Есть у рассматриваемого нами явления и другой аспект. Он заключается в том, что водители привыкли ориентироваться на дороге по автомобилям. Вопервых, потому что их" в транспортных потоках от 90 до 95 процентов, а во-вторых, чего греха таить, потому что мотоцикл реальной угрозы для них не представляет. К тому же некоторым водителям еще кажется, что двухколесная машина движется медленнее и он всегда успеет завершить маневр. Поэтому события часто развиваются так: шофер на подходе к перекрестку дорог глянул вправо — никого не заметил, а точнее, как потом выясняется, его подвела твердая уверенность в том, что автомобилей в непосредотвенной близости не было. После чего он, разумеется, переключил свое внимание в другую сторону, тем более, если слева действительно есть какие-то помехи, и выехал на шоссе. Вот тут-то он и замечает мчащегося наперерез мотоциклиста! Но время уже безнадежно упущено... Сколько трагедий на дорогах разыгралось именно при подобных обстоятельствах! Для мотоциклистов такие столкновения почти всегда смерть... Учитывая тот факт, что глаз водителя определенным образом «настроен» и останавливается в первую очередь на габаритах автомобилей, перед перекресткам лучше всего подтянуться к следующим впереди автомобилям с тем, чтобы миновать опасный учаоток вместе с ними. Если дорога пустынна, в качестве предупредительной меры можно рекомендовать езду с зажженной фарой. Даже днем. Опыты, проведенные за рубежом, показали, что автомобиль или мотоцикл с включенными фарами скорее привлекают внимание водителей. Или возьмем такой распространенный маневр, как обгон. Уже из сказанного, думается, ясно, что мотоциклисту надо выходить на обгон заранее. Больше шансов, что водитель автомобиля вовремя его заметит, а у самого мотоциклиста больше уверенности в том, что не произойдет обратное. К сожалению, мотоциклисты часто обгоняют иначе. Подтянутся к грузовику и выжидают благоприятного момента. Все правильно, вроде бы, но... За автомобилем — слепая зона! И повиснув, как говорят, на хвосте впереди идущего автомобиля, водитель мотоцикла совершает первую серьезную ошибку. Если, не видя его, водитель автомобиля, скажем, при объезде препятствия или выбоины на проезжей части, возьмет влево, столкновения почти не избежать. Но, допустим, ничего этого не было и дорога впереди освободилась. Тут мотоциклист без всякой подготовки выскакивает из-за спины и мгновенно начинает обгон, появляясь в поле зрения обгоняемого совершенно неожиданно ив самый последний момент. На что он при этом надеется? Большей частью на то, что успеет проскочить опасную зону быстро, вс всяком случае, быстрее, чем водитель автомобиля совершит какой-нибудь маневр. Но такие «.расчеты» никуда не годятся. Это езда «на авось», которая до добра не доводит. Десять раз проскочите, а на одиннадцатом, двадцатом, сотом... Другая опасная ошибка — начинать обгон вслед за идущим впереди автомобилем, тем более за большим грузовиком. Дело в том, что обгоняемый водитель, сосредоточив внимание на приближающемся грузовике, мотоциклистапроото не замечает. Ему кажется, что позади больше никого нет, и, пропустив обгоняющий автомобиль, он, уверенный в полной безопасности, начинает поворот... В последний момент замечает опасность, но, как правило, это уже не спасает, потому что оба водителя не были готовы к такому повороту событий. Мы не оправдываем водителя автомобиля и лишь хотим, чтобы мотоциклист предвидел ситуацию и не начинал обгон до тех пор, пока не будет уверенности, что обгоняемый водитель его заметил. Размышляя о причинах таких в общемто элементарных просчетов, мы хотели бы высказать в конце следующее, может быть и не бесспорное, соображение. Мотоциклистом становятся в основном после самостоятельной подготовки. Сводится она, помимо изучения правил движения, к овладению лишь приемами управления машиной. Водительский экзамен автоинспекция, к сожалению, тоже проводит на «пятачке» и нескольких фигурах. Вот и все университеты. Но это, согласитесь, начальная школа, не больше. С таким образованием далеко не уедешь ив прямом ив переносном смысле олова. Жизнь убедительно доказывает, что в нынешних условиях взаимосвязаны и взаимозависимы многие элементы движения, и поотичь эту науку по книгам практически невозможно. Остается надеяться лишь на то, что водитель со временем, как говорят, прикатается, наберется опыта. Но расплачиваться порой приходится очень дорогой ценой. Ведь в этой «школе» отметки часто ставятся кровью. Речь идет об организации самой серьезной учебы и выдаче водительских прав только после окончания мотошколы или специальных курсов. Конечно, дело не должно свестись к тому, что в положении о порядке присвоения квалификации водителя появится запись об обязательном курсовом обучении. Главное, чтобы приемы безопасного вождения действительно преподавали, чтобы им уделяли внимание учебные программы, чтобы на эту тему было больше учебных кинофильмов, специально разработанных тестов, чтобы были мотодромы, тренажеры и т. д. Может быть, и не обязательно курсовое обучение, но какой-то техминимум по основам безаварийного вождения машин перед экзаменами на получение водительских прав совершенно необходим. Лучше на специальном мотодроме, а на крайний случай — в кинозале. Кстати, кинематографическими приемами — замедленной съемкой, стоп-кадром, мультипликацией и другими — можно достичь того, что никогда не удастся воспроизвести на дороге или полигоне. К сожалению, таких фильмов, которые учили бы, как предвидеть опасные ситуации и выходить из них, у нас до обидного мало. Сказанным, разумеется, не исчерпаны многочисленные проблемы безопасности движения. Такую цель эти заметки и не преследовали. Вместе с тем, автор не хотел бы, чтобы они были поняты как «отпущение грехов» водителям автомобилей. Просто это разговор об отдельных причинах дорожных происшествий, которые сами мотоциклисты даже при просчетах других водителей в состоянии устранить, если в складывающейся порой на дороге обстановке не будут полагаться на удачу. Г. ЗИНГЕР Рис. И. Бронникова«АВАРИЙНЫЙ» ТРЕУГОЛЬНИКПроектом новых Правил движения предусмотрен специальный предупредительный знак на случай вынужденной остановки («За рулем», 1971, № 1). При возросших скоростях и интенсивности движения автомобиль или любое другое механическое транспортное средство, остановившееся на проезжей части дороги, представляет серьезную помеху и опасность. Потребность каким-то способом предупредит» о ней всех водителей нередко испытывается уже сейчас. Пока каждый выходит из создавшегося положения по-своему: один кладет на дорогу запасное колесо, другой прислоняет к машине подушку сиденья и т. п. Но все эти предметы плохо заметны издалека ав темноте просто не видны.А что будет представлять собой, спрашивают читатели, новый знак? На помещенных здесь фотографиях они могут увидеть один из разработанных образцов. Это равносторонний треугольник из трех пластмассовых пластин. В двух точнах пластины соединены между собой шарнирно, а в третьей — разъемным креплением (в данном случае кнопкой). К основанию треугольника прикреплен уголок, а к нему металлическая пластина — подставка для знака. Лицевая поверхность пластин имеет красные пластмассовые катафоты. В сложенном состоянии знак хранится в чехле и занимает совсем мало места (напомним, что сторона треугольника должна быть не менее 400 мм, а ширина красной каймы — 50 мм). По фотографии и описанию можно изготовить знаки самостоятельно, не ожидая, пока они появятся на прилавках автомобильных магазинов. Фото И. Бахтина