108 автоматических линий и 408 поточно-механизированныхТрудоемкость производства ЗИЛ-130 снижена вдвоеВнедреноГруппа работников Московского автом обильного завода имени И. А. Лихачева за разработку и внедрение системы комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производства удостоена Государственной премии СССР за 1971 год . Звание лауреата Государственной премииприсужде ­ но директору ЗИЛа П. Д . Бородину, бывшему начальнику цеха А, И. Вольс кому , заместителю главного инженера управления К. А. Калачеву, главному конструктору по проектированию технологической оснастки И. М . Масленникову, б ывшему главному конструктору по механизации транспортно-складских работ А. М . Плахову, начальнику управления А. В. Смирнову, начальнику отдела Л. И. Степину, начальнику КБ сварки Б. Л . Тилю, начальнику производства Н. А. Ф едорову , кандидату технических наук главному сварщику завода М . М. Ф ишкису , главному инженеру управления П. А. Цветкову, главному конструк ­ тору по прессостроениюМ . В. Холмогорову. О результатах большой работы, п ро ­ деланной коллективом предприятия, рассказал нашему корреспонденту один из лауреатов, М оисейМироновичФиш кис.ботники завода хорошо знают, как мно ­ го труда вложено внепрекращающееся совершенствование производства. Таковы законы научно-технического прогрес ­ са, постоянно повышающего свои требования кпромышленному предприятию. Д ля ЗИЛа целым этапом стала про ­ шедшая пятилетка. К началу ее наметился явный разрыв междувысокой степенью механизации и автоматизации основных технологических процессов иуровнем организации производства и механизации так называемых вспомога ­ тельных работ. Анализ деятельности завода убедил , что для дальнейшего подъема производительности труда в основном нужно ликвидировать этот разрыв . Свое слово сказала здесь экономика . П ри решении этих задач мы отдавали себе отчет втом , что только ком ­ плексная система механизации, охватывающая все основные виды производст ­ ва, м ожет дать подлинный экономиче ­ с кий эффект. Расчеты показали, что вспомогательные работы должны стать органической частью основных технологических процессов . П римерно за пять лет впервые впрак ­ тике нашего автомобилестроения удалось создать законченное комплексно механизированное и автоматизированное производство кабин, о перения , двигателей и платформ для грузового автомобиля. М ы связали 108 автоматических и 408 поточно-механизированных линий единой транспортной системой конвейеров длиной 108 километров, из которых 26 километров приходится на самые совре ­М осковский автозавод имени Лихачева — с овременное по уровню техники и технологии производство грузовых автомобилей. Таким он представляется взгляду человека, увидевшего предприя ­ тие, его цехи и линии сегодня. Но раменные, т олкающие . О дновременно весь межцеховой транспорт реорганизованипереведен на систему бесперевалочной доставки грузовв специальной таре припомощибольшегрузныхприцепови автопогрузчиков. Все прессы холодной игорячей штамповки, сварочные идругие машины оснащены датчиками счета, к оторые пере-«запорожец» модели«968»На этом снимке хорошо видны фонари заднего хода, характерные для модели «968». На первый ВЗГЛЯД этот автомобиль едва ли можно отличить от предше ­ ственника. По существу же «Запорожец-968» является новой машиной , хотя и сохранившей многообщегосмо ­ д елью «966», но в то жевремя значительно более совершенной . Начнем с двигателя. П рипрежнемра ­ б очемобъеме (1197 см3 ) е гомощность возросла до 45 л. с. п ри 4700 об/мин («а ЗАЗ-966—40 л. с.) благодаря увеличению степени сжатия с 7,2 до 8,0, и змене ­ нию профиля кулачков распределительного вала, у меньшению сопротивления впускного тракта. Что очень важно, такая форсировка не повлекла за собойснижения долговечности и надежности силового агрегата. Напротив, гарантийный период эксплуатации машиныв настоящее время увеличен до 15 тысяч ки ­ л ометровпробега , а капитальный ре ­ м онт отодвинулся до 100 тысяч километ ­ ров. В качестве топлива теперь надо применять бензин АИ-93. Среди целогокомплексамер для по ­ вышения надежностиисрока службы двигателя нужно отметить прежде всего применение стальных поршневых колец ,в недрение более герметичной крышки клапанного механизма, повышение жест ­ кости картера коленчатого вала, м одер ­ н изациюопор двигателя, установку све ­ чей с более выгодной тепловой характеристикой (свечи «Изолятор» п роизвод ­ ства ГДР с калильным числом 225—240), Трансмиссия с полностью синхронизи ­ рованной четырехступенчатой коробкой передач не претерпела серьезных изме ­ нений. Зато втормозной системе была предпринята радикальная реконструкция. Т ормоза передних колес стали бо ­ лее эффективными благодаря примене ­ нию двух ведущих колодок . Раньше обеколодки «обслуживались» о дним колесн ымцилиндром , теперь каждая имеет свой. Следовательно, при торможении не одна ведущая колодка ( к акпрежде ) , а та идругая будут увлекаться за счет трения барабаном , увеличивая эффективность действия тормоза . Важными усовершенствованиями тормозов являются также устройства для их автоматической регулировки , у меньшение хода педали и введение гибких сочленений междубачкоми главным цилиндром . На «Запорожце-968» подверглись из ­ м енениями рулевые тяги, новая констр укция которых обеспечивает значительно большую долговечность. И ными стали покрышки (на автомобиль теперь устанавливаются более совершенные шины модели ИЛ-151 размером 155—13). Они взаимозаменяемы с прежними.Новый щиток приборов имеет менный вид.совре8 Сварка кабины — 65 секундПроизводительность труда повысилась на 43,4 процентаОдна из автоматических линий внедренной на ЗИЛе системы. Людей нет. Сваренные кабины автоматически подхватываются подвесным конвейером и направляются на окраску. Значительный технический интерес представляет комплексно-механизированное производство кабин, к уда входят автоматические линии сварки , п ромывки , фосфатирования, грунтовки и окраски, связанные ссистемой из 88 отдельных конвейеровтолкающего типа. С реди них уникальной является линия сваркика ­ бин. На ней все операции идут в автомат ическом цикле на четырех многоэлек ­ т родных машинах. Таким образом , к аж ­ дые 65 секундс линии сходит полно ­ стью сваренная кабина грузовика . П роизводство двигателей также высоко механизировано. Здесь автоматические линии отличаются от зарубежных тем, что на них выполняютсяи такие трудоемкие операции, как сложное фрезерованиеипрецизионная расточка. Впервые впрактике отечественного гру ­ з овогоавтомобилестроенияу нас на заводе создан пульсирующий полуавтоматический конвейерсборки двигателей. К омплексная механизация процессовпроизводства включает также систему сбора, транспортировки и переработки металлоотходов истружки , к оторая , в частности, позволила высвободить око ­ ло 2000 железнодорожных вагонов ипо ­ лучить более миллиона рублейэконо ­ мии в год. Все эти мероприятия , о которыхяупомянул , в конечном итоге дали значительный экономический эффект. Так, зап рошедшее пятилетие производительность труда возросла на заводе на 43,4 процента . Т рудоемкость изготовления авт омобиля ЗИЛ-130, а он является главной продукцией нашего предприятия, с нижена почти вдвое. Система комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производствагрузовиков создана по инициативе и силами работников ЗИЛа. Еще в 1968 году опыт нашего завода получил одобрениеЦентральногоКоми ­ тета КПСС и был рекомендован для использования на предприятиях Москвы, Л енинграда , Киева, М инска , Г орькогоидругих индустриальных центров страны. Особая ценность работы заключается в том, что многие технические решения , п редложенные на заводе, являются ти ­ п овыми и, следовательно, у жесегодня берутся за основу припроектировании новых цехов ипредприятий . Эффект, к оторыйможно получить от внедрения этой системы только в автомобильной промышленности, оценивается в 22,5 миллиона рублей ежегоднойэкономии . Проделанная работа значима не тольк овтехническомиэкономическом отн ошении . Не менее важен ее социальный аспект, ибо теперь кореннымобра ­ з ом изменилась общая культура про ­ изводства, а с ней и само отношениек труду. В девятой пятилетке коллектив ЗИЛа продолжает расширять комплексную механизациюи автоматизацию производственных процессов . Новая продук ­ ция завода требует применения всех современныхдостижений научно-технического прогресса.дают информацию , н апример , о количестве заготовок и деталей на пульт управления цехов. Там данные перено ­ сятся на перфолентуи направляются вычислительному центру завода. Такая высокомеханизированная система учета создает благоприятные условия для оперативного управления производством.Если говорить омодернизациикузо ­ ва, то первое , на что надо обратить внимание, это панель приборов . Она пол ­ ностью новая. П риборы , к нопкииры ­ ч ажки управления размещены на ней бо ­ лее рационально. Выгодно отличается панель ивнешнимоформлением . Рычажки, управляющие переключением света фар и указателями поворота, находятся на рулевойколонке и, т акимоб ­ р азом , все времяу водителя под рук ой . На панели задка кузовадополни ­ тельно установлены фонаризаднегохо ­ да, автоматически включающиеся при движении назад. Улучшена конструкциябампера . С реди прочих внешних изме ­ нений, внесенных ранее, у кажем на от ­ сутствие перемычекв воздухозаборниках иисчезнувшую надпись «Запорож ець » на переднемправомкрыле . Все усовершенствования , сделанные в « З апорожце » , "немного утяжелилимаши ­ ну. В снаряженном состоянии она весит теперь 790 кг. О днакодинамика от этого не пострадала. Н аоборот , б олеемощный двигатель позволил поднять максималь ­ н уюскоростьдо 125 км / ч ас , а разгонс места до 100 км/час занимает 27,5 сек. В новой пятилетке завод намерен продолжатьработы по дальнейшемусо ­ в ершенствованиюмодели «968». В 1972 году она получит новое оформление передней части кузова . П озжемощность двигателя повысится до 47—50 л. с , б у ­ дут внедренывоздушный фильтр сбу 2. «За рулем» М 4м ажнымэлементом , д иафрагменное сцепление, д вухкамерныйкарбюратор . О собое внимание будет уделено пов ышениюбезопасности . М ягкая накладка панели приборов, безопасные замки дверей , триплекс вместо закаленного лобового стекла, « с кладывающаяся » р у ­ левая колонка поставят « З апорожец » по безопасностиврядссовременными европейскими машинами. Т ормоза получат раздельныйприводи «диски» на передних колесах. Особый регулятор обеспечит оптимальное расп ределениетормозных усилий переднихи задних колес. И зменения коснутся также задней под ­ вески, конструкции коробки передач, замков дверей и многого другого. П одробно рассказывать об этих раз ­ работках иэкспериментальных моделях, испытываемых заводом , п окаеще преждевременно. Что касается делсегодняшних , то здесь хотим отметить, что первые партии «запорожцев-968» у жевэтомгоду сошли сзаводскогоконвейера . П роиз ­ водство модели «966» и ее модифика ­ ций пока сохранено . В. СТЕШЕНКО, главный конструктор автомобильного завода «Коммунар», К. Ф УЧАДЖИ , инженер г. Запорожье Конструкция тормозов передних колес: 1 — прижимная пружина; 2 — стяжная пружина: 3 — опорный щит; 4 — колодка; 5 — колесный цилиндр; 6 — трубка; 7 — болт, крепящий цилиндр; 8, 10 и 13 — шайбы; 9 и 12 — болты; 11 — гайка.9