НАШААктивисты оборонного ОбществаМАРИЙКАПригарин.ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬХорошо помню тот день, который определил мой путь в жизни. Работал я на строительстве Куйбышевской ГЭС и мечтал стать гяофером. Однажды узнал, что учебный комбинат объявляет набор на курсы водителей, и решил попытать счастья — не всех желающих туда принимали. Перед дверью с табличкой «Мандатная комиссия» я сразу оробел. Да и выглядел я тогда слабосильным. Словом, на членов комиссии не произвел должного впечатления. Как приговор прозвучало для меня: «В приеме воздержаться». И вот, когда все, казалось, рушилось, один из сидящих за столом улыбнулся и спросил: — Очень хочешь быть шофером? — Да, — говорю я, — очень. Тогда-то он и предложил зачислить меня на курсы и настоял на своем. — Есть у меня один подшефный, Иван Бражников, — сказал он, — пусть будет и второй. Так в первый раз я познакомился с инструктором практического вождения Михаилом Петровичем Пркгариным. Было это в 1954 году. Ему я во многом обязан тем, что стал шофером. Здорово помогал мне Михаил Петрович, да разве мне одному. Всей группе, всем, кого учил водить машины. После наши пути разошлись, но не надолго. А затем мне посчастливилось двенадцать лет проработать бок о бок с ним в Тольяттикском автомотоклубе ДОСААФ. За эти годы я еще лучше узнал, какой это прекрасный наставник и хороший человек. На строительство Куйбышевской ГЭС механик автомобильного взвода сержант Михаил Пригарин приехал с группой однополчан сразу же после увольнения в запас. Вчерашние армейские водители работали на самом, пожалуй, трудном участке — расчистке дна будущего Куйбышевского моря. Потом он на «отлично» окончил курсы повышения квалификации, и ему предложили остаться инструктором в учебном комбинате. А когда в 1957 году комбинат перестал функционировать, Пригарин перешел в только что организованный Ставропольский (ныне Тольяттинокий) автомотоклуб ДОСААФ. Тут-то, можно оказать, полностью раскрылся талант Михаила Петровича. Смотришь, как быстро его питомцы преодолевают робость, начинают чувствовать машину, — и только диву даешься. Пригарин достигает всего этого вроде бы без видимых усилий. Но за этим — огромный труд, выдержка и терпение, такт и требовательность, в общем все то, что объединяется емким понятием «педагогическое мастерство». Скольким же ребятам передал он свое умение! Наступает время — и парни уезжают на службу в армию. Пишут Пригарину письма. И в каждом — благодарность за науку. Конечно, главное для инструктора — работа в клубе. Но Пригарин выполняет много общественных дел. Он член квалификационной комиссия в ГАИ, активный пропагандист правил движения. Не раз выезжал он в села, готовил водителей, мотоциклистов в колхозах, совхозах. Пожалуй, ни одно соревнование по автомотоспорту в Тольятти не обходится без его участия — он судья первой категории. В минувшем году Михаил Петрович был удостоен правительственной награды, ордена «Зтааж Почета». Я горд за моего первого учителя и рад, что его неутомимый труд по подготовке водителей для армии и народного хозяйства получил такую высокую оценку. В. НОВИЧКОВ, начальник гаража автомотоклуба г. Тольятти— Мария Макарчун? Смелая гонщица. Недавно норму мастера спорта выполнила! Между прочим, единственная женщина в Белоруссии, да, пожалуй, и в стране, участвующая в шоссеино-кольцевых автогонках, — так представил мне води. теля первого класса чемпиона Белоруссии Марию Макарчун ее тренер Иван Тимофеевич Хотулев. И вот передо мной Марийка, к ак ласково называют ее в республиканском спортивно-техническом автомотоклубе. Светлые волосы в высокой модной прическе. Задумчивые, чуть с грустинкой, светло-карие глаза. Мария неторопливо рассказывает. Голос у нее мягкий, певучий и сразу выдает уроженку Полесья. Онончила школу, приехала в Минск. Учиться пошла в областной автомотоклуб. Что греха таить, не многие девушки пытаются овладеть профессией шофера. Поэтому на Марию смотрели как на редкое исключение. Получив права водителя третьего клас. са, она идет в таксомоторный парк. По три сотни километров каждый день — таное под силу не каждому шоферу. Мария выдерживает. Работа на такси, пожалуй, стала первой отличной школой будущей чемпионки республики. Однажды н ней подошел начальник гаажа, сам отменный гонщик, Валентин оиграенок. — Команду Белоруссии приглашают участвовать в открытом первенстве Ук аины по ралли, — сказал он Марии. — ужен женский экипаж. И вот вместе со своей напарницей Надей Больно она кружит по серпантинам дорог в горах Закарпатья. Девушки ус. пешно прошли всю сложную трассу. Команда Белоруссии Победила. А Мария получила третий разряд по автоспорту. Так началась дорога в большой спорт. Мария специализируется в авторалли, участвует в республиканских и всесоюзных соревнованиях, выполняет нормативы кандидата в мастера спорта. И вот однажды, даже как-то неожиданно для себя, она попросила старшего тренера республиканского спортивно-технического автомотоклуба И. Хотулева включить ее в число участнинов шоссейно-кольце. вых гонон. — А не испугаешься? — он испытующе посмотрел на Марию. — Здесь имуж ­ чины иногда побаиваются. Вместе с Хотулевым Мария стала готовить старенький «Москвич-408» к со. ревнованиям. Выступая на первенстве республики, заняла пятое место. Вскоре ей предоставили новый «Москвич-412». На нем она завоевала звание чемпиона по шоссейно.кольцевым автогонкам. Знаменательным вжизни Марии Макарчун стал минувший спортивный сезон. В составе сборной команды Бело. руссии она впервые поехала на Всесоюзное первенство по шоссейно.кольцевым автогонкам, в Ленинград. Во время тренировочных заездов вместе с Хотулевым тщательно изучила трассу. В наиболее трудных местах Иван Тимофеевич становился на бровке, эасенал время, следил, как ученица проходит крутые виражи. Затем следовал разбор. Иван Тимофеевич показывал, где икак лучше «вписаться» в поворот, с большей скоростью пройти сложный вираж. Сообща намечали тактику гонок. И вот соревнование. Мария успешно выступает в предварительных заездах и попадает в финал. В итоге она показала одиннадцатый результат. Не так плохо, если учесть, что это были соревнования с участием сильнейших гонщиков страны. И она среди них единственная женщина. Свой спортивный сезон Мария завершила выступлением в Минске на Кубок «Золотая осень», «Волги» и «москвичи» стартовали вместе. Мария заняла второе место в общем зачете и первое по клас. су «москвичей». Недавно белорусской автогонщице присвоено звание мастера спорта СССР. Радостное в ее жизни событие. Разумеется, занятия автоспортом для Марии не самоцель. Они благотворно сказываются на ее профессиональной подготовке. М а . рия Макарчун — водитель первого класса, работает в Минском обувном производственном объединении «Луч».В