266
267
СПОРТКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИВымученный годТридцать машин в одном заезде – гораздо интереснее, чем три заезда по десять машин. Но выбирать не из чего. Итоги российского сезона подводит Сергей Зиновьев. Фото Юрия Тюрина.Три года назад этапы Кубка «Лады» собирали по  сорок пилотов. В серии RTCC в 2006-м стартовало под сотню спортсменов. В этом году в четырех классах машин «Рашн туринг чемпионшип» – около шестидесяти имен. Причем треть из них – те, кто выступил на одном-двух этапах вместо пяти. А сотня едва ли набралась во всех четырех гоночных сериях, вместе взятых. Многие команды просто пропустили сезон, другие подались за рубеж. Зрители охотно шли на гонки лишь там, где «кольцо» в диковинку, – в Орле, Курске. В столичных Лужниках и подмосковном266 За рулем 12/2008Мячково трибуны (или обочины) заполняли в  основном традиционные группы поддержки команд, составленные из друзей и родственников. Неужели народу не  интересны гонки?! Вряд  ли. В  те же Лужники состязания по дрифтингу привлекли тысячи людей. А  ведь кольцевые гонки  – абсолютный мировой лидер по  числу зрителей, с дрифтингом никакого сравнения. Просто болельщиков надо завлечь, а для этого нужно зрелище. Восемь  – десять машин на  старте и  долгие скучные перерывы между заездами – не то, чем можно прельстить. А именно так проходилинынче абсолютно все российские кольцевые серии. В  формуле 1600 (между прочим, официальный чемпионат страны!) после двух-трех кругов разрывы между машинами порой достигали сотни метров – слишком велика разница в классе пилотов. Согласитесь, надо очень крепко любить автоспорт, чтобы в течение получаса с неослабевающим интересом созерцать подобную гонку. Устроители RTCC сделали все, что в  их силах. Порывались даже провести этапы на «неизведанных землях»: в  столичных Мневниках, Владимире, Ростове-на-Дону. Не  получилось, равно КОММЕНТАРИЙкак  и у  Национальной гоночной серии АВТОВАЗа в  Тольятти. Правда, и  эти ходы не вывели бы «кольцо» из очевидного упадка. Чем еще запомнится кольцевой сезон-2008? Двумя обещанными, но не открытыми трассами (Дорогобуж, Казань). Двумя трассами, которые начали строить (Домодедово, Волоколамск). Огромным числом гонок, прошедших за рубежом (почти половина общего количества). Рекорд установил Кубок «ХондыСивик»: выезды в Украину, Финляндию, Италию. Впрочем, ничего особенного иностранцы не увидели: те же десять машин на старте... Краткий прогноз на  сезон-2009: продолжение упадка. Одного года точно не  хватит, чтобы вернуть «кольцо» хотя бы на прежнюю высоту, не говоря уж о выходе на уровень принципиально новый. Ведь сериям придется заново доказывать свою состоятельность  – и  пилотам, и зрителям, и спонсорам.Как наше российское «кольцо» докатилось до такой жизни? Кого винить – организаторов серий, спортивных функционеров, руководителей команд или  пилотов? Отвечает заведующий отделом спорта ЗР Вадим Крючков: – Найти крайнего или  крайних дело нехитрое. Только ситуацию это не  исправит. Даже полноценные кольцевые трассы, которые вот-вот построят, не  панацея от  всех гоночных бед. Хотя бы потому, что наш автоспорт попрежнему напоминает малочисленную закрытую секту. Он жив благодаря усилиям горстки энтузиастов, которым еще и семьи кормить надо. То, что у них сложные отношения друг с  другом,  – не причина, а следствие. Времена, когда гонки в нашей стране оплачивались как  бы сами собой (читай: из  государственного кармана),  давно прошли. Финансы, по  сути, и  являются камнем преткновения. Если точнее, доходная часть. Расходы-то у  нас вполне взрослые  – и  у организаторов, и  у спонсоров, и у отдельных команд... А вот в статье «Доход» отсутствуют важнейшие составляющие, какие есть у любой раскрученной зарубежной серии. В первую очередь это деньги за билеты, что платят зрители, а также средства от популярных телеканалов за право транслировать событие. Без них получается ровно то, что видим сегодня: ктото, где-то, как-то, на какие-то средства проехал. На  старте  – десяток машин, на финише – сплошные убытки. Что делать? На мой взгляд, автоспорту нужна молодая кровь: толковые менеджеры и финансисты. Люди, способные создать зрелище, интересное зрителям, телевидению и, как  следствие, действительно выгодное спонсорам. То есть отладить и запустить механизм получения прибыли от автогонок.На правах рекламы