯ1М'>'|11||1|1||||1|||111Д|Ц|Н11 юямотапод шпильки крепления к головкам цилиндров у карбюратора К-302 составляет 53 мм. У К-301 эти отверстия овальные, поэтому его можно устанавливать на все верхнеклапанные двигатели тяжелых мотоциклов. Если у двигателя, на который ставится этот карбюратор, головки цилиндров имеют межцентровое расстояние (по шпилькам крепления карбюраторов) 48 мм, размер гайкиЦИКЛОВ17