жения при подготовке водителей уделяется 54 часа, то у трактористов это время сокращено до 8. Вполне согласны с тем, что некоторые чисто «автомобильные» темы из программы подготовки трактористов должны быть исключены. Но трудно понять, почему трактористы должны знать в «половинном объеме» или не изучать вовсе такие, скажем, вопросы, как правила проезда перекрестков, маневрирования или остановки и стоянки транспортных средств, или такие темы, например, как приемы оказания первой медицинской помощи или психофизиологические основы вождения. Возможно, во времена «фордзонов» трактористы на дорогах не появлялись, а если и выезжали, то при той интенсивности движения особой опасности не представляли. Но времена меняются, усложняется обстановка движения. Да и трактор по скорости и маневренности приблизился к автомобилю. В чем же дело? Почему равноправные участники движения, находящиеся на дороге в одинаковых условиях и подчиняющиеся одним и тем же правилам, должны иметь .столь различную подготовку? Почему в наши дни, когда трактор все чаще и чаще выполняет функции не только тяговой силы в поле, а и транспортной машины, так мало времени отводится на изучение трактористами законов дорог? Вернувшись в Москву, мы задали этот вопрос начальнику Главного управления механизации Министерства сельского хозяйства РСФСР Д. Е. Цывареву. — Я считаю, что нет необходимости увеличивать количество часов в программе по Правилам и основам безопасности движения тоже, — пояснил Демьян Егорович, — трактор — машина всетаки полевая. Ну а если случается, что он и выезжает иногда на дорогу, чтобы проехать десяток километров, то водители автомобилей должны просто учитывать, что едет менее опытный человек. Пусть будут просто осторожней. Тут и настало время объяснить, почему из многих дорожных происшествий с трактористами мы выбрали то, с описания которого начали этот разговор. Дело в том, что Кадырову надо было проехать по трассе Свердловск—Челябинск всего... 150 метров. 148 он благополучно миновал, а вот 149-й привел его к аварии. Может быть, этот факт убедит тех, кто полагает, что несколько километров под управлением плохо обученного и недисциплинированного человека не очень опасны. Увы, и несколько метров, как видите, могут стать роковыми. И из этого надо сделать правильные выводы. Прежде всего самим водителям тракторов, а затем и .тем, кому принадлежит вся эта техника, — руководителям министерств сельского хозяйства, объединений Госкомсельхозтехники, министерств мелиорации и водного хозяйства, — а также органам ГАИ на местах и другим, как принято говорить, заинтересованным организациям. Пора принять все необходимые меры для повышения дисциплины трактористов на дорогах, для усиления контроля за техническим состоянием и эксплуатацией тракторного парка. В. ПЕТРУХИН, спецкор «За рулем» Челябинская областьПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬЮВ январском номере журнала мы вновь обратились к «вечной» теме — о взаимодействии водителей и пешеходов. Сегодня хотим продолжить ее и посмотреть на проблему в несколько ином ракурсе. Если в той статье речь шла в основном о самих правилах движения, о правах и обязанностях всех, кто ходит или ездит по нашим дорогам, то на этот раз... Но, как говорится, не будем забегать вперед. О выводах — потом. А сейчас предлагаем читателям познакомиться со статьей «Осторожно — пожилой пешеход!», опубликованной недавно в газете «Юнге Кельт» (ГДР). Перепечатываем ее с небольшими сокращениями. Надеемся, что и наши водители извлекут из нее полезные сведения, которые помогут в ряде случаев предупредить наезды.Речь пойдет о пожилых людях, пешеходах, нередко фигурирующих в протоколах дорожно-транспортных происшествий. Увы, в значительной степени виноваты в этом сами водители. Конечно, старый человек вовсе не означает дряхлый, малоподвижный. Однако нельзя забывать, что для каждого из нас когда-нибудь неизбежно наступает период естественного спада как физических, так и психических сил. И водители должны отдавать себе отчет в том, что пожилые люди порой просто не поспевают за растущими требованиями, которые предъявляет к нам все усложняющаяся дорожная обстановка. Многообразие и количество информации в современном дорожном движении порой просто выбивает их из колен, им намного труднее одновременно распределить внимание, держать в поле зрения и идущих навстречу пешеходов, и сигналы светофоров, и направления движения машин. По статистике, именно невнимательность является причиной почти трети несчастных случаев с ними на дорогах. Еще приблизительно 45% происшествий — результат необдуманного выхода пешехода на проезжую часть. Даже тогда, когда пожилой человек, вроде бы, сориентировался в обстановке, он часто допускает ошибку, неправильно оценивая расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость, а порой и собственные «ходовые качества». Кроме того, пожилые люди избегают ходить в обход, преодолевать лишнее расстояние. Не случайно довольно часто они попадают под машину в непосредственной близости от обозначенных и, казалось бы, безопасных переходов. В то же время, бывает, что, пользуясь пешеходным переходом, старики слишком долго чего-то ждут (а оказывается, это время им необходимо, чтобы как следует разобраться в происходящем) и начинают переходить дорогу как раз в тот момент, когда меняется сигнал светофора и автомобили вновь трогаются с места. Все это водителям надо знать и понимать, что старым людям находить правильные решения во многих дорожных ситуациях просто не по плечу. Вот, скажем, около 10% несчастных случаев вызывается внезапным появлением пешеходов из-за стоящих у тротуара автомобилей. Рассчитывать на то, что пожилой человек увернется, водитель не должен. Наоборот, неожиданные обстоятельства могут вызвать у него совершенно непредвиденную реакцию. Он может беспомощно застыть посреди проезжей части или метнуться совсем в другом, чем вы ожидали, направлении. Иногда с его стороны проявляется и легкомысленная вера в то, что человек за рулем «все может». С мыслью «он же видит меня, значит должен остановиться» пожилой пешеход уверенно идет дальше, не зная или игнорируя истинные возможности водителя. К сожалению, и многие водители, со своей стороны, переоценивают физические возможности и реакцию старых людей, тогда как именно к ним они обязаны быть особенно внимательны и предупредительны.Установлено, что с людьми старше 60 лет количество несчастных случаев на дорогах с каждым десятилетием их жизни удваивается. По данным одного исследования, среди 100 тысяч представителей каждой возрастной группы 6062-летние становились жертвами дорожных происшествий 15 раз, 70—74-летние — 31 и 80—84-летние — 48 раз. Что и говорить, печальная статистика. И вот еще о чем хотелось бы напомнить водителям. Пожилые люди, как известно, предпочитают одежду спокойных тонов, поэтому разглядеть их в темноте или при плохой видимости значительно труднее. А для одетых в темное риск попасть под колеса почти в 2,5 раза больше, чем для тех, кто носит яркую одежду. В пятницу происходит вдвое больше наездов на пешеходов, чем в понедельник. По привычке большая часть покупок делается в пятницу во второй половине дня. Вообще с 15 до 18 часов с пожилыми пешеходами бывает столько же несчастных случаев, сколько во все остальное время суток. В этот период будьте особенно внимательны. Итак, водителям надо сделать вывод: к пожилому человеку на дороге должен быть особый подход. Предвидеть его поступки не всегда удается, такие люди ведут себя очень по-разному. И, принимая то или иное решение за рулем, всегда учитывайте особенности восприятия и поведения старых людей. Будьте к ним предупредительны и доброжелательны. Фото С. Ветрова19