232
233
БезопасностьзаВоДсКоЙ ДеФеКт УсИЛИтеЛЯЭлектрошокЭлектроусилитель руля, подобно джинну, управляет автомобилем буквально по мановению руки. Но если вырвется из бутылки… С теми, кто это испытал, встретился Андрей Сидоров.Минул год с  тех пор, как  мы рассказали о  загадочном дефекте электроусилителя рулевого управления «Калины» (ЗР, 2007, № 9, «Не справился с управлением»). АВТОВАЗ не  посыпал голову пеплом и не покаялся в содеянном; он, похоже, просто не заметил описанного нами события ввиду его незначительности – реакции завода мы так и не дождались. Подумаешь, некоторые «Калины» вдруг шарахаются на встречку или в кювет! Таких машин на фоне неуклонно232 За рулем 12/2008растущих показателей производства капля в море. И завод продолжает как ни в чем не бывало плодить машины «с нулевым уровнем дефектов» (во как, даже цитировать приятно!). Только редакционная почта нетнет да и принесет письмо от очередного владельца «Лады» с подобной «изюминкой». Невольные игроки в  русскую рулетку рассказывают куда более печальные истории. Не  все, конечно, а  только те, кому выпал «холостой выстрел». Вряд ли их утешит привычное «легко отделались».И ПРИМЕШЬ ТЫ СМЕРТЬ ОТ КОНЯ СВОЕГО… Жителю Подмосковья Сергею Замаскину, можно сказать, повезло: остался жив и  относительно здоров. Пятого августа 2007  года он купил «Калину»-хэтчбек. Аргументы в  пользу машины знакомы до  слез: недорогая, современная, комфортная и, конечно же, с электроусилителем! Спустя два дня поехал в ГАИ ставить обнову на учет. С новыми номерами проехал всего-то километр, а  дальше события развивались по  известному сценарию. С той лишь разницей, что руль отработал до  упора вправо. Скорость 50  км/ч (дело было в  городе) немного погасил бордюр, а  собственно торможение осуществило… дерево. Сергей помнит, как  подоспевшие очевидцы сорвали клемму с  аккумулятора. Пытался выйти из  машины, но  не успел, потерял сознание. Очнулся от  понюшки нашатырного спирта  – А будь Сергей пристегнут, руль не пострадал бы! Чтобы не испытывать судьбу, Сергей пересел на «двенадцатую» со старым добрым гидроусилителем. Николаю повезло – ЭУР, видимо, просто не нашел подходящего дерева! Последствия отказа ЭУРа. Оптимистов порадует, что хотя бы крэш-тест сдан на «отлично»: жизненное пространство салона почти не деформировано.в чувство его привел врач подоспевшей «скорой». Кое-как выбрался из покореженной машины, ощупал руки-ноги  – кажется, целы, дышится уже легче, синяки и  шишки опасности для  жизни не  представляют. Сергей от госпитализации отказался, погрузил машину на  эвакуатор и  повез домой. И  тут звонок: дилер поздравляет с  покупкой и  интересуется свежими водительскими впечатлениями… Дальнейшие подробности опустим. Они известны всем, кто пытался отремонтировать машину по  гарантии: дилер сделает все, чтобы у него купили автомобиль, – и еще больше, чтобы не выполнять свои обязательства. Не стал исключением и  описываемый случай. После традиционного «этого не  может быть» (читай: «сам дурак») прошло четыре месяца, когда с  АВТОВАЗа наконец прибыл спецдесант из  восьми специалистов. Они привезли с  собой сканер, который показал, что ЭУР абсолютно исправен, хоть сейчас ставь на  машину. А  Сергей, видимо, злоупотребил на  радостях и  сам въехал в  дерево. Однако для пробы установили ЭУР на другую машину. Сканер и здесь подтвердил, что все в  норме, но  руль, тем не менее, крутился самостоятельно. Прошло еще три месяца, наполненных беготней по  инстанциям, сбором справок, телефонными разговорами с  заводом и  ожиданием результатов экспертизы. Наконец 6  марта следующего, 2008  года «Калину» обменяли на новую! Уже без ЭУРа, от греха по-дальше. Вернули даже разницу в цене – 9210 рублей. Только «Калину» эту, чтобы более не  испытывать судьбу, Сергей тут же продал, купив взамен «двенадцатую», с гидроусилителем.ПРОДОЛЖАЙ ДВИЖЕНИЕ АВТОВАЗ хранит молчание, дефектные машины не отзывает, а только наращивает производство своих «самострелов». И  если бы подобный дефект касался только «калин»! Можно было  бы предать модель анафеме и  пересесть на «Приору»... Николай Коротин из города Бор Нижегородской области рассказал нам свою историю, очень похожую на  предыдущую. Различие лишь в том, что аварии по счастливой случайности удалось избежать и вместо «Калины»  – «Приора». В остальном полное совпадение деталей: та же нервотрепка с доказывани-ем очевидного, тот же фирменный сканер, не  замечающий неисправности, бесконечные «зайдите завтра» и  вымученная гарантийная замена ЭУРа. Поневоле задумаешься: как  же надо  любить наш автопром, чтобы покупать такие машины! Подобных историй известно уже немало. Поэтому у  нас по-прежнему есть вопросы к руководству АВТОВАЗа. Дорогие автостроители, мы знаем, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако ошибки в  приличном обществе принято исправлять. Покупателю или  случайному прохожему, оказавшемуся на  пути вазовской «торпеды», нет дела до  того, кто конкретно виноват: поставщик  негодных ЭУРов, входной или  выходной контроль, слесарьсборщик или  сама жизнь. На опасных машинах красуется ваша эмблема, и они вышли на дорогу. Или на охоту? Может, пора загнать джинна в бутылку?За рулем 12/2008 233