Урок хороших манер

УРОК ХОРОШИХ МАНЕР

ТЕХНИКА

/МОДЕРНИЗАЦИЯ

УРОК ХОРОШИХ МАНЕР

ОБНОВЛЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ "НИВЫ" СООТВЕТСТВУЕТ САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН

Таблички "1,7i" появились на "нивах" довольно давно, указывая на то, что под капотом вседорожника - впрысковый мотор. У него было несколько модификаций; немногочисленные машины предназначались на экспорт. Последний вариант обещает стать массовым - для современных машин двух поколений, VAZ 21214 и VAZ 2123.

ОСНОВА обновленного мотора - хорошо известный автолюбителям "двести тринадцатый" двигатель. Блок цилиндров отличается лишь бобышкой под датчик детонации. Он потребовался при распределенном впрыске - центральный бороться с детонацией не умел. Коленвал, шатуны, пальцы, поршни и кольца остались без изменений. На носке коленвала стоит демпфер крутильных колебаний с 58-зубым диском. По нему датчик, установленный в приливе крышки переднего сальника, определяет положение коленчатого вала. Генератор в последней комплектации мотора переехал выше, на место ненужного теперь распределителя зажигания. Для вседорожника это здорово - воде и грязи добраться до прибора сложнее. При этом генератор применен "двенадцатый", 80-амперный - самый мощный из вазовских, с поликлиновым приводным ремнем, практически не требующим ухода. Соответственно, и у водяного насоса оригинальный шкив.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ элементы и узлы появились на двигателе после комплекса доводочных работ - по снижению шума, уменьшению токсичности.

Гидравлические опоры клапанов и натяжитель цепи повысили расход масла в системе смазки (речь, как вы понимаете, не об угаре), особенно при минимальных оборотах. Это заставило повысить ее производительность, изменив передаточное отношение привода маслонасоса. Раньше на звездочке вала вспомогательных агрегатов было 38 зубьев, теперь всего 30 - шестерни насоса крутятся быстрее, обеспечивая большую эффективность.

На автомобили в комплектации Евро III ставят дополнительный ресивер, именуемый глушителем шума впуска. Кстати, у этих двигателей впрыск топлива фазирован, то есть форсунки срабатывают "персонально" для каждого цилиндра, раз в четыре такта, а не по упрощенной - попарной схеме, как у Евро II. Обеспечивает столь точную подачу топлива датчик фаз на переднем торце головки блока; он "чувствует" специальное утолщение на звездочке распределительного вала.

А еще у двигателей в исполнении Евро III выпускной коллектор сделан не из чугуна, как прежде, а сварен из стальных штампованных заготовок. Таким образом снизили массу и теплоемкость - после пуска холодного мотора почти все тепло выхлопных газов идет на прогрев нейтрализатора, что позволяет быстрее приводить его в рабочее состояние. Чтобы приемная труба тоже не "разбрасывала" тепло попусту, на нее намотано "одеяло" из специального базальтового волокна. В системе выпуска такого двигателя установлено два лямбда-зонда - один перед нейтрализатором, второй позади него, чтобы отслеживать эффективность работы.

Отличия есть и в системе охлаждения. Механический вентилятор заменили на два электрических. Включает их компьютер системы управления двигателем, причем последовательно, с интервалом в несколько градусов для снижения величины пускового тока.

Компоненты систем зажигания и впрыска (датчики, исполнительные устройства) заимствованы у переднеприводных машин ВАЗ. Командует ими контроллер "Бош МР7.0" с мощными возможностями самодиагностики (одно из требований Евро III).

В заключение - об особенностях двигателя 2123. По сути, это 21214, вписанный в иной моторный отсек. Он отличается конфигурацией впускного тракта и расположением передних опор подвески силового агрегата. Последние смещены таким образом, что центр тяжести двигателя лежит на проходящей через них линии (у моделей 21213 и 21214 двигатель подвешен на опорах консольно).

Двигатель

VAZ 2123 пока

собирают со старым

генератором, расположенным

внизу, но вскоре он переедет наверх.

1. Башмак натяжителя и успокоитель развитые, с измененными рабочей поверхностью и профилем. Кроме того, они выполнены из нового, более износостойкого материала.

2. Натяжитель цепи - пружинного типа с гидравлическим демпфером. Масло для него подается по специальной трубке из зоны датчика давления.

3. Цепь распредвала и, соответственно, все приводные звездочки - однорядные.

4. Гидроопоры клапанов ввернуты в гнезда стандартных регулировочных болтов. Теперь про регулировку зазоров можно забыть.

5. Головка блока адаптирована под установку гидроопор клапанов, которые "питает" специальная рампа: масло забирается из корпуса распредвала. Кстати, он здесь оригинальный, с иным профилем кулачков - приспособленным к работе без зазоров.

ДВИГАТЕЛИ "НИВЫ" РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 1,7 л: ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Максимальные значения мощности и момента задавались одинаковыми для двигателей с однотипными системами питания. Пусть не смущает вас очень небольшой перевес самых современных модификаций над карбюраторными - ведь важны не только приведенные величины, но и показатели при частичных нагрузках, в большом диапазоне оборотов. В этих, часто используемых рабочих режимах тяговитые моторы 21214 заметно лучше предшественников.

Правда, есть у них и минус, который наверняка скажется в эксплуатации: основным топливом записан неэтилированный бензин с октановым числом 95. Увы, товарный АИ-91, как справедливо опасаются на заводе, на деле может оказаться и "88-м", и даже хуже... Высокооктановое топливо - страховка производителя. Благодаря каналу гашения детонации мотор при случае спокойно переварит и "91-й" неэтилированный бензин, но применять его постоянно не стоит, памятуя наказ ВАЗа.

ДВИГАТЕЛИ "НИВЫ" РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 1,7 л: РАЗВИТИЕ

Первым на свет появился карбюраторный мотор, разработанный в рамках модернизации "Нивы" и получивший такой же индекс: 21213 (ЗР, 1997, № 1). Следующим был 21214. От предшественника его отличал центральный впрыск, разработанный на основе систем "Дженерал моторс". Автомобиль VAZ 21214 (это обозначение сохранили и последующие впрысковые "нивы") с нейтрализатором поставлялся только на экспорт с 1993 года. Несколькими годами позже появились версии с обновленной электроникой, соответствующие Евро II. Дополнение "-03" означает, что двигатель укладывается в более жесткие требования и по шуму.

На модификации 21214-40 "обкатывали" гидроопоры клапанного механизма, но в производство двигатель не пошел.

Своего часа гидроустройства дождались в 1999-м, когда появилось очередное поколение моторов - теперь уже с распределенным впрыском (кстати, от центрального ВАЗ, скорее всего, откажется уже в этом году). Модернизированные двигатели выпускают в двух версиях - Евро II и Евро III. С началом производства новой "Нивы" VAZ 2123 индекс этого мотора "раздвоился". Теперь ему присваивают номер автомобиля, на который устанавливают. С нынешнего года новая "Нива" идет в продажу с первым вариантом.

Подпишитесь на «За рулем» в