республиканский морской спорттехклуб и республиканский аэроклуб, ленинский (г. Каунас) и скуодасский районные спорттехклубы. Перечень вводимых в строй, реконструируемых и проектируемых объектов можно продолжить. И мы полностью поддерживаем республиканские министерства, ведомства, а также исполкомы и предприятия, которые объединяют свои возможности и усилия. * Следующим направлением было дальнейшее повышение массовости военнотехнических и военно-прикладных видов спорта (надо признать, что в этой области мы заметно отставали, например, от своих соседей из Латвии и Эстонии). ЦК Компартии Литвы видел единственный верный путь решения такой) задачи в том, чтобы активно развивать эти виды спорта прежде всего в коллективах тех отраслей, предприятий и учреждений, которые по технической оснащенности производства, профессиональной подготовке и характеру труда способны справиться с этой задачей. Особое внимание было обращено на работу с подростками в школьных учреждениях, во Дворцах пионеров, станциях юных техников, детско-юношеских спортивно-технических школах. Ведь именно здесь должны закладываться основы военных знаний. Существует выражение «трудные подростки». Когда анализируют причины их проступков, возникает одна и та же картина: они предоставлены сами себе, никто с ними не работает, в поисках интересного занятия они слоняются по улицам, попадают под дурное влияние и, в конечном итоге, совершают преступления. Анализ же показывает, что успеваемость, поведение, проявление благородных качеств, присущих нашей молодежи, находятся в прямой зависимости и от занятий военно-техническими видами спорта. Благотворное влияние спорта на подростка трудно переоценить: он воспитывает у нашего юного поколения чувство коллективизма, ответственности за себя и товарища, стремление к постоянному совершенствованию. За последние два года количество детско-юношеских спортивно-технических школ в республике несколько увеличилось. Значительно возросла сеть кружков и секций моделирования в общеобразовательных школах, Дворцах пионеров, на станциях юных техников, в профессионально-технических училищах. Повышение же массовости соревнований, рост числа спортсменов-разрядников, который наблюдался последние два года, произошли за счет создания новых секций и кружков, спортивно-технических клубов в первичных организациях ДОСААФ , в городах и районах республики. Автомобильный fcnopT теперь прочно «прописался» в Министерстве автомобильного транспорта и шоссейных дорог, где созданы отраслевой спорттехклуб и 23 секции в транспортных хозяйствах, мотоциклетный же стали преимущественно развивать в коллективах предприятий госкомитета по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. Плоды такого подхода уже налицо. Автомобилисты СТК производственного объединения «Мядис» Министерства строительства стали победителями первенства СССР по автомобильным кольцевым гонкам среди команд первичных коллективов, мотоболисты команды «Швитурис» из Кретинги завоевали право выступать в высшей лиге страны,Несомненно, происшедшие сдвиги в развитии военно-технических видов спорта — это прежде всего результат повседневной организаторской деятельности партийных органов, с помощью которых комитеты ДОСААФ , спорттехклубы укрепились политически зрелыми, опытными руководителями из числа активистов оборонно-массовой и спортивной работы. Следует отметить также, что значительно повысилась ответственность первичных партийных организаций министерств, госкомитетов, / ведомств за состояние оборонно-массовой, военнопатриотической и спортивной работы в своих коллективах. Постановлением ЦК Компартии Литвы и Совета Министров Литовской ССР было предусмотрено обеспечение условий, стимулирующих рост мастерства спортсменов. Первым шагом в этом направлении стало создание экспериментального участка по подготовке автомобилей к соревнованиям на вильнюсском авторемонтном заводе, о котором уже сообщалось в журнале «За рулем». Большие средства вкладываются ив приобретение новейшей спортивной техники. Приступила к работе школа высшего спортивного мастерства в Вильнюсе при ЦК ДОСААФ республики. В ближайшее время будет развернут ее филиал в Каунасе. В школе действуют отделения по восьми военно-техническим видам спорта, сюда привлекаются лучшие специалисты. Дело это новое, и трудности неизбежны. И здесь, как нам представляется, республиканская организация оборонного Общества вправе ждать помощи от ЦК ДОСААФ СССР. Школа нуждается в централизованном снабжении спортивной техникой, учебными пособиями, кадрами тренеров и, конечно, в научно обоснованной методике совершенствования мастерства спортсменов. А вообще эту проблему мы рассматриваем шире. В республике созрели условия для создания ряда опорных центров по военно-техническим и военноприкладным видам спорта. Оно вполне может основываться на уже имеющейся материально-технической базе, действующих кадрах и спортивных традициях. Это не потребует каких-то дополнительных затрат. Например, во всех крупных городах у нас работают спортивно-технические клубы, учебные организации ДОСААФ, детско-юношеские школы. Зачастую все они специализируются на одних и тех же видах, в частности на автомотоспорте. А дело идет трудно. Думается, было бы больше пользы, если объединить материальные, штатные и технические ресурсы этих маленьких организаций там, где целесообразно, и создать общегородской опорный центр. В любой сфере деятельности нельзя с уверенностью смотреть в будущее, если постоянно не заботиться о подготовке квалифицированных кадров. Оборонномассовой и спортивной работой тоже следует руководить повседневно, с глубоким пониманием и знанием дела. Военно-техническому спорту нужны не просто энтузиасты, а настоящие специалисты, имеющие высокую квалификацию. С этой целью намечена подготовка тренерских кадров в московском и каунасском государственных институтах физической культуры, а общественных тренеров и инструкторов-методистов — в ряде технических вузов республики. Окончание — на стр. 16СИБИРЬ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ^Дальнейшее наращивание экономического потенциала восточных районов, прежде всего Сибири и Дальнего Востока, повышение их роли в общесоюзном производстве промышленной продукции стало сегодня общенародным делом. Оно обусловлено бурным развитием производительных сил страны, требующим новых источников сырья, освоения наиболее дешевых природных ресурсов. Эта обширная программа, определенная решениями XXV съезда КПСС, охватывает многие отрасли народного хозяйства. «С самого начала наступления на Западную Сибирь,—напомнил Л. И. Брежнев на XVIII съезде ВЛКСМ, — был выдвинут лозунг: взять ее богатству не числом, а умением, то есть с помощью новейшей техники и технологии». Эти слова целиком и полностью относятся ик автомобилестроителям. В ближайшие годы совместно с транспортниками нам предстоит осуществить всемерную автомобилизацию дальних районов, к которым часто применяют общее название «северные». Однако понятие «север» в отношении эксплуатации автомобилей выходит за его географические границы. Если быть точным, то речь идет о зоне холодного климата, включающей обширные районы, в том числе ис вечной мерзлотой. Условия работы здесь таковы, что автомобиль подчас единственное средство передвижения. Какие же машины нужны в осваиваемых районах? Диапазон их довольно широк, если учитывать разнообразие климатических зон, охватываемых этой большой полосой земель, которые протянулись от Северного Ледовитого до побережья Тихого океана. Машины должны быть универсальными, пригодными для работы в резко отличающихся условиях. Скажем, на юге Сибири, в континентальном климате Забайкалья и Других областей, очень низкие зимние температуры сменяются высокими летними, и в таких районах утепление на автомобилях может оказаться лишним грузом в летние месяцы. А в районах дальневосточного Приморья приходится считаться с повышенной влажностью воздуха, неизбежно вызывающей и повышенную коррозию металлических деталей. Но при всем этом есть общие особенности эксплуатации, которые, собственно, и диктуют здесь основные требования к транспортной технике. Это, прежде всего, низкие температуры и бездорожье. Установлено, что использование стандартных моделей в районах холодного климата приводит к излишним, экономически нерациональным трудовым затратам, создает большие неудобства водителям, всему техническому персоналу автохозяйств. Вот почему постоянно разрабатываются и проходят испытания новые модификации автомобилей в так называемом северном исполнении. Остановимся на формулировке «северное исполнение». Что она означает? Прежде всего тот факт, что при проек- тировании таких модификаций решаются многочисленные вопросы, связанные с надежной и безопасной работой в условиях холодного климата. «Северные» особенности таких машин связаны прежде всего с мотором и топливом, в частности с пуском двигателя. Оснащение машин предпусковыми подогревателями двигателя и автономным топливным баком (система «Термостарт»), аккумуляторными батареями со встроенными нагревательными устройствами, подогревателями топлива (кстати, бензобак на «северных» более емкий, чем на стандартных) — весь этот комплекс обеспечивает надежную работу двигателя, пуск его в течение 30—40 минут после холодной ночной стоянки на морозе до 60° С. Другая группа особенностей касается утепления рабочего места водителя. Везде предусмотрены более эффективные, чем на обычных машинах, отопители, двойное остекление и стекла с электрообогревом, усиленная теплоизоляция кабин и пассажирских помещений. Третья группа особенностей — широкое использование морозостойких материалов. При очень низкой температуре воздуха шины, например, теряют эластичность, трескаются. Естественно, что у северных модификаций они, равно как и резинотехнические изделия (сальники, уплотнители, защитные чехлы), а также пластмассовые детали должны быть морозостойкими. Предусмотрены тут и специальные горюче-смазочные материалы, технические жидкости. Исходя из растущих потребностей Сибири и Дальнего Востока, в десятой пятилетке ив перспективе предусматривается постоянное расширение производства «северных» автомобилей. Какие же из них выпускаются сегодня серийно?.Таких машин много. Практически почти все наши автозаводы участвуют в развитии этих экономически особо важных районов. Трудно назвать марку грузовика, которая не встречалась бы в этих местах. Серийные машины северной модификации находят широкое применение прежде всего на строительстве новых промышленных объектов, углеразработках, на рудодобывающих и лесозаготовительных предприятиях. Это ЗИЛ—130С, МАЗ—5/ЮАС, МАЗ—7310, МАЗ—73101, «Урал—375К», КрАЗ—257С, КрАЗ—256БС, БелАЗ—540С, БелАЗ548С, КАвЗ—685Б, ПАЗ—672С, ПАЗ3201 С, ЛиАЗ—677А, УАЗ—452АС. Кроме того, рекомендованы к серийному производству грузовики ГАЗ—53А и ЗИЛ131 С. Разрабатываются семейство северных модификаций КамАЗов, а также бортовые грузовики ГАЗ—52-04С, ЗИЛ133С, автопоезда МоАЗ—7405-9586, самосвалы и самосвальные автопоезда ЗИЛ-ММЗ, большегрузные самосвальные автопоезда БелАЗ—7420-9590. Крупным поставщиком автомобилей для строительства БАМа, для других строек Сибири и Дальнего Востока является московский автозавод имени И. А. Лихачева. В частности, его филиал — читинский автосборочный завод 1 *поставляет уже ряд лет партии ЗИЛ—130 в северном исполнении (о них см. «За рулем», 1975, № 7). Минские автопоезда новых моделей в северном исполнении максимально приспособлены к работе в условиях низких температур. На них установлены все необходимые элементы северной докомплектации, о которых было сказано выше. Испытания новых автопоездов дали положительные результаты. На уникальных месторождениях ценных металлов, алмазов и других полезных ископаемых в Якутии сейчас используются мощные самосвалы грузоподъемностью 27 и 40 тонн, выпускаемые объединением «БелавтоМАЗ». Без них вообще практически невозможна добыча открытым способом. На Белорусском автомобильном заводе ведутся работы и по освоению северной модификации 75-тонного БелАЗ—549. Недавно начат выпуск новых самосвалов МоАЗ—522А для работы в карьерах на Крайнем Севере. Грузоподъемность машины — 20 тонн, в ней предусмотрен комплекс удобств для водителя. У этой модели два ведущих моста, гидромеханическая трансмиссия, кабина герметизирована и оснащена надежным обогревателем. Машина обладает повышенной проходимостью и маневренностью. Самосвальные поезда марки «МоАЗ» успешно работают и на строительстве Байкало-Амурской магистрали: они вывозят грунт из прокладываемых тоннелей. Могилевский завод поставляет в районы Сибири и Дальнего Востока скреперы для строительства дорог, выполняя заказы по этому виду продукции досрочно. Курганский завод колесных тягачей также делает машины для строительства БАМа и других объектов. Широко известны на сибирских трассах автомобили объединения «АвтоКрАЗ», которое раньше всех начало выпускать северные модификации и постоянно их совершенствует. В первую очередь это относится к самосвалам КрАЗ—256БС, хорошо зарекомендовавшим себя на БАМе. Успешно трудятся на севере автопоезда в составе тягача КрАЗ—257С и полуприцепа грузоподъемностью 21 тонна. В нынешнем году начнется производство 23-тонных лесовозов КрАЗ—255Л. Сегодня на стройках Сибири и Дальнего Востока еще не хватает автомобилей большой грузоподъемности, в частности минских машин в северном исполнении. Ориентируясь на все растущие запросы развивающихся районов, объединение «БелавтоМАЗ» специально создает новые автопоезда МАЗ642201-9396 и МАЗ—642211-9389 в северном исполнении, входящие в перспективное семейство автомобилей МАЗ—5336. В кабинах этих машин будут самые благоприятные условия для шоферов в многодневных рейсах. Одновременно с разработкой новых конструкций автомобилей для северных и сибирских районов страны принимаются меры к расширению выпуска более прогрессивной прицепной техники. В этой связи заметная роль отводится строящемуся красноярскому заводу автомобильных прицепов. Автомобилизация на востоке страны идет стремительными темпами. Везде, где это только доступно, работает сегодня множество обычных, а не только «северных» автомобилей. Интенсивно пополняется парк автобусов, прежде всего курганских, которые прочно вписались в северный пейзаж. Их можно встретить в далекой тайге возле тюменских буровых скважин. Они доставляют на работу строителей и геологов, нефтяников, добытчиков драгоценных металлов. Микроавтобусы РАФ несут в этих районах медицинскую службу. В их салонах смонтирована вся необходимая аппаратура для оказания больному экстренной помощи. Заказы сибиряков и дальневосточников латвийские автомобилестроители держат под постоянным контролем и выполняют досрочно. Работают в этих районах и павловские, ликинские автобусы, изготовленные в северном исполнении, а также машины из Ульяновска. Впереди у автомобилестроителей много задач, связанных не только с совершенствованием новой техники для северных районов и увеличением ее выпуска, но ис организацией ремонта. Решено создавать в этих местах широкую сеть заводских автоцентров и опорных пунктов по техническому обслуживанию автомобилей. Следуя опыту Волжского автозавода, КамАЗ уже организовал сложный ремонт главных агрегатов своих машин на местах и наладил у себя централизованное восстановление дизелей. Такие центры, опорные пункты должны осуществить целый комплекс мер — обеспечивать запасными частями, вести наблюдения за автомобильной техникой, максимально приспосабливая ее к специфическим условиям эксплуатации, обучать персонал автохозяйств. Через них завод-изготовитель сможет оперативно оказывать техническую помощь автотранспортным предприятиям в Сибири и на Дальнем Востоке. К созданию сети таких пунктов приступают все ведущие автозаводы страны: ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, УАЗ, КрАЗ, «УралАЗ», ярославский «Автодизель», курганский и павловский автобусные заводы. Все новые модели машин сходят с заводских конвейеров. В нынешнем году автомобилестроители должны освоить выпуск не менее 33 модификаций новых машин. Многие из них будут способны работать в условиях холодного климата. Поиск новых технических решений, создание специальной северной техники продолжаются. А. ТИТКОВ, начальник управления конструкторско-экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР Е. УСТИНОВ, управляющий делами Министерства автомобильной промышленности СССР3