ОтвергнутопрактикойЧитатель С. Николаев из Барнаула спрашивает, почему промышленность не выпускает трехколесные пассаж ирские мотороллеры. В. Марченко из Краснодара, считая целесообразным производство мотоциклов-одиночек с кузовом автомобильного тина, интересуется, что делают конструкторы в этом направлении. Трехколесные трехколенные пассажирские машины на базе агрегатов мотоциклов и мотороллеров выпускались в нашей стране с 1952 по 1957 год. Это были мотоколяски Серпуховского мотозавода С1Л, СЛ-0 и СЗЛ, предназначенные для инвалидов и имевшие одно колесо спереди и два — сзади. Тогда же появились и некоторое время эксплуатировались (в частности, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве) туристские мотороллеры-такси Вятско-Полянекого машиностроительного завода, выпускавшиеся в двух вариантах. Один, мотороллер МГ-150Т, имел колесо спереди и два сзади, где находилось и сиденье для двух пассажиров. У другого мотороллера, ВП-150Т, было, наоборот, одно колесо сзади и два управляемых впереди, здесь же располагалось двухместное пассажирское сиденье. Кузова обеих машин — открытого типа. Практика эксплуатации показала, что такие машины отличаются низкой проходимостью и недостаточной устойчивостью при движении по проселочным дорогам. Это особенно характерно для машин с одним передним колесом, встречающим большое сопротивление при движении по неиакатанной части межколейного полотна дороги. Три колеи сниж ают удобство движения по булыжной и вообще неровной дороге. Естественно, что потребители отдали предпочтение мотоциклам с боковым прицепом, и * имеющим таких недостатков. Трехнолесная трехколенная схема пока сохранилась лишь у грузовых мотороллеров, эксплуатируемых только на дорогах с усовершенствованным покрытием. А мотоколяски для инвалидов обрели четвертое колесо и превратились, таким образом, в двухколейный экипаж, подобный обычному автомобилю. попытки конструкторов сочетать в одной машине свойства автомобиля и мотоцикла, отойдя от установившихся принципов конструирования каждого иэ этих экипажей , относятся еще и началу века. Все машины, построенные по этому принципу, оказались чрезмерно тяжелыми, неудобными (а подчас и опасными) в эксплуатации. С начала шестидесятых годов таних конструкций уже не создавалось ввиду окончательно выяснившейся их бесперспективности.щенной в 1971 году издательством «Машиностроение». «Запорожец-965» и «965А» — 0,10 м'«Запорожец-966» и «966В» — 0,24; «Москвич-402», «403» и «407» — 0,34; «Москвнч-408» и «412» — 0,37; «Жигули» ВАЗ-2101 — 0,38; «Волга» ГАЗ-21Р — 0,48; «Волга» ГАЗ-24 — 0,70.О чем говорит износ шиннеравномерный«Я заметил, что на одном из передних колес моего «Москвича-408» шина больше изнашивается по середине' протектора, а края остаются почти без изменений. Перестановка этого колеса назад не дала результата. Затем через некоторое время такая неравномерность прошла сама собой, без какого-либо вмешательства с моей стороны. Объясните, пожалуйста, в чем было дело, опасно ли это», —- с такой просьбой обратился в редакцию киевлянин Н. Поддубенко. Неравномерный износ шин беспокоит также москвичей А. Борисова и М. Красного, ленинградца С. Петрова. Если протектор шины изнашивается не равномерно по всей беговой дорожке, а больше по краям или в центре, — причина, видимо, в том, что вы не контролируете давление воздуха в колесе. На рисунках '1 и2 хорошо видно, как в зависимости от давления изнашивается пок рышка . На слишком «жестко накачанном» колесе (рис. 1) в контакт с дорогой вступает лишь средняя часть шины. Она, естественно, и снашивается, а края, которые не достают до земли, сохраняются. Это ведет не только к преждевременному износу покрышки. Из-за того, что площадь ионтакта такого нолеса с дорогой меньше, чем полагается, возможен занос при резном торможении.необходимо периодически контролировать давление в шинах. Делают это на «холодном» колесе, перед началом движения. Износ одной стороны покрышни переднего колеса — сигнал о том, что необходимо проверить углы установки, то есть сходимость и развал. Чаще всего после регулировки этих очень важных параметров удается приостановить преждевременный выход покрышки из строя. Надо сказать еще о «пятнистом» износе протектора шины. При нем на вполне благополучном общем фоне появляются «проплешинки», где совершенно стерт рисунок. Причина — сильный динамический дисбаланс колеса. Возможно, при демонтаже шины нарушена балансировна или слетели с обода и потерялись грузики. «Равновесие» необходимо восстановить на станции обслуживания, имеющей специальный стенд.Стойкостьнакладоку дисковых тормозов«Хотелось бы знать, — спрашивает минчанин С. Соколов, — насколько быстрее изнашиваются накладки у дисковых тормозов по сравнению с барабанными». Во время сравнительных испытаний легковых автомобилей с барабанными («Моснвич-408») и диеновыми («Пежо-204» и «Триумф-1300») тормозами на булыжной дороге, покрытой жидкой грязью, были получены следующие результаты: износ накладок составятл на 1000 километров пробега: «Москвич» — 0,007 — 0,178 мм; «Пежо» — 0,148 — 0,345 мм; «Триумф» — 0,269 — 1,286 мм. В среднем срок службы накладок дискового. тормоза в сухую погоду составляет 15 — 20 тысяч километров, а в сырую погоду При движении по грязи он падагт до 6 — 7 тысяч.О плате за проездв таксиЧитатель В. Алексеев из г. Костром ы интересуется порядком взимания платы за проезд в такси в тех случаях, когда едет несколько пассажиров, не имеющих отношения друг к другу. Вот что сообщили нам в Главном пассажирском управлении Министерства автомобильного транспорта РСФСР, В тех случаях, когда пассажиры воспользовались 1на стоянке таксомотором для совместной поездки (поскольку совпадал их путь следования), водитель танси обязан при каждой выс?дке пассажира ставить таксометр на кассу, производить ^полный расчет с каждым пассажиром равными долями, т. е. сумму, указанную таксометром, делить на количество 'Пассажиров. При дальнейшем следовании тансометр снова должен быть переключен на тариф. Если давление в шине меньше нормы, она кан вы прогибается внутрь, нагрузка ложится в основном на более жесткие края (рис. 2). При этом износ имеет резко выраженный характер — края протектора гладкие, середина целая. «Мягкая» покрышка танже опасна — при торможении возможен занос в ее сторону. Перестановка колеса с неправильным давлением в шине, понятно, ничего не дала. Но при проверке и доведении в шине давления до нормы (рис. 3) положение исправилось. Отсюда следует, что«Электронный карбюратор»? НетБольшая группа читателей журнала, в том числе В. Костромин (ИваноФранковск), К. Макаров (Ярославль), В. Колесник (Ровно), Е. Богдашевич (Краматорск) и другие, интересуется, что представляет собой «электронный карбюратор» Ленинградского карбюраторного завода, о котором сообщалось в прессе. Завод изготовил в нынешнем году опытную 'Партию аппаратуры впрыска с электронным управлением подачей топлива. Принципиальная схема работы подобных систем и их устройство были подробно описаны в нашем журнале (1962, лЬ 12, стр. 22 — 23). Исходя из принципа работы этой аппаратуры, называть ее «электронным карбюратором» неверно. Правильнее будет ее характеризовать кан «систему электронного впрыска». Кан показывает зарубежный опыт, такие системы (одна иэ них описана в № 2 «За рулем» за 1972 год) сложнее ив 3—3,5 раза дороже, чем обычные нарбюраторы. Установка их требует замены или переделки ряда деталей двигателя. Тан называемый «электронный впрыск топлива» 'находит применение в первую очередь на спортивных автомобилях и автомобилях высшего класса. На мотоциклах же он вообще серийно не устанавливается. Конечно, эту систему невозможно изготовить нустарным способом, к ак того хотят отдельные читатели.С колько вмещает багажник?Группа автолюбителей из Ростована-Дону обратилась в редакцию с просьбой сообщить данные о емкости багажников отечественных легковых автомобилей. Приводим интересующие их сведения, взятые из книги <В. Родионова и Б. Фиттермана «Легковые автомобили», вылу35