Что же касается «легкого защемления щупа», то оно определяется пальцами, чувствительность которых, как утверждают физиологи, позволяет ощущать колебания в две десятитысячные доли миллиметра. Тем не менее симпатии редакции «За рулем» на стороне точных приборов. После рассказа о конструктивных особенностях и тонкостях регулировки клапанных зазоров в моторах «жигулей» автолюбителям полезно будет узнать и технологические изюминки этого дела. Их исследовал московский автолюбитель, инженер А. М. ВАЙСМАН. Задача намного упрощается, если воспользоваться методом регулировки зазоров при помощи индикатора, предложенным А. Милько («За рулем», 1977, № 2), исследованиями, проведенными В. Кормилицыным («За рулем», 1978, М 6) и дополненными практическим а опытом. Приспособление, в котором закрепляется индикатор, лучше сделать сразу на восемь клапанов в виде цельной металлической планки, с отверстиями под индикатор. Оно показано на рис. 2. Диаметр пяти отверстий под гайки крепления планки должен быть обязательно не менее 18,0 мм. Только в этом случае планка всегда будет легко надеваться на гайки шпилек, которыми крепится корпус подшипников распределительного вала, и у нее останется возможность немного перемещаться в горизонтальной плоскости. Это позволит в процессе регулировки зазоров смещать планку в нужном направлении для более точной установки ножки индикатора на край обработанной поверхности рычага. Крепить планку следует в трех точках — на конце ив середине быстросъемными гайками 3 (см. рис. 2) за концы шпилек. Для лучшего качества регулировки зазоров необходимо знать температуру двигателя. С достаточной точностью ее можно определить, установив термометр в технологическое отверстие, находящееся в левой передней части (по ходу автомобиля) головки блока. Можно воспользоваться графиком (рис. 3), показывающим зависимость температуры двигателя от времени остывания. Эти четыре кривые получены при различных температурах воздуха, окружающего автомобиль. Используя его и номограмму В. Кормилицына (рис. 4), можно обеспечить точность регулировки зазоров во всем диапазоне температур, а начинать ее сразу после снятия крышки головки цилиндров. При отсутствии термометра предлагаю воспользоваться советом, проверенным на практике. Если прогреть двигатель до 90—96° С, то после его выключения, чтобы снять крышку головки цилиндров и подготовиться к работе, понадобится 10—15 минут. За это время температура двигателя снизится до 8086° С и будет продолжать падать довольно интенсивно. Чтобы не вносить постоянные коррективы в измерения, лучше подождать, занявшись всегда существующими в машине делами, и к самой регулировке приступить через час после остановки мотора. К этому времени температура всех деталей выравняется, и ее снижение будет происходить не столь быстро, как вначале. При регулировке зазоров у последних клапанов необходимо сделать поправку на остывание в пределах 10° С. Покаостывает двигатель, обязательно проверьте состояние кулачков распределительного вала. Поворачивая коленчатый вал и светя переноской лампой в щель межДу крышкой подшипников распределительного вала и головкой цилиндров, убедитесь в отсутствии выработки на них. Наличие выработки характеризуется прежде всего образованием выступов на краях вершины кулачка. Это ясно видно на рис. 1. В идеале все рабочие поверхности вала должны быть хорошо отполированы, но если на них есть задиры или риски, не выводимые мелкозернистым абразивным бруском, то вал вместе с изношенными рычагами необходимо заменить. Процедура регулировки зазоров описана в заводской инструкции к любой модели «жигулей». Здесь она отличается только тем, что сначала мы устанавливаем планку приспособления на шпильки, которыми крепится корпус подшипников распределительного вала, со стороны рычагов, и наживляем гайки. Вставляем индикатор с фигурной ножкой в направляющее отверстие до полного соприкосновения с поверхностью восьмого рычага. При этом свободный ход ножки должен быть заведомо больше свободного хода рычага. Закрепляем индикатор стопорным винтом. Совместив, как рекомендует инструкция, метки на звездочке распределительного вала и корпусе подшипников, мы с гарантией расположим зоны отдыха VIH и VI кулачков против работающих с ними в паре поверхностей рычагов. Затем, передвигая планку в нужном направлении, устанавливаем ножку индикатора на край обработанной поверхности рычага и' окончательно затягиваем гайки. Прежде чем начать саму регулировку, отверткой или другим удобным Инструментом поправляем перекошенные пружины у рычагов. Рабочие поверхности их и соответствующих кулачков после этого должны быть строго параллельны. Двумя большими пальцами приподнимаем конец рычага, одновременно следя за показаниями индикатора. Очень уж старательно давить на рычаг нельзя, так как он прижимается к регулировочному болту пружиной с усилием около 6 кгс (иначе из-за деформации планки исказятся показания индикатора). Замер повторяем два-три раза. Если требуется восстановить зазор до нормы, ослабляем контргайку и, вращая регулировочный болт, устанавливаем по индикатору нужную величину. Удерживая неподвижным регулировочный болт, затягиваем контргайку моментом 5,2 ±0,4 кгс-м. Снова контролируем величину зазора ив случае отклонения его после затяжки повторяем операцию. В очередности, установленной заводом, проверяем и регулируем зазоры у остальных клапанов, не делая никаких дозатяжек контргаек после окончания регулировки. Поскольку для регулировки клапанов в разных цилиндрах требуется .поворачивать на 180° коленчатый вал, целесообразно проверять этот угол по дополнительным меткам на звездочке распределительного вала, нанеся их через 9,5 зуба от существующей и совмещая затем с ответной на корпусе подшипников распределительного вала, как это рекомендовал И. Покровский в январском номере «За рулем» 1976 года.Аккумуляторыдолгожители«Я слышал, — пишет нам автолюбитель Ю. Никодимов из Орла, — что длительность службы современных автомобильных аккумуляторных батарей значительно увеличена. Так ли это? Каким образом удалось добиться продления срока службы аккумуляторов?» Рассказать об этом нас просили также М. Рожков из Тулы, А. Петраков из Владивостока, другие читатели. Им отвечают инженеры Е. С. АРАНЧУК и А. А. СОСИПАТРОВ.В последнее время некоторые фирмы США, Японии и ФРГ объявили о начале производства стартерных аккумуляторных батарей, которые не требуют никакого ухода на протяжении всего срока службы автомобиля. В эти аккумуляторы совсем не нужно добавлять дистиллированную воду; саморазряд их даже при длительном хранении очень мал и практически не влияет на работоспособность батареи; выводные клеммы не подвержены коррозии, или она совершенно незначительна. Каким же образом удалось добиться таких показателей? Ведь конструктивно новые батареи почти такие же, что и раньше. Почти, но' не совсем. Увеличен объем электролита над пластинами. Изменен материал самих пластин. Заливные горловины герметизированы и снабжены жидкостными отражателями. Вентиляция банок осуществляется через перегородки, которые собирают кислотные пары, и их конденсат возвращается в раствор. С целью устранить возможность замыканий между пластинами, каждая из них вставлена в специальный конверт, который является сепаратором. Моноблок и крышку изготовляют из полупрозрачного полипропилена, что придает батарее нарядный вид, а владелец может в любое время убедиться в том, что электролита действительно вполне достаточно. Главная особенность новых аккумуляторов — применение для пластин свинцово-кальциевого сплава высокой чистоты. Его использование снижает саморазряд в шесть — восемь раз, значительно уменьшает выделение газов ив то же время повышает конечное зарядное напряжение. По мере приближения к полному заряду принятие тока батареей нового типа резко уменьшается (до 10 раз в сравнении с обычной), и даже в случае разрегулировки реле электролит в ней не закипает. Перезаряд исключается, а следовательно, практически невозможна и потеря воды из электролита. Как следствие (тут помогают также и отражатели), достигается сохранение от коррозии выводов батареи, поскольку пары кислоты не появляются на поверхности аккумулятора. Конечно, «вечными» новые батареи назвать нельзя. Но срок их эксплуатации без обслуживания все же довольно велик. Так, одна из фирм, которые выпускают их, рекламирует работоспособность своей продукции при пробеге автомобиля до 300 тысяч миль, то есть около полумиллиона километров.Аккумулятор фирмы «Гоулд» не требующий обслуживания. (США)