Увеличить выпуск большегрузных автомобилей и на их базе автопоездов высокой грузоподъемности. Создать комплекс заводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР...Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР 1971—1975 годы."jjegk 55Я5» 5S=8* 58*5* «S*^ W 5 ^ l5SeS* SjeS^ 55*8* 58*5^ «8*5^ '83*4' •5Я5* i идеи, разработки», которая будет мы завершаем серию статей об I теперь чаще появляться на страустройстве «Жигулей», а в будуВ ницах журнала. Это статьи щем начнем другую — свод рекоЩ «Электромобили сегодня и завтмендаций по обслуживанию Щ ра», «Автоматическая трансмисВАЗ-2101 своими силами. Разу• сия НАМИ», «Форсированный меется, не будут забыты владельГ двигатель. Плюсы и минусы», цы старых и новых «москвичей», «Современные автомобильные «запорожцев», «волг». Вообще двигатели» и многое другое. планируется расширить площадь журнального клуба «АвтолюбиРедакция очень дорожит репутель». тацией учителя и советчика. Мы, конечно, позаботимся о том, чтоМы предлагаем членам клубы наши читатели смогли полуба заранее «записаться в прения», чать больше советов квалифициприслав до нового года свои рованных специалистов по уходу статьи, предложения, пожелания. за автомобилем, грамотной его Вниманию наших многочисленэксплуатации. Эти советы охватят ных подписчиков-мотоциклистов значительный круг тем: препаранаряду с утилитарными материаты для сохранения кузова, продлами будут предложены и позналение жизни шин, ремонт своими вательные, имеющие в то же вресилами, различные регулировки, мя практическую ценность. Это надежность тормозов. В этом году 2,88 = й^ E S ^ SS^S*ag*^«S^популярные очерки о мотоциклетных двигателях,о «секретах» карбюраторов, о вождении в трудных условиях и другие. Обретет новую жизнь «Зеленая волна» — журнал в журнале. Полагаем, что он примерно вдвое «пополнеет» и соответственно расширит сферу своего воздействия. День ото дня увеличивается парк машин, возрастает интенсивность движения, и все связанное с этим приобретает большую значимость. На страницах журнала пойдет важный разговор о том, почему и как возникают аварии, о приемах безопасного вождения, о водительской культуре ио многом другом. В советах и рекомендациях «Зеленой волны» большое место ШСПЫТЫВАЮТС^ ПРОТОТИПЫКАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ. Гигантский комплекс предприятий, которые будут ежегодно производить 150 тысяч тяжелых дизельных грузовиков для всех отраслей народного хозяйства. Ударная стройка, в которой принимает участие вся страна. Растут промышленные корпуса, вспомогательные и бытовые службы, возводится новый город — Автоград. А что станет выпускать Камский автомобильный завод! Каков будет автомобиль, который займет видное место в грузовом парке страны! Чем отличается этот грузовик от привычных нам ЗИЛов, ГАЗов и МАЗов! И наконец, для чего нужны этот завод, эта машина! Не проще ли было соответственно увеличить производство на существующих предприятиях! Мы попросили одного из создателей прототипа грузовика КамАЗ главного конструктора автозавода имени Лихачева Анатолия Маврикиевича КРИГЕРА ответить на эти вопросы. — Если позволите, я начну с того вопроса, который вы не задали. Почему грузовик для Камского автозавода создается на ЗИЛе? Дело в том, что требования, которые мы предъявляем к этому автомобилю, очень высоки. Это должен быть современный во всех отношеИспытания идут полным ходом. На снимке — впереди бортовой грузовик с удлиненной базой, за ним автомобиль основной модели и седельный тягач. Комфортабельная кабина, бездисковые колеса, ч етырехфарная система освещения — х арактерные черты КамАЗов, с разу бросающиеся в глаза. Базовая модель семейства КамАЗовтрехосный 8-тонный грузовик, способный буксировать 8-тонный прицеп. Фото А. Блохнина ниях грузовик, мощный, большегрузный, удобный в управлении и обслуживании, экономичный и обладающий достаточно высокой скоростью. В то же время, перевозя большой груз, машина должна иметь невысокую (максимум 6 тонн) осевую нагрузку, чтобы можно было эксплуатировать ее на всех автомобильных дорогах общей сети страны. Наш завод разработал недавно трехосный большегрузный автомобиль с близкими данными, но с бензиновым двигателем. И естественно, проектирование семейства автомобилей-тягачей для КамАЗа было поручено нам в содружестве с Ярославским моторным заводом, конструирующим силовой агрегат с новым дизелем. Кроме этих двух заводов в создании прототипов КамАЗа участвуют Минский автомобильный завод, занятый кузовом и опрокидывающим механизмом 7-тонного самосвала, а также Одесский автосборочный завод и Балашовское ГКБ, готовящие соответственно 15-тонные полуприцепы и 8-тонные прицепы. Почему нужна новая машина? Частично ответ дан в самой постановке задачи. Требовались дизельный тягач автопоезда грузоподъемностью 16 тонн и 8-тонный грузовой автомобиль с осевым весом не более 6 тонн. Теперь о самой машине. Высокая заданная грузоподъемность при малом осевом весе потребовала увеличения числа осей до трех. Ведущие оси — две задние. Высокооборотный V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-740 развивает 210 л. с. Этого достаточно, чтобы даже с полной нагрузкой 20-метровый автопоезд, весящий 26,5 тонны, мог двигаться со скоростью свыше 80 км/час. Несмотря на вес и размеры, управление КамАЗом будет легче, чем на других грузовиках. Руль снабжен гидроусилителем, тормоза — с пневматическим приводом, а сцепление оборудовано сервомеханизмом, снижающим усилие на педали. Подробный разговор о всех новинках, многие из которых ранее не применялись в нашем автостроении, еще впереди. А сейчас назовем основные из *«их. Это — пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления, пятиступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в десятиступенчатую. Это — раздельный привод тормозов при комбинированной (двух- и однопроводной) его системе; запасной и аварийный тормоза, а также стояночный со специальными пружинами у тормозных камер, не допускающими начала движения, пока давление в системе не достигнет нормы. Это — сигнализация водителю о той или иной неполадке в системах автомобиля во время движения. Это — кресло водителя с регулировкой положения сиденья ис дополнительным подрессориванием. И еще многое другое. Особое внимание при конструировании машины уделено вопросам безопасности, а такж е удобству для водителя. Продолжаются испытания семейства КамАЗов, в которое входят бортовой автомобиль с прицепом (с обычной и длинной базой), седельный тягач с полуприцепом и самосвал с кузовом, опрокидывающимся назад. Свыше 600 тысяч километров прошли в сумме опытные образцы автомобилей на испытательном полигоне, по дорогам Крыма, в пробегах по другим районам страны. На основании их результатов внесены десятки улучшений в первоначальную конструкцию. Работа продолжается. Камский автозавод получит достойную машину.85=8* 58=Ф SS=S* 3S=& Я * * 58=6* SB=£ ЯГв* 58=8* '88=5* f8=8* 53=£ 5S займет применение новых правил, зумеется, представлены все темапроект которых мы опубликовали. тические разделы, традиционные Проблема безопасности движерубрики, которые могут служить ния — проблема социальная, мносвоего рода путеводителем по гоплановая. Она охватывает и сижурналу. Назовем некоторые из стему подготовки водителей, и них: «За строкой Директив», «Шаинженерно-технические пути орги пятилетки», «Проблемы и сужганизации движения, и градодения», «100 профессий автомобистроительство, и сооружение доля», «Школа молодого шофера», рог. По всем этим вопросам на «Страна моя любимая», «Будустраницах журнала выступят учещему воину», «В помощь первичные, проектировщики, работники ным организациям ДОСААФ», Госавтоинспекции, журналисты. «Вести из автомотоклубов», «НоИ конечно, из номера в номер бувости, события, факты», «В блокдут печататься задачи для самонот любителям спорта», «Знакопроверки — «Экзамен на дому», мим со спортивной техникой». «Как вы поступите?», которые, «Спортивный глобус». Даже несудя по откликам, полюбились полный перечень их говорит, что всем. в поле зрения редакции будут важнейшие события автомобильМы познакомили вас лишь с неной жизни, автомотоклубы, автокоторыми деталями редакционномотоспорт, туризм. го плана на 1972 год. В нем, ра1*i я = $ s s ^ 88=* * * * $ ТГ& 88=6* 8 Мы будем стремиться полнее и ярче рассказывать о людях, героях пятилетки, их труде. Со страниц каждого номера журнала слышен голос читателей. От 50 до 60 тысяч писем ежегодно получает редакция. Многим из них открыт путь на страницы «За рулем». Рубрики «Советы бывалых», «Строки из писем», «Инженеры отвечают читателям», «Клуб «Автолюбитель», «Справочная служба» целиком строятся на читательских письмах. Мы сердечно благодарим вас за помощь и обращаемся с просьбой: давайте посоветуемся, каким мы хотим видеть «За рулем» в 1972 году. Ждем ваших предложений.