Рис. 1. «Анатомия» гидрсжакуумного усилителя: 1 — болт; 2 — к рышка вакуумного цилиндра; 3 — толкатель поршня; 4 — шайба диафрагмы ; 5—дни фрагма вакуумного цилиндра; 6 — пор шень; 7 — шланг; 8 — т айка креплении поршня; 9 — коническая пружина; 10-болт; 11 — медная шайба; 12 — корпус вакуумного цилиндра; 13 — шайба; 14 — гайка; 15 — опорная шайба; 16 — прокладка; 17 — н аправляющая втулка; 18 — манжета; 19 — р аспорная втулка; 20 — запорное кольцо; 21 — упорная шайба; 22 — шайба; 23 — гайка; 24 — обратный клапан; 25 — транспортная пробка; 26 — шайба; 27 — корпус гид равлического цилиндра; 28 — шайба поршня гидроцилиндра; 29 — поршень гидроцилиндра; 30 — м анжета поршня; 31 — держатель возвратной пружины; 32 — в озвратная пружина; 33 — специальная шайба; 34 — штуцер; 35 — траиспортная заглушка; 36 — распорная втулка; 37 — н аправляющая втулка; 38 — пластина крепления; 39 — винт; 40 — д иафрагмав сборе; 41 — запорная шайба; 42 — вакуумный клапан: 43 — к рышка следящего механизма: 44 — держатель пружины; 45 — шайба; 46 — винт; 47 — воздушный клапан; -18 — шайба; 49 — гайка; 50 — пружина клапана; 51 — воздушный фильтр; 52 - к рышка фильтра; 53 — скоба-пружина крепления крышки ; 54 — уплотни те. м.пая шайба; 55 — штуцер.НОВОЕ ЛИЦО МОТОБОЛАПочитателям мотобола в нынешнем году предстоит как бы заново познакомиться с этой популярной в нашей стране игрой. Дело в том, что Федерация мотоспорта СССР, учитывая предложения Международной мотоциклетной федерации (ФИМ), внесла существенные изменения в правила игры. Вот основные из них. Каждая номанда заявляет теперь на матч не шесть, к ак было раньше, а семь игроков. Таним образом, в распоряжении тренера появился еще один запасной спортсмен. В новом обличье предстоит выступать вратарю. Легкий мотоцинл, с помощью которого он прежде защищал свои ворота, был чем-то вроде хоннейной клюшки : им парировались низовые мячи. Но этот мотоцикл в то же время сковывал действия голнипера. Правила заставляли его после приема мячз снова коснуться машины. В нынешнем сезоне вратари будут выступать без мотоцикла. Изменения в правилах предусматривают и дополнительные меры, ограждающие стража ворот. В связи с этим введены новшества в разметку поля, которые показаны «а публинуемой здесь схеме. Главное из них — появление «зоны вратаря». В ее пределах действия голкипера не ограничены, но выходить из зоны • то время, когда мяч находится в игре, ему запрещено. Вратарь, правда, может касаться мяча и за ее пределами, но при этом обе ноги должны находиться в зоне. Полевым игрокам обеих команд не разрешается находиться в «зоне вратаря», в том числе и касаться ее линии. Одна новинка в правилах потребует от мотоболистов особо тщательного изучения. Речь идет о статье 17 — «Возобновление игры на линии ворот (удар от ворот)». Пункт 2 этой статьи теперь гласит: «При возобновлении игры свободным ударом от ворот спортсмен, вводящий мяч в игру, не имеет права переходить с мячом центральную линию поля, предварительно не сыграв мячом с одним из игроков на участке от линии штрафной площади до линии центра поля, а также не имеет права передавать мяч вратарю». Новая редакция этого пункта правил заставит команды искать иные пути в начальной фазе атаки. Все эти изменения повлекли за собой соответствующие преобразования тех статей правил, в которых говорится о нарушениях и недисциплинированном поведении игроков. Теперь команда будет наказываться свободным ударом, если ее вратарь одной ногой переступит линию своей зоны во время игры; если игрок, не сделав паса другому игроку на участке от линии штрафной площадни до линии центра поля, пройдет с мячом центральную линию поля; если вратарь задержит мяч в зоне более 10 сенунд или будет затягивать игрока другой команды в свою зону. Появились добавления и среди нарушений, ноторые наказываются 11-метровым штрафным ударом: «если вратарь двумя ногами переступит линию своей зоны во время игры»; «если игрок носнется вратаря соперника в пределах его зоны». Команда, спортсмен которой въехал в зону вратаря, наказывается 16-метровым ударом. Можно не сомневаться, что изменения в мотобольных правилах сделают эту игру еще более динамичной, интереснойМ. ПОМП ,Рис. 2. Кольца для запрессовки запорной шайбы при сборке диафрагмы следящего устройства: 1 — верхнее кольцо; 2 — запорная шайба; 3шайбы; 4 — диафрагма; 5 — толкатель: 6 — нижнее кольцоТ олщина их 1,2—1,5 мм , в нешний диам етр 16~° * м м , в нутренний — 8 , 5 + ° 4 мм . В ходе сборки все резиновыедетали обильно смачивают чистой тормознойжидкостью , а все инструменты , приспособления, обтирочные материалы ирукидолжныбыть абсолютно чисты , без малейших следов бензина , м аслаигрязи . П рокладку 16, если она поврежд ена , з аменяютив любом случаена нее с обеих сторон наносят «герметик». Под болты 10, к акуже говорилось, поставьте новые медные шайбы 11, а резьбовуючасть перед затяжкой слегк асмажьте ' а люминиевой краюкой. Т ретьяпричинанеполадокможет выя виться при разборке . Это негерметичность поршнягидравлическогоцилин ­ д раилидефектынарабочей поверхности манжетилизеркалацилиндра . Поэтому после разборкитщательно промойте все детали опиртом илисвежей тормозной жидкостью, з амените деф ектныеи просто сомнительные . Е слижепризнакдругой — автомобиль полностью не растормаживается отри отпущеннойпедали , — в озможны два вариантадля подозрений. П ервый — нет необходимого зазорамежду клапаном поршня гидравлического усилителяитолкателем . Это бывает, к огда ослабнет пружина9ираз ­ б ухнетманжета 18 толкателя 3. Сняв крышкувакуумногоцилиндра , как указано раньше, убедитесь, свободно лидвижетсяпоршень6вцилин ­ дре и толкатель 3в направляющей втулке17 . П ризатруднении продолжайте разборку и замените дефектные детали. П роверьте состояние коничес койпружины 9. П однагрузкой8 — 10 юг она должнасжиматься до 77 мм . Второй — разбухание манжет усилителя и рабочих колесных цилиндров из-за применения несоответствующей тормозной жидкости. Тут рекомендац ияоднозначна . Слить жидкость , тщат ельнопромыть всю систему спиртом илисвежейтормознойжидкостьюи зам енитьдефектныеманжеты во всей системе. Н езабудьте , что « п рокачка » тормозов на машинахс пидровакуумным усилителем делается дважды — сначала при выключенном, а затем при работающемдвигателе . И ещеразнапоминаю : п ри разборке, м онтаже , регулировке усилителя будьте очень внимательны , а ккуратныи остерегайтесь даже следов минераль ­ н ых масел, бензина, керосина.ответственный секретарь комитета мотобола ФМС СССР. судья Всесоюзной категории