Этот снимок, сделанный Я. Бите, прислал нам из Лимбажского района Латвии госавтоинспектор О. Арстениекс. Таковы печальные результаты аварии, которая случилась здесь по вине пьяного тракториста Л. Верхатова. Он привлечен к уголовной ответственности.Под вечер 6 июля 1977 года тракторист Курмановского совхоза Кунашакского района Челябинской области С. Кадыров на массивном К—700 с груженным бревнами прицепом возвращался из соседней деревни в совхоз. Чтобы сократить путь, он выехал на автомобильную трассу Свердловск — Челябинск, намереваясь вскоре свернуть с нее налево на второстепенную дорогу. Казалось бы, находясь на магистрали, Кадыров должен был быть предельно осторожным. Однако тракторист, подъехав к повороту, даже не убедился в том, безопасен ли будет его маневр, не посмотрел по сторонам, а сходу направил трактор влево. Совершенно неожиданно для водителя шедших навстречу «Жигулей». Их отличные тормоза помогли лишь смягчить удар, а ремни безопасности спасли людей. Но ВАЗ—-2106 пострадал .серьезно. С тех пор прошло два года. Уже состоялся суд, на котором тракторист С. Кадыров был признан виновным. И все-таки, получив письмо рабочего из Свердловска И. Гукова (это он в тот роковой для него день встретился Кадырову на дороге), редакция решила послать на место происшествия своего корреспондента. В приговоре народного суда по делу С. Кадырова есть такие строки: «...В данном дорожном происшествии имеется также вина потерпевшего Гукова, который не принял мер к снижению скорости и поэтому не остановил вовремя автомобиль, а также не предпринял меры предосторожности к предотвращению аварии, в результате чего нарушил пункт 73 Правил дорожного движения». Надо сказать, что в этом документе вообще больше говорилось не о вине Кадырова, а о «преступной неосторожности» Гукова. Создавалось впечатление, будто Кадыров совершил аварию «нечаянно», по незнанию, в то время как Гуков заранее предвидел, что трактор перед самым носом перегородит ему дорогу. В чем заключалась его неосторожность? Обратимся снова к тексту приговора. «На 91-м км дороги с вершины подъема водитель Гуков И. П. за 250—300 м увидел движущийся во встречном направлении трактор К—700, а на правой обочине знак 1.5а («Пересечение со второстепенной дорогой»). Однако Гуков скорость движения своего автомобиля не сбавил и продолжал ехать с прежней скоростью 70 км/ч». Такой подход к делу, признаться, удивил. А почему водитель на главной дороге при виде трактора, приближающегося по своей стороне навстречу, должен снижать скорость? Разве правила движения не закон для всех, кто сидит за рулем? Увы, по решению суда получалось так: увидел трактор — тормози! Ты-то, мол, знаешь Правила, а тракторист, может быть, их ив глаза никогда не видел. Да и зачем они ему, когда он в основном по полям ездит. А ты, водитель, держи ухо востро... ...Трактор устремился ввысь. Словно монумент, он величественно парил в синем промерзшем небе, и единственное, что его отличало сейчас от памятника, было отсутствие солидного постамента. Вместо него под могучим К—700 лежал подмятый забор, окружавший некогда дом близ дороги. Как трактор попал сюда, вмерзнув огромными задними колесами в канаву, можно было только догадываться. — И не такое можно увидеть! — с горечью сказал старший инспектор ГАИ Свердловской области Леонид Батищев, на мгновенье оторвав взгляд от накатанной дороги. — Видать «хорош» был — чуть в дом не въехал. Что только не делаем с ними. Лишаем '«прав», штрафуем — мало помогает. Сегодня заберешь удостоверение—завтра, глядь, он опять на тракторе. Директор велел. Так без «прав», без номеров, без путевок и раскатывают.Мы движемся по той же трассе Свердловск—-Челябинск, где случились описанные выше события. Нагоняем К—700 сысертского отделения Госкомсельхозтехники. Останавливаем. Инспектор, увы, не ошибся; у тракториста Ю. Меньшикова ни «прав», ни путевого листа. Номерного знака на тракторе не было тоже. Тот же «букет» нарушений Правил обнаруживаем у второго тракториста, третьего... На пути в Кунашак мы остановили семь тракторов, картина была безотрадная. На машинах отсутствовали указатели поворота, габаритные фонари, даже генераторы, а водители разъезжали без удостоверений. — Вот такая карусель, — вздохнул Батищев, когда нового «пахаря» мы -увидели на боку в кювете. Происходящее в самом деле чем-то смахивало на нехитрый аттракцион. Увы, словно на безобидных деревянных лошадках, на тракторах восседали все кому ни лень. Какие «права», какая еще путевка? Садись и поезжай. Карусель — и только! Однако на всем пути в Кунашак нас все же не покидала надежда, что там, на месте, где произошла авария, после суда над трактористом я ничего похожего не увижу. Наверняка, здесь навели порядок. Надежда не сбылась. Утром, едва мы со старшим инспектором ГАИ Р. Гилязовым выехали на дороги района, все повторилось. Опять машины без номерных знаков, с неработающими или отсутствующими вовсе указателями поворота. Опять трактористы удивлялись, когда мы спрашивали о путевом листе или водительском удостоверении. «Забыл дома», — оправдывались все как один, а двое (увы, из того же Курмановского совхоза, где некогда работал Кадыров) и слова сказать не могли: были пьяны. Главный инженер кунашакского объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства X. Абзалов нисколько не обеспокоился, когда ему сообщили, что один из трактористов объединения задержан на неисправном Т—40 без путевого листа и без талона предупреждений. Что этот тракторист делал на соседней торговой базе и как он выехал без путевки за ворота, главный инженер не знал. Да, похоже, его это и не интересовало: — Что же, я за каждым следить буду? Ну поехал зачем-то, значит надо,— не задумываясь, предположил он, — а то, что без талона предупреждений... Так разве обязателен этот талон? Чего его предупреждать, он же по дороге не ездит! — А Где, простите, он ездит? — поинтересовались мы. — По полю больше всего. Не этим ли тезисом руководствовались и составители программ ' подготовки трактористов? Сравнив ее с учебным планом подготовки водителей автомобилей, мы удивились. Если автомобилисты изучают Правила дорожного движения 80 часов, то трактористы всего 36. Если основам безопасности дви-18