За рулём• АПРЕЛЬ 1972 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОСААФ СССРИЗДАЙСЯ С192В ЮЛАЗА НАШУ С08НСКУЮ РОДИНУ!Дорога вгУФ фКасым КАДЫРОВ, Герой Социалистического Труда депутат Верховного Совета СССР шофер 1-го класса ' < Вьется лентой дорога , тянется вверх. П осторонам — хаос гор , н агроможде ­ ние скал. Внизу впадиныиущелья . С о ­ р вавшийсякамень исчезает впропастии где-то там, к уда не достает глаз, д олгокувыркаетсяпооткосам . На обочине часто мелькаютпредупреждающиезнаки : «Извилистая дорога » , « П оворот налево», « П оворот направо». И таблички : «Берегись обвала!». М ой ЗИЛ-130 сполупри ­ ц епомкарабкается все вышеи выше. Для него горная дорога — дело привычное. М ыв теснинах Орто - Т окоя . С короКочкорскаядолина , б лагодатноеместо для пастбищ . Едем вовцеьодческийсовхоз , н осящий то женазвание , — о дин из крупнейших на Тянь - Ш ане . В моеймаши ­ не оборудованиедлякошар ; д ругиево ­ дители везут стройматериалы , п ромыш ­ л енныетовары , м оторы для ферм — п озаказусовхоза . С высотыпочти двух тысячметров над уровнемморяобо ­ з реваешьдолину . З елень ее, в ысвечен ­ ная яркимвесеннимсолнцем , б удтома ­ лахитовая — переливается разными отт енками . Синее небо, с лепящаябелизнапиков . К расотища — дух захватывает! М некажется , что нет на свете природы красивее, чем в моей Киргизии. В совхозе нас, ш оферов , встречают приветливо , м ногихзнают по имени . — А-а, Касым-аке! Добро пожаловать, — п риглашаютживотноводы . Л юди тут гостеприимные , д ушевные . У гостят , на отдыхустроят . Ж ивисколькохочешь . Но мынародзанятой . Т оропим ­ ся вобратный путь. В селах, г ородахждутгрузы . Наш край , к аки вся стра ­ на, с троится , развивается. Автотрансп ортуработы хватает. Триста шестьдесят автомобилейПрже ­ в альскойгрузовойавтобазы , где ятру ­ ж усьужебольше двадцати лет, в по ­ стоянном движении. Бортовые, самосвалы, ф ургоны , цементовозы, молоковозы — м ашиныразногоназначенияраз ­ возят грузы по всей республикеи за ее пределами . Бывает, что совершаемпо ­ е здки на 800 километровиболее . В го ­ р ода — Ф рунзе , Чалдовар, Токтогул, Ош; в колхозы и совхозы с высокогорн ымипастбищами — на Челеке , С ары Джасе, Куйлю, Арпу. Когда много ездишь, бываешь в разных местах, в стречаешьсяслюдьми , естественно, м ноговидишь , р азмышляешь . Некоторыми своими впечатлениями хочу поделиться с читателями журнала — тов арищами по профессии . У жесорванапрельский листок кален ­ даря. Народы нашей страны трудятся над выполнением планов второгогодадевятойпятилетки , о тдают все силы пре ­ творению в жизнь исторических решений XXIV съезда партии. Н ынешнийгодосо ­ бый: Советскому Союзу исполняется пятьдесят! Его рождениебудетпамятно на все времена , ибо впервые за долгуюисторию человечества родилась великая дружба народов, объединившихся вбратскуюсемью для строительства но ­ вой прекраснойжизни . В апреле все мы отметим сто вторуюгодовщину со днярожденияВладимира Ильича Ленина . Под его руководствомКоммунистическая партия создала много ­ национальное социалистическое государство, о свободиланароды от гнета цариз ­ ма, о ткрылаперед ними возможности для творческогоразвития . Выполняя лен инские заветы, партия неустанно укре ­ пляет дружбу наших народов , з аботитсяо расцвете их экономикиикультуры . Сколько было бесправных национальностей инародностейвРоссийскойим ­ п ерии ! К иргизы относились чуть ли не к самым отсталым и угнетаемым. Старики понынепомнято ветхих тесных юртах, в которых , как гласит пословица , не уме ­ щались и два заячьих уха, о нищите , г о ­ л оде , страшных болезнях , с плошнойбез ­ г рамотности . К огдасмотришьтеперь на наши благоустроенные поселки с добротными домами, школы и больницы, магазины и кинотеатры, клубы и библиотеки, то, п раво , т рудноповерить , что всего за однучеловеческуюжизньпроизошли такие невероятныеперемены . В ечерамив горах и долинах вспыхивают россыпи золотых огней, электричество вошловжизнькиргизов . В кварти ­ рах — с овременнаямебель , светятся экраны телевизоров.В НОМЕРЕ: Водитель — о своей республике Боевая задача автомотоклубов Активисты ДОСААФ Новости, события, факты На автозаводах страны Клуб «Автолюбитель» — для «жигулей» и «москвичей» 10 Страничка мотоциклиста Советы бывалых Автосервис " Выбирайте в пятилетке 14 1 l.i22м аршруты , туристы 20Автомобиль и эстетика2 4Атака на рекорд Читатель продолжает разговор о моральном климате дороги 26 27 Новые товары 2В Зеленая волна 3 Фельетон * 3 5 Справочная служба В мире моторов 36 Победа на кроссе в Италии 3На первой странице обложки — фото В. СапкаВсе интенсивнее становится движение на автомагистралях Фрунзе — Ош, Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск. Здесь созданы дополнительные радиофицированные посты. Для улучшения надзора за движением транспорта работники автоинспекции Киргизии начали применять вертолетную службу. На снимке: «воздушный автоинспектор» следит за движением на магистрали Фрунзе — Ош. .Фото А. Клейменова и М. Шлафштейна (ТАСС) Теперь это кажется обыденным , с амособойразумеющимся . Но есть другие , п ритом более весомые примеры . Вдумайтесь: а краю бывших скотоводовкочевников создана современная индустрия; на полях, фермах — всюду машинная техника. У же давно многие виды нашей продукцииприобрелиобщесоюз ­ ное значение. Это цветные иредкиеме ­ таллы, сельскохозяйственные машины, м еталлорежущие станки, электродвигатели, шерстяные, ш елковые ткани... Всего на перечислишь. Ныне валовая про ­ д укцияпромышленности почти в 120 раз превышает уровень 1913 года ! Столь разительные перемены , к онеч ­ но, были бы невозможны без помощи братских республик. М ы , водители, т оже постоянно ощущаем это. Автохозяйства Киргизиикаждыйгод пополняются новым иЗИЛами , ГАЗами, М АЗами , К рАЗамиидругой колесной техникой. В свою очередь Киргизиящедроде ­ лится сбратскими народами всем, ч ем богата. Сельхозмашины, электротехнические изделия, велосипеды, э лектро ­ оборудование, продукция земледелия и животноводства высоко ценятся по ­ всюду. И мы гордимся этим. А втомоби ­ ли, собранные на Фрунзенском автос борочном заводе, т оже идут запреде ­ лы республики . ...Я начал сдороги , так как она мнеближе всего. Честно скажу , влюблен яв автомобильную траосу Фрунзе — О ш . Наверное, оттого, что прокладывали ее на моих глазах, что сооружалиеелюди многих национальностей — русские, у к ­ раинцы, у збеки , б елорусы , к иргизы , г ру ­ зины, а зербайджанцы , латыши, эстонцы... Из ряда республик и областей страны пришли сюда специалисты, с овременная техника. Разве смогли бымыодниоси ­ лить такую стройку. Население нашей республикивообщесбольшойлюбовью относится к автом обильнымдорогам , называет их корми ­ лицами. Ж елезнодорожных линий у нас мало. Основные перевозкигрузови пассажиров падают на плечи автотранспорта. Д орогаФрунзе — О ш по крат ­ чайшему направлению через горысоеди ­ нила севернуюиюжную части Киргизии . Такие магистрали, как Фрунзе—Рыбачье — Нарын — Туругарт, РыбачьеПржевальск, О ш — Х орог , Георгиевка — Ф рунзе — Ч алдовар , п рочно связали го ­ р одаи села Киргизиии создали условия для укрепленияэкономическихи культурных связей сдругимиреспубли ­ к ами , со всей страной. Вместо вьючных троп, бывших некогда основными путями сообщения , теперь вКиргизии свыше 20 тысяч километров автодорог. А втомобили перевозят грузов почти в пять раз больше, ч емдругие виды транспорта, взятые вместе. Г рузо ­ о борот автотранспорта в 1971 году по сравнению спредвоенным 1940 годом увеличился более чемв 26 раз ! Как и все отрасли народного хозяйства Кирги ­ з ии , автотранспорт интенсивно разви ­ вается. Во всех наших городах и сельских районах созданы автохозяйства и среди них немало крупных грузовых предприятий. Водители, р емонтники , и н ­ ж енеры , механики — все наши тружени ­ ки успешно справились с заданиями первого года девятой пятилетки, перевезли сверх плана сотни тысяч тонн грузов. Повсеместно внедряются прогрес ­ сивные методы организации транспортного процесса. О дин лишь пример .Герой Социалистического Труда депутат Верховного Совета СССР водитель Пржевальской грузовой автобазы Касым Кадыров. Фото В. ШиршоваУдельный вес централизованных перево ­ з ок на автотранспорте общего пользования превышает у нас 60 процентов. Полностью централизована доставка кирпи ­ ча, угля, металла, промышленных ипро ­ довольственных товаров в торговую сеть, г рузовсжелезнодорожных станций. Большая часть автохозяйств общего пользования располагает хорошейпроиз ­ водственной базой. Таково и наше гру ­ зовое предприятие. Весь подвижнойсо ­ став размещается в новых гаражах, б ок ­ сах; построены профилакторийима ­ стерские для технического обслуживания и ремонта машин. Это очень важно. Постоянная техническая готовность автомобилей — первое условие высокой производительности труда ибезопасно ­ сти в пути. Для населения республикиогромное значение имеет пассажирский автотранспорт. Ведь как было раньше? Чтобы от одного селения или кишлака доехать додругого , л юди затрачивали дни , а то и недели. Быстро ли доберешься на ишак е или верблюде? А лошадей убедня ­ ков не было. Ныне автобусы илегковые такси до ­ ставят вас влюбую точку республикии за ее пределы — в Казахстан, У збеки ­ стан и Таджикистан. По числу автобусных поездок на душу населения Киргизская ССР занимает одно из первых мест в стране. В новом пятилетии пассажирскиепере ­ в озки значительно возрастут. Расширится сеть автовокзалов, автостанций, павильонов. Все быстрее будет увеличиваться число автолюбителей — л юди стали жить лучше, запросы их расширяются . Уже сейчас «москвичи», « з апорожцы » , « ж игу ­ ли», м отоциклы разных марок — во мно ­ гих семьях. Созданное при Министерстве автотранспорта и шоссейных дорогуп ­ равление «Киргизавтотехобслуживание» п редпринимает усилия к тому, чтобы надлежащимобразом организовать технические обслуживаниеиремонт автомобилей, принадлежащих гражданам . В эти ленинские дни , п еред славнымВ расцвете сил идут к 50-летию своего нерушимого союза РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР. Плечом к плечу, созидая коммунистическое общество, трудятся в нашей стране свыше ста наций и народностей. И к какой бы из них ни принадлежал советский человек, он прежде всего гордится тем, что является гражданином великого Союза Советских Социалистических Республик.Из Постановления ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик»2 полувековым юбилеем образования Союза Советских Социалистических Республик каждый из нас ещеиеще раз задумывается над тем, что он можети должен сделать для своей великой Родины. У нас, водителей, разумеется, главная цель — работать с полной отдачей, улучшать технико-экономические показатели использования каждого автомобиля. Резервы тут есть: сократить порожние пробеги, устранить простои под погрузкой и выгрузкой, экономить топливо. Ну а если говорить в масштабах всего автотранспорта республики — шире применять автопоезда, смелее внедрять научную организацию труда. Вопросы производственные неотделимы от нравственных, моральных. В нашем автохозяйстве, так же как и во многих других, партийная, комсомольская, профсоюзная организации большое внимание уделяют сплочению коллектива, воспитанию его в духе интернационализма, братства народов. М ы стараемся укреплять чувство товарищества, взаимовыручки. Эти качества необходимы каждому водителю. На горных же дорогах Тянь-Шаня, Памира, Кавказа без них просто невозможно. Говорят, профессия определяет характер человека. Но характер ещеи формируется жизнью, коллективом, в котором человек трудится. В традиции нашего автохозяйства — всячески поддерживать людей трудолюбивых, преданных делу и, наоборот, строго спрашивать с тех, кто работает вполсилы, не болеет за интересы предприятия. Существует немало воспитательных средств — от бесед по душам до использования материальных стимулов, которые дают хороший эффект. Умелым применением их в значительной степени объясняется то, что Пржевальская грузовая автобаза одна из передовых. Основной ее костяк — кадровые водители, работающие здесь непрерывно много лет. Вот Усен Букомбаев, Ильяз Иминов — опытные шоферы, замечательные товарищи, ударники коммунистического труда. Вместе делим и радости и огорчения. Или ветераны автобазы Мукаш Рыскунов, Георгий Катасонов, Николай Гар гуля. Киргиз, русский, украинец. У всех у них единое стремление, единое желание — работать как можно лучше для народа. И это не громкие слова. З а ­ бота о процветании страны, об укреплении дружбы народов проявляется прежде всего а конкретных делах, в высоких показателях труда. Л юди глубоко осознают, что их личная судьба неотделима от судьбы Союза Советских Социалистических Республик, созданного партией, Лениным. С кажем , моя судьба. Еще мальчишками мы с братом Досоем (он, кстати, работает тожешофером на высокогорных трассах) остались без отца. К шестнадцати годам я стал трактористом. В сорок третьем, когда исполнилось девятнадцать, ушел на войну, был снайпером, наводчиком орудия. Вернувшись с фронта, сел за руль автомобиля. Знаний набирался у жизни, у книг, у более опытных товарищей. Недавно окончил автодорожный техникум. В семье у нас полный достаток. Вместе с женой воспитываем пятерых детей. М не , простому рабочему человеку, оказано огромное доверие быть в составе высшего органа нашего государства — Верховного Совета СССР. Разве это не связь личной судьбы человека с судьбой Родины! И чем глубже вникаешь в суть сваей жизни и окружающих тебя людей, сравниваешь, сопоставляешь факты прошлого и настоящего, т емсеще большей ясностью ощущаешь и понимаешь жизненную силу ленинской национальной политики, дружбы и братства наших народов. ...Снова напряженно гудят двигатели грузовиков, опять дорога тянется ввысь к фиолетово-синим громадам скал. На пути знакомые подъемы и перевалы — путь не легок. Но я знаю: машины не подведут, руки, нервы у ребят крепкие, глаза зоркие. Грузы достсвим вовремя. И снова услышим от строителей, животноводов, хлеборобов благодарственные слова. А что может быть ценнее людской благодарности!нерушимыйСОЮЗНа одном из участков 360-километровой дороги Фрунзе — Нарын (фото слева). Фото Э. Вильчинского (ТАСС)На этом месте когда-то шумел степной ковыль, теперь здесь высятся корпуса одного из крупнейших предприятий — Фрунзенского автосборочного завода. Недавно из его ворот вышла колонна самосвалов ГАЗ-53В, изготовленных специально для села. Сейчас на заводе наращивают темпы по производству самосвалов CA3-3S02 для свеклосеющих районов страны. Платформа этой машины может предварительно подниматься на высоту до двух метров и затем опрокидываться. Это очень удобно для работ, связанных с погрузкой и выгрузкой сахарной свеклы. На фото справа : отправка готовых самосвалов ГАЗ-53В. Фото А. Клейменова (ТАСС)