228
229
230
231
ТЕХНИКАБОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕКубики и рубликиСтоит ли переплачивать за больший объем двигателя? Что дают дополнительные «кубики» под капотом не с точки зрения престижа, а с позиций техники и выгоды? Почему в Западной Европе все меньше уважают многолитровые автомобили? Решить «трехмерную» головоломку взялся Денис Арутюнян.Внашей стране автомобиль с большим и мощным мотором – предмет гордости, показатель достатка. Говорят, для поднятия престижа в глазах окружающих некоторые идут и на радикальные меры – приклеивают шильдик S600 на «скромный» «Мерседес-Бенц S350». Другие просто выбирают «самое-самое». Вам тоже кажется, что мотор объемом меньше 4л для большого авто неприличен? Вы с иронией смотрите на модели с двига-телем 1,4 л? Вооружимся техническими характеристиками и калькулятором…БИЗНЕС? КЛАСС!Возьмем уважаемый во всем мире седан «Ауди-А8». Наиболее престижна, естественно, топ-версия – с 6-литровым бензиновым мотором непривычной конфигурации W12. Для самых расчетливых и прагматичных предлагают автомобиль с двигателем V6 (ЗР, 2007, №  12), который скромнее по объему бо-лее чем в два раза – 2,8 литра (в Россию такие, увы, привозить пока не планируют). «Кубическая» разница понятна. Ну а что с другими характеристиками? Они (см. таблицу) внушают уважение – 12-цилиндровый агрегат мощнее аж на 114% и развивает на 107% больший крутящий момент. Но прирост максимальной скорости обнаружить не удастся. Ведь и на 6-литровой машине установлен электронный ограничитель, которыйне позволит разогнаться быстрее 250 км/ч. Зато можно сверить время разгона до сотни. Автомобиль с  2,8-литровой V-образной «шестеркой» проигрывает оппоненту лишь 2,9 с, то есть около 36%. Много это или мало? Смотря для чего и для кого. Натренированный водитель при интенсивном разгоне наверняка почувствует разницу. Шофер солидной машины, для которого важен комфорт пассажиров, в обыденной жизни не вдруг определит, какой228 За рулем 03/2008 Шестилитровый мотор занимает практически все место под капотом «Ауди-А8». А шильдик W12 на крышке багажника демонстрирует статус и состоятельность владельца, но доплачивать за престиж придется при каждой заправке.мотор под длинным капотом. А  есть еще другие, не столь «парадные» цифры. Прежде всего, выбросы углекислого газа в атмосферу, которые у W12 выросли ни много ни мало на 76%. Кстати, именно из-за этого многолитровые автомобили в Западной Европе подвергают все более яростным нападкам. Но еще убедительнее, что «Ауди-А8» с 6-литровым мото-ром, по заводским данным, в смешанном цикле сжигает на 77% (!) больше топлива, чем с 2,8-литровым. В быту это окажется гораздо важнее, нежели мощность. Дело не только в стоимости бензина, но ив частоте посещения заправок.ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ?У более массовых моделей ассортимент силовых агрегатовОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЕЙ С ДВИГАТЕЛЯМИ РАЗНОГО ЛИТРАЖАМощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н.м Максимальная скорость, км/ч Разгон до 100 км/ч, с Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км Выброс CO2, г/км Audi A8 2,8 V6 FSI 154/210 280 238 8,0 8,3 199 Audi A8 6,0 W12 331/450 580 250 5,1 14,7 350 Ford Focus Ford Focus 1,4 Duratec 2,0 Duratec 59/80 107/145 124 185 164 208 14,1 9,2 6,6 157 7,1 169ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА… СОВРЕМЕННЕЙПрирост рабочего объема, конечно, особо заметен на относительно небольших моторах. Но возможности двигателей, которые прежде считали малолитражными, стремительно меняются. Пример – моторы «Фольксваген» семейства TSI. Турбо- и приводной компрессор, непосредственныйвпрыск, регулировка фаз газораспределения – целый комплекс решений позволяет скромному 1,4-литровому двигателю развивать мощность, достойную куда более объемистых собратьев – до 170 л.с. При этом расход топлива и содержание двуокиси углерода в выхлопе заставляют краснеть некоторых, равных по кубатуре конкурентов.Многие могут лишь мечтать о 6-цилиндровом моторе объемом 2,8 л, а для флагманского немецкого седана он самый «скромный». Тем не менее динамика автомобиля вполне соответствует классу.За рулем 03/2008 229 БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕНа правах рекламы«Форд-Фокус» с маленьким мотором придется по вкусу далеко не всем, двухлитровая версия вызывает больше положительных эмоций. А умеренное увеличение расхода топлива и выброса СО2 – еще пара аргументов в пользу увеличения объема.тоже, как правило, не скудный. Скажем, самые экономные могут выбрать «Форд-Фокус» с 1,4-литровым мотором. Его 80 л.с. вполне достаточно для спокойной повседневной езды. Однако на рынке, особенно российском, гораздо больше перспектив у «Фокуса» со 145-сильным 2-литровым мотором. Доплатив кровно заработанные, радуемся приросту мощности на 81%, увеличению кру-тящего момента на 49% (со 124 до 185 Н.м), максимальная скорость машины возрастает на 22 % (со 164 до 208 км/ч), а на разгон до сотни уходит на 35% меньше времени (9,2 против 14,1 с). Прирост динамических характеристик не столь внушителен, как у «Ауди», поскольку разница в объеме – всего 600 «кубиков». А чем придется поступиться? Расплатой за возросшую скорость станет… все-МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?Конечно, сравнивать цены на автомобили с разными моторами не совсем корректно. Ведь вместе с добавкой мощности в цену «старших» комплектаций зачастую входит дополнительное оборудование. Но к наиболее престижным машинам это относится в меньшей степени. В Германии самая доступная «Ауди-А8» с двигателем V6 стоит 61 900 евро, а с W12 – 113 550. То есть увеличение мощности на 114% поднимает цену на 83%. Цены пятидверного хэтчбека «ФордФокус» с 1,4-литровым мото-ром начинаются с 15 800 евро, а двухлитровая версия обойдется не меньше чем в 22 200 – прибавка всего 40%. И не забудьте о налогах! СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКакой показатель более важен при выборе автомобиля?12% мощность двигателя 31% экономичностьЗаплатить на 40% больше и получить 81-процентную прибавку мощности? Вполне возможно!57% цена машиныго лишь 8-процентная потеря в экономичности и такое же увеличение выброса СО2. В общемто, скромная цена за ощутимое улучшение динамики.УДОБСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬИтак, в определенном смысле разница более чем в 3000«кубиков» менее значительна, нежели в 600! «Ауди» даже с «маленьким» 2,8-литровым мотором слабым не назовешь. Ну а изрядный выигрыш 6-литрового седана А8 в скоростных дисциплинах, по сути, негде реализовать. Зато большой мотор примется есть бензин с завидным аппе-титом. Можно, конечно, стараться не глубоко нажимать педаль газа. А не проще ли довериться более экономичному мотору? Для массовых машин более мощный двитгатель – это не столько высокая максимальная скорость, сколько удобство управления, а значит, вопределенной мере и безопасность. Прибавка в 60 л.с. позволит владельцу «Фокуса» чувствовать себя на дороге гораздо комфортнее, не сильно ущемляя окружающую среду – и себя в расходах на бензин. Кстати, и доплата за «младшие» кубики куда более скромна, чем за «старшие».На правах рекламыЗа рулем 03/2008 231