Предметом особой заботы ДОСААФ , как надежного помощника и резерва Вооруженных Сил, и в дальнейшем должна быть подготовка молодежи к военной службе. Из приветствия ЦК КПСС VII Всесоюзному съезду ДОСААФКак готовить умелых водителей в автомотоклубахГерой Советского Союза В. НАУМЕНКО, начальник управления ЦК ДОСААФЭНЕРГИЯ,НАСТОИВесна, пожалуй, самая напряженная и ответственная пора вжизни автомотоклубов оборонного Общества: б лизокк завершению учебный год. Готовятся к выпуску очередные потоки будущих воинов-водителей, и скоромногие из тех юношей , что сегодня набираются знаний в классах, мастерских, за рулем учебных автомобилей, предстанут пер ед авторитетными комиссиями округов и автоинспекций, а потом пополнят ряды вооруженных защитников Родины. И кто из наставников не испытывает глубокого волнения! В сущности, к о ­ нечный результат большого труда опре ­ деляется тем , к ак их питомцы быстро войдут в строй, станут умелыми солдатами, знатоками боевой техники и оружия. м а - А тинской , Витебский, Ж итомирский , Черниговский, Тамбовский, Тбилисский, О мский , средний балл более 4,5, а втор ой показатель составляет почти сто процентов . А ведь за каждой цифрой, за каждой десятой долей балла — ж ивой человек. Низок показатель — значит не доучили, плохо подготовили десятки, сотни людей. В то же время в Обществе немало учебных организаций, служащих примером . П ередовымимы их и называем потому, что там хор ошо поставлено обучение, высока ор ­ ганизованность, дисциплина, умело ведется методическая работа, политическ оеи воинское воспитание. Сейчас в зале погаснет свет, и водители. занимающиеся иа тренажерах, «отправятся в путь». На «дороге» они будут преодолевать подъемы и спуски, совершать правые и левые повороты, обгонять другие машины, разъезжаться с едущими навстречу... Настойчивее внедрять в практику подготовки водителей новые технические средства обучения — таково требование времени. Завершающие месяцы нынешнего учебного года — это и первые итоги деятельности клубных коллективов по выполнению решений VII съезда обо ­ р онного Общества, своего рода рапорт отом , как претворяются вжизнь требования партии и государства, и зложен ­ ные в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года, приветствии Центрального Комитета партии VII съезду ДОСААФ , в Эаконе о всеобщей воинской обязанности. Пока еще рано судить в целом ого ­ дичных результатах, но ужесовершен ­ но очевидно: многие автомотоклубы подходят к «финишу» с более высоки ­ ми показателями, нежели впредыду ­ щие годы. Сделан уверенный шаг впер едврешенииодной из основных задач, которая поставлена перед оборон ­ н ымОбществом Центральным Комитет ом партии и правительством, — постоянно повышать качество подготовки специалистов. Именно по совокупности качественных показателей оценивается деятельность наших учебных организаций. Возьм ем хотя бы успеваемость. Если вце ­ лом по автомотоклубам ДОСААФ страны она колеблется между 4,2 4,3 балла, а сдача экзаменов ГАИс первого раза составляет 92,3 процента, то впе ­ редовых коллективах эти показатели выше. В таких автомотоклубах, к акАл ­ Сейчас среди ста учебных организа ­ ций, к оторым присвоено звание образ ­ цовых, автомотоклубы составляют по ­ давляющее большинство. Четырнадцать из них награждены переходящими Красн ыми знаменами военных округов . Выходят вперед не только отдельные кол ­ лективы — успешно выполняют задания поподготовке специалистов для армии и флота ряд областных и республиканских организаций Общества. Украина, Белоруссия, Грузия, А рмения , Литва, О мская , Ростовская, Брянская, Тульская, О ренбургская , Курская области, Татарская АССР устойчиво занимают ведущее положениев обучении будущих воинов. В нынешнем учебном году успеху сопутствовал прежде всего размах социалистического соревнования в честь XXIV съезда КПСС и за достойное выполнение его решений. П римеромможет служить республиканская организация ДОСААФУкраины , которая ужетриж ­ ды награждалась переходящим Красным знаменем ЦК ДОСААФ СССР. Высоким уровнем организации социалистического соревнования отличается Омская областная организация Общества, у же четыре года подряд удержива ­ ющая переходящее Красное знамя Министерства обороны , награжденная Ленинской юбилейной почетной грамо ­ той ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Областной комитет ДОСААФв свое время поставил себе конкретную цель: ни одной отстающей учебной ор ганизации. Тон в соревновании не тольк ов области, но ив стране задал Омский образцовый автомотоклуб. Его прим еру последовали Тарский, Калачинский идругие . М ногое переняли они у инициатора соревнования. И вот результат: по ряду показателей уже мало чем уступают омичам . Собственно, сила и цель соревнования втоми состоит, чтоб ы подтянуть отстающих доуровня передовых. Здесь лишь два примера. Но так по ­ ставлено дело в большинстве областных, краевых, республиканских органи ­ заций оборонного Общества. В текущемучебном году заметно по ­ высился уровень политического и воинс кого воспитания будущих армейских водителей. О громный политический и трудовой подъем в стране, вызванный историческими решениями XXIV съезда КПСС, охватил и наши учебные органи ­ зации. Во многих автомотоклубах основное внимание было обращено на пропаганду руководящейи направляющей роли партии, разъяснение ленинских заветов о защите социалистического Отечества, задач деаятой пятилетки. Высокого накала военно-патриотическая работа достигла такжев дни месячника оборонно-массовой работы, п ро ­ веденного в честь Дня Советской Ар ­ м иииВоенно - М орского флота. Благотворное идейное воздействие на молодежь ощутимее там, где в идеолог ическую работу вовлечен широкийкруг актива — о фицерыи сержанты запаса, работники райкомов комсомола, лекторы отделений общества «Знание». Так поставлено дело, например, в Волгог радском автомотоклубе. К сожалению , у нас еще немало и таких учебных организаций, к оторые не справляются с государственными зада- ниями и допускают много брака в работе. Слабо готовят специалистов в некоторых автомотоклубах Азербайджанской, Таджикской, Латвийской союзных республик, Камчатской, Белгородской, Мурманской областей. В чем причины недостатков? Как отмечалось на VII съезде ДОСААФ, в ряде мест планирование военно-технической подготовки ведется без учета того, что призывы проходят два раза в год. В результате юноши попадают на военную службу через пять-шесть месяцев после окончания учебы, естественно, частично утрачивая полученные знания. Нередко нарушается принцип комплектования учебных групп: в них включают призывников с разным уровнем образования. Бывает, не учитывают и производственной занятости обучаемых. Это приводит к пропускам занятий. А результат — плохое знание предмета. Недавно были проведены проверки и установлено, что в ряде клубов не устранены грубые нарушения методики обучения, допускаются произвольное сокращение учебных программ, приписки часов практического вождения. Серьезным тормозом в деле обучения специалистов является слабая материально-техническая база значительного числа учебных организаций. Несмотря на то что за годы, прошедшие между VI и VII съездами ДОСААФ, благодаря заботе партийных, советских органов, инициативе комитетов Общества введено в строй более 400 учебных зданий, создано много специализированных, хорошо оборудованных учебных классов, лабораторий, строятся автодромы, мастерские, гаражи, все же ряд наших клубов размещен и оснащен неудовлетворительно. Это касается прежде всего многих учебных организаций ДОСААФ Казахстана, Архангельской, Костромской, Орловской, Калужской, Новгородской, Ярославской областей. Текущее пятилетие должно стать поворотным в деле капитального строительства, оснащения клубов новой учебной техникой, внедрения в практику современных средств обучения. Успешное решение этой задачи будет во многом засть. поисвисеть от дальнейшего укрепления связей наших комитетов с советскими, хозяйственными, общественными организациями, от деловитости, настойчивости руководителей клубов. Сейчас важно умело, по-хозяйски распорядиться имеющимися денежными фондами, взять под неослабный контроль планы строительства, добиваться их неукоснительного выполнения. Только тогда мы сможем сказать, что достигли высокого качества обучения специалистов, когда у нас не будет отстающих учебных организаций. Сейчас в ряде мест сложилось такое положение, что, как говорят, за широкой спиной передовых, образцовых клубов скрываются средние, а порой просто плохие показатели. Кое-где одни клубы ходят в лелеянных сынках, другие — в пасынках. Особое внимание надо обратить на сельские автомотоклубы, которые остро нуждаются в улучшении материально-технического оснащения ив другой помощи. Подводя итоги учебного года, составляя планы на будущее, следует активнее перенимать опыт наших маяков, брать от них лучшее, новое, интересное. А для этого — шире использовать методические сборы, которые повсеместно пройдут в летне-осенние месяцы 1972 года. Они явятся хорошей школой повышения методического мастерства. Помимо областных и республиканских сборов ЦК ДОСААФ планирует открыть месячные курсы по переподготовке руководящего состава клубов, провести в шести зонах страны четырехдневные сборы старших мастеров производственного обучения и на базе Житомирского АМК трехдневные сборы заместителей председателей комитетов по военно-технической подготовке. Уже сейчас надо продумать в деталях, как лучше организовать учебно-методические занятия с преподавателями, что нового, интересного им преподнести. В этой связи хочется напомнить: недавно утвержденные программы подготовки специалистов для Вооруженных Сил значительно повышают роль и авторитет преподавателя. Отныне он будет проводить в группе все занятия, как теоретические, так и лабораторно-практические. Повышенные требования предъявляются ик инструкторам вождения^ так как в программах отводится больше внимания езде в сложных дорожных условиях, ночью, в колонне. Разуме%тся, подбор, воспитание преподавателей, инструкторов — дело не сезонное. В последние годы кадры педагогов-воспитателей значительно обновились и стабилизировались. В автомотоклубах Белоруссии, например, в числе преподавателей около семидесяти процентов — офицеры запаса, почти столько же имеют высшее, а остальные среднее техническое образование. Хорошо подобран преподав ательско-инструкторский состав в учебных организациях Украины, Узбекистана, Грузии, Армении, большинства областей Российской Федерации. Однако в ряде мест еще велики текучесть кадров, процент совместителей; кое-где на педагогической стезе подвизаются люди малограмотные, малоопытные. Постоянно улучшать подбор, расстановку, методическое мастерство руководящего и преподавательского состава, повысить требовательность, проявлять больше заботы о людях, находить для передовиков способы морального и материального стимулирования — таковы незыблемые принципы работы с кадрами. Сейчас автомотоклубы ДОСААФ деятельно готовятся к выпускным экзаменам. Одним остаются считанные дни, другим — чуть больше. Но как бы плодотворно ни трудились призывники в течение первого полугодия, полезно еще и еще раз проверить их знания, чтобы почему-либо не оказалось среди вышедших к экзаменационному столу курсантов, слабо усвоивших тот или иной раздел. Долг каждого преподавателя, руководителя клуба закончить учебный год так, чтобы с чистой совестью можно было сказать самому себе: на воинскую службу придут грамотные, умелые юноши, верные защитники Родины.