Вы и сами, вероятно, чувствуете, что с увеличением потока транспорта каждому водителю все сложнее управлять автомобилем. Движение в больших городах требует всего вашего внимания и умения, а тут еще бесконечные торможения и троганья, манипулирование со сцеплением, передачами. Подсчитано, что за семь часов водитель легкового автомобиля в Москве больше тысячи (!) раз выжимает педаль сцепления. Конечно, это не может не утомить даже опытного шофера и тем самым не повлиять на его внимательность к обстановке, к состоянию машины. Сцепление же —«камень преткновения» для начинающих. При неумелом управлении им автомобиль дергается, глохнет двигатель, или, при езде с «полувыжатой педалью», появляется пробуксовка диска, и дорогой агрегат выходит из строя. Нельзя ли избавиться от этих неприятностей, почти не удорожая машину и не снижая ее эксплуатационных качеств? Решение проблемы — автоматическое сцепление. Оно должно быть прочным и долговечным, не нуждаться в обслуживании и регулировках, обеспечивать хорошую динамику ив то же время плавную работу. Только сочетание этих качеств дает в данном случае автоматике право на жизнь. Сцепление «без педали», отвечающее всем перечисленным требованиям, разработано и испытано Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом. Ижевским автозаводом и Московским автомеханическим институтом. Обычное сцепление — так называемого «нормально замкнутого» типа. Иными словами, в нем ведомые и ведущие детали постоянно соединены при помощи нажимных пружин, и для выключения нужно нажать на педаль. При такой конструкции стабильность работы меняется с износом фрикционных накладок диска или осадкой пружин. Чтобы избавиться от периодической регулировки, автоматическое сцепление сделано по схеме «нормально разомкнутого» типа — при нажатии на пяту оно включается. Естественно, что при этом выжимной подшипник все время находится под нагрузкой, и для предотвращения его износа понадобилось установить последовательно графитовый подпятник и шариковый подшипник. Принципиальная схема автоматического гидропривода сцепления представлена на рисунке.Схема автоматического гидропривода сцепления: 1 — корпус сцепления; 2 — рабочий цилиндр управления: 3 — золотник; 4 — аккумулятор; 5 — выключатель; 6 — толкатель; 7 — груз центробежного регулятора; 8 — шкив; 9 — стакан; 10 — пружина; 11 — обмотка электромагнита: 12 — якорь; 13 — пру-Работает оно так. При включении передачи замыкаются контакты выключателя 5и через обмотку 11 электромагнита проходит ток. Под действием магнитного поля якорь 12 перемещается влево, сжимая пружину 10 и отводя толкатель б от золотника 3. Под действием пружины 13 золотник 3 перемещается влево, открывая канал, по которому жидкость из рабочего цилиндра 2 свободно перетекает в бачок 17. Сцепление выключено. Переключив передачу, водитель отпускает рычаг, и контакты выключателя 5 размыкаются. Пружина 10 возвращает золотник 3в исходное положение. Теперь, если водитель увеличит обороты двигателя, в действие вступает центробежный регулятор, изменяющий давление в рабочем цилиндре 2 (масло подается гидронасосом 15, приводимым от кулачкового вала двигателя). Поршень рабочего* цилиндра 2 нажимает на рычаг 21, который через систему толкателей 20 прижимает доек 19 к маховику. Максимальная сила прижатия регулируется редукционным клапаном 18 насоса 15 и соответствует давлению 2 13—14 иг /ом . Пружина 10 управляет золотником 3 при больших скоростях вращения вала регулятора без помощи грузов 7 центробежного регулятора. Благодаря такой схеме удалось значительно уменьшить размеры обмотки электромагнита 11 и потребляемый ток. Если обороты падают (например, когда водитель отпускает педаль акселератора при переключении или движении «накатом»), система срабатывает в обратном порядке: золотник 3 перекрывает канал 14, открывается свободный канал, уменьшается давление в рабочем цилиндре 2, и сцепление выключается. Что же дает водителю такая автоматика? Педаль сцепления ликвидируется. Машина плавно трогается с места в самых разных дорожных условиях, причем процесс начала движения почти не зависит от опытности водителя. Упрощается переключение передач. Испытания показали, что долговечность накладок диска сцепления выросла в два-три раза, а число переключений уменьшилось на 40%, что, конечно, положительно сказалось на сроке службы синхронизаторов коробки передач. Уменьшились динамические нагрузки в трансмиссии автомобиля. Испытания автоматического гидропривода и сцепления нормально разомкнутого типа прошли успешно. Этот механизм демонстрируется в павильоне «Автомобили» на ВДНХ. Л. РУМЯНЦЕВ, инженерТак выглядит автомат, сцеплением.управляющий4i|i|ifiir-j_ж ина золотника; 14 — канал обратной связи; 15 — насос: 16 — трубопровод; 17 — бачок; 18 — редукционный клапан: 19 — фрикционный диск; 20 — нажимная, система; 21 — рычаг.