Пришла осень. Летнее путешествие обогатило вас опытом, есть что рассказать товарищам-автолюбителям: всякое бывало (или могло быть — все равно интересно). Сегодня мы поведем беседу о тех «мелочах», которые, возможно, еще не встретились в вашей автомобильной практике. Лучше узнать о них вовремя и принять предупредительные меры, не дожидаясь «личного знакомства». 1. Если нет явных внешних следов неисправности (подтекает жидкость, «пружинит» педаль и т. п.), а тормоза держат хуже, чем раньше, в первую очередь попробуйте «прощкурить» тормозные накладки и барабаны. Сняв наждачной бумагой слой жирной грязи с их поверхности и хорошо продув сжатым воздухом, вы вернете тормозам их былую «хватку». 2. Маленькая хитрость для «жигулей». Ставя на место задний тормозной барабан, слегка смажьте солидолом или другой консистентной смазкой установочный кольцевой фланец, расположенный в центре колеса. Эта несложная процедура сбережет много сил, когда нужно будет снимать барабан в следующий раз. 3. Вы, конечно, знаете, что, если проверка показала снижение уровня электролита в аккумуляторе, нужно долить в него дистиллированную воду. Учтите еще, что она ни в коем случае не должна соприкасаться с металлом, тем более нельзя хранить ее в металлической посуде. 4. Доливайте воду, только когда батарея холодная. Следите за чистотой аккумуляторов. Появление потеков и отложений солей, так же как и частая потребность в доливке, — сигнал неисправности: трещин и пор в банках или «перезарядки» и выкипания электролита. В обоих случаях потребуется помощь станции обслуживания. 5. Следите за чистотой полюсных зажимов, надежностью контактов клемм на аккумуляторе и «массового» провода с кузовом автомобиля. Тщательно очищайте их от окисла, проверяйте, как затянуты болты клемм, смазывайте чистым техническим вазелином. Иначе высокое сопротивление в месте плохого контакта послужит причиной отказа при пуске двигателя зимой. 6. Когда автомобиль эксплуатируется нормально, батарея не нуждается в дополнительной подзарядке: генератор и реле-регулятор заботятся о ее «здоровье». Но при длительном «безделье» происходит постепенный естественный саморазряд аккумулятора, и нужно ежемесячно восстанавливать его рабочее состояние. Безусловно, удобнее делать такие профилактические «курсы лечения», сняв аккумулятор и храня его отдельно от поставленного на долгий срок автомобиля. 7. Установка дополнительных фар и замена ламп в основных фарах более мощными вызовет постепенную разрядку аккумулятора, поскольку заводские регулировки реле-регулятора не рассчитаны на таких «иждивенцев». Поэтому, если вы установите дополнительно проБеседа четвертая. 1971. № 6, 7 и 8. См. «За рулем»,тивотуманные фары, не включайте все осветительные приборы одновременно и следите за контрольной лампочкой или стрелкой амперметра. 8. Не советуем самонадеянно регулировать реле-регулятор. Все подобные работы под силу лишь специалистам с соответствующими приборами и инструментами. 9. Двигатель неустойчиво работает на малых оборотах, хуже «тянет», появилась неприятная тенденция к калильному зажиганию (несколько вспышек после выключения зажигания). Прежде всего проверьте свечи. Возможно, одна из них вышла из строя, или образовался нагар, или изменился зазор между центральным и боковым электродами. 10. Не дожидайтесь появления подобных симптомов — контролируйте состояние свечей через каждые 3—5 тысяч километров. Нагар удаляют при помощи специального пескоструйного прибора. Нельзя соскребать его острыми предметами или сжигать паяльной лампой — так можно вывести свечу из строя. 11. При замене пользуйтесь только «фирменными», рекомендованными заводом свечами. Полностью одинаковые внешне и отличающиеся от тех, что вы снимаете, лишь одной буквой в индексе, могут оказаться совершенно не подходящими для двигателя вашего автомобиля. 12. Не «хлопайте» дверцами. Если они не закрываются плотно и надежно без применения силы, то «ударный» метод надолго не спасет. Нужно регулировать замки и защелки. Замки дольше сохраняют работоспособность, если, покидая машину, вначале закрыть дверь, а затем изнутри опустить фиксатор («Жигули», «Волга») или повернуть запирающую ручку («Москвич»). Если плоскости наружных поверхностей передней и задней дверей не совпадают — также займитесь замками и защелками. 13. В конце осени смажьте механизм замков дверей и багажника специальной смазкой «Спиндулис», которая выпускается в аэрозольной упаковке. Это не только уменьшит износ их деталей, но, что очень важно, предохранит замки от замерзания. Если у вас нет такой смазки, влейте в замок пипеткой или маленькой резиновой грушей несколько капель спирта, а затем вдуйте мелкий порошок графита (измельченный в пыль грифель мягкого черного карандаша). 14. В течение сезона периодически смазывайте петли дверей несколькими каплями жидкого масла с графитом. То же касается защелок и петель капота и крышки багажника, но для них лучше подойдет консистентная смазка. 15. После 10—15 тысяч километров пробега многие владельцы «жигулей» жалуются на некоторый люфт передних сидений. Советуем, если он появился, снять сиденье (три болта с крестообразными шлицами и гайка снизу на внутреннем переднем болте), проверить и при необходимости устранить люфт в местах крепления фиксирующего механизма. Чаще всего причина именно в нем.^14