Вокзал для троих
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ВОКЗАЛ ДЛЯ ТРОИХ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Увы, до такой автобусной идиллии большинству российских водителей и пассажиров далеко. Автохозяйствам надо сводить концы с концами, а мы рады, когда из пункта А в пункт Б можно доехать хоть на чем-нибудь. Чаще всего - на машинах малого класса, длиной 6-7,5 м. Недорогие, маневренные автобусы ездят по небольшим городам, в мегаполисах служат маршрутками, работают на районных линиях. Их покупают предприятия, санатории, пансионаты.
Итак, на нашем маршруте - две популярные российские модели ПАЗ-32054-07 и "Бычок" ЗИЛ-325010, а также новичок - космополит со сложной биографией.
В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ
В первой жизни "УзОтойол", созданный на шасси грузовика, звался ИВЕКО. Новое имя и иной кузов машина получила в Турции. Российским покупателям предлагают продукт узбекской сборки.
Ладный, аккуратный автобус при первом знакомстве производит очень приятное впечатление. Однако "Отойол" - машина контрастов. Несколько "ложек дегтя" нельзя оправдать даже относительно невысокой ценой.
Дверная ручка напоминает ту, что знакома по входу в санузел: в начале ХХI века такая выглядит просто нелепо.
Подняться на водительское место по небольшой ступеньке несложно. А вот спускаться по ней ни один из нас за несколько дней так и не научился. Приходится, вопреки заводской инструкции, прыгать.
Прекрасный обзор, отличные зеркала, широчайший диапазон регулировок сиденья. Но кресло водителя узкое, а спинка низка. Позвоночник устает даже за недолгую поездку от Москвы до Дмитрова. Экономия?
Педали удобные и в меру легкие. Переключать передачи не труднее, чем на легковом автомобиле. Но, включая вторую, поначалу больно ударяешься пальцами о подрулевой переключатель.
Клавиши справа от водителя расположены логично и под рукой. Жаль только, что кнопки не подсвечиваются. А кто и зачем спрятал миниатюрный флажок (самое подходящее название для него - фитюлька), включающий головной свет, под самый руль - загадка.
Компактный "УзОтойол" явно рассчитан на субтильных пассажиров. Входы шириной по полу всего 410 мм для междугородной машины пригодны (на тесте побывал автобус М 23.9 именно такой комплектации), но для городской... Сразу представляешь русскую красавицу в валенках, тулупе и с парой круглых авосек. Кстати, проход в салоне тоже минималистский (390 мм), да и сиденья на тучных не рассчитаны.
Зато приятно удивят пассажиров индивидуальная подсветка и вентиляция, ящички для мусора (что это - пепельницы, в эпоху борьбы с курением как-то не верится), достойные дорогих и солидных лайнеров. На сиденьях, пассажиры которых не защищены спереди другими креслами, установлены ремни безопасности.
Мотор не очень мощный, но с ровным надежным характером, прекрасно сочетается с коробкой передач. "Отойол" хорошо стоит на дороге и слушается руля. У машины очень небольшой радиус поворота. Привыкать к узбекскому автобусу не нужно, даже пересев за руль из легкового автомобиля. Исключение - "задумчивые" гидропневматические тормоза. Дозировать усилие приходится, не дожимая, а отпуская педаль.
Трудно представить узенький "Отойол" на интенсивных городских маршрутах. Этому автобусу скорее подойдут определения - служебный, гостевой, междугородный. Хотя для дальних перевозок модель М 23.9 все-таки маловата. А для районных маршрутов в самый раз. Правда, съезжать с гладкого шоссе на "Отойоле" не хочется: уж больно низко висит беззащитный радиатор.
Автобус придется по душе неизбалованным российским шоферам. Ведь, применяя легковую терминологию, "УзОтойол" - машина для водителя. Пассажирам, конечно, тоже понравится... если не сажать их слишком много и часто.
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
В книгах по истории техники пишут: конструкция восходит к... Это - про ПАЗ-32054-07. Рабочее место - напоминание о временах, когда слово "эргономика" было столь же непонятным, как "кибернетика". Сиденье имеет лишь продольную регулировку, педали тормоза и газа слишком сближены, к тому же их плоскости смещены. Рычаг переключения передач по-прежнему связан с коробкой замысловатой "кулисой". Научиться быстро включать нужную передачу - искусство, для освоения которого требуется время и терпение.
Все выключатели, кроме архаичного рычажка указателей поворота, - клавишные, без подсветки. Попробуйте с ходу научиться играть на этом "аккордеоне": запомнить расположение кнопок и найти нужную в темноте.
И все-таки ПАЗ из трех наших машин - "самый автобусный". Просторные двери и проход, удобные, грамотно размещенные поручни, широкие сиденья. Поменять их (нам досталась машина в простейшем, городском исполнении) - и пассажиры даже на неблизких пригородных маршрутах почувствуют себя комфортно.
У ПАЗа самый мощный двигатель и (если вовремя "попадать в передачи"), по субъективным оценкам, самый интенсивный разгон. Шумноват, конечно, однако на тесте была далеко не новая машина. Этим же объяснимо то, что ПАЗ - холоднее других. Уплотнители дверей, особенно задней, уже изношены.
Пневматические тормоза, доставшиеся ПАЗу вместе с широкими зиловскими мостами, эффективны, но требуют привыкания - алгоритм работы похож на "отойоловский".
Чтобы уверенно ездить на ПАЗе, нужно осваиваться пару дней - эргономика рабочего места явно не вписывается в современные стандарты. Но большинство автохозяйств, да и частников выбирают "пазик". Его недостатки оборачиваются главными для небогатых перевозчиков и пассажиров достоинствами: дешев, прост в обслуживании и ремонте, вместителен, а значит - выгоден.
Дитя унификации. ЗИЛ-325010 "Бычок" - в определенной мере "собрание сочинений" некогда процветавшего завода-гиганта. Многое - хорошее и плохое - автомобиль унаследовал от других зиловских моделей.
Подвеска грузовика для автобуса - чересчур жесткая. Окна, врезанные в кузов, спроектированный вначале как фургон, низковаты. Зато кабина по удобству входа и выхода, по сравнению с ПАЗом и "Отойолом", - вне конкуренции. В "Бычке" отличный диапазон регулировок водительского сиденья, неплохая эргономика рабочего места. Два подрулевых переключателя и правильно расположенные (подсвечивающиеся!) кнопки не требуют привыкания. Выделить бы еще поярче клавишу ручника.
Здорово, что рулевая колонка регулируется не только по углу наклона, но и по длине. Но откуда в автобусе маленькое легковое зеркало? А наружную кнопку аварийного открывания дверей стоит все-таки прикрыть, не провоцируя хулиганов.
Двигатель и коробка передач сочетаются далеко не идеально. Мал рабочий диапазон - приходится шуровать рычагом чаще, чем хотелось бы. Это гораздо легче, чем на ПАЗе, однако тяжелее, чем на "УзОтойоле".
Эффективные дисковые тормоза ЗИЛа - наследство легковых "членовозов". Понравилась работа АБС. Однако в целом тормоза аналогичны пазовским и "отойоловским" - дозировать усилие с непривычки нелегко. Руль "Бычка" слишком тяжел и, особенно на малых углах поворота, неинформативен.
Пассажирам наверняка понравятся широкая (900 мм, на ПАЗе - 800 мм) дверь и прекрасный отопитель.
Для междугородного сообщения короткобазный "Бычок" (есть еще модификация ЗИЛ-325200 длиной 7737 мм) маловместителен, а значит, невыгоден. Чтобы стать служебной - гостевой машиной, "Бычку" не хватает лоска. Конечно, нетрудно поставить более дорогие сиденья, но мелочи вроде "теплых", покрытых пластиком поручней и аккуратно подогнанной обшивки стен и потолка даются нашим заводам нелегко.
НА КОНЕЧНОЙ
Увы, сегодня в России цена, как правило, перевешивает иные критерии выбора автобусов.
С учетом разной комплектации машин самый выгодный все-таки ПАЗ. Разделив стоимость модели 32054-07 на полную вместимость (разумеется, не учитывая, что на иных маршрутах "пазики" возят 60-70 человек), получим 13460 рублей на одного пассажира. Для "УзОтойола" - 35227 рублей, для ЗИЛа - 20434 рубля.
Конечно, каждому автобусу найдется работа, но до идеала, о котором мы говорили, начиная тест, все три машины не дотягивают. Суммируя впечатления, один из авторов заметил: "Я хотел бы ездить водителем в "Отойоле", пассажиром в час пик - в ПАЗе, входить и выходить, а также греться в "Бычке"...
СЕГОДНЯ НА НАШЕМ МАРШРУТЕ...
...мерно урчит мощный, сытый мотор. Водитель уверенно держит курс, изредка без усилия перещелкивая передачи. А сзади, в теплом салоне уютно расположились пассажиры, некоторые дремлют, другие читают...
ГЛАЗАМИ ИСПЫТАТЕЛЯ
Александр Сотников, АМО "ЗИЛ"
"Отойол". Отличный диапазон регулировок сиденья. Плохо, что рычаг коробки упирается в переключатель, да и вибрации высоковаты. В целом за рабочее место - твердая "четверка". Столько же ставлю за вход в машину, а за выход - "двойку"!
Двигатель тянет без провалов, автобус прекрасно держит дорогу. Здорово, что такой маленький радиус поворота. А пассажирские двери чересчур узкие.
ПАЗ. Выход и вход получше, чем в "Отойоле", обзорность - отличная. Не хватает регулировок сиденья. К отоплению рабочего места претензий нет.
Педаль газа слишком близка к тормозной, пару раз задевал обе. Очень тяжело переключать передачи. Панель с кнопками перегружена, хотелось бы нормальных, современных подрулевых переключателей.
Двигатель тянет очень хорошо, однако без тахометра тяжело выбрать оптимальный режим. Тормоза чуть "позадумчивее", чем в "Отойоле".
В целом, автобус намного хуже узбекского. "Отойол" - более легковой, ПАЗ - грузовик. Чтобы работать на таком, мне нужен был бы день на привыкание.
ГЛАЗАМИ ИСПЫТАТЕЛЯ
Георгий Медведев, ПАЗ
"Отойол". Залезать в машину - удобно, а выходить - только прыжком. Сиденье с отличными регулировками, можно расположиться с комфортом. Клавиши почему-то, как и у нас, не подсвечиваются.
Двигатель и коробка - отличные. Шум от мотора на уши не давит. Автобус хорошо слушается руля, а вот тормоза, по-моему, слабоваты.
ЗИЛ. Посадка нормальная, регулировок сиденья хватает. Ценно, что рулевую колонку можно смещать, только почему-то левый барашек надо отворачивать по часовой стрелке. Хорошо, что на руле есть переключатели, меньше клавиш. А внутреннее зеркало очень неудобное - маленькое.
Здорово, что в ЗИЛе есть тахометр! Четкость включения передач на твердую "четверку" - не то, что у нас. Рулевое очень тяжелое, в городе с таким намаешься. Правда, дорогу, даже скользкую, машина держит неплохо.