СУПЕРЧЕХЛЫ ДЛЯ ШРУСов

СУПЕРЧЕХЛЫ ДЛЯ ШРУСов

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СУПЕРЧЕХЛЫ ДЛЯ ШРУСов

Неспециалисты сразу окрестили эту штуковину "вантузом" и каждый, входя в кабинет, не упускал возможности "наступить" на нее рукой, ощутив, как плотно "присасывается" она к ладони и поверхности стола. А специалисты предлагали "давить" ее непрерывно в течение дня или двух и посмотреть, что из этого будет. Увы, такой "тест" может длиться без конца. Термоэластопластовый чехол ШРУСа выдерживает сотни тысяч "сжатий-растяжений", да еще в условиях "недружелюбной" среды: дорожной грязи, воды, соли. О преимуществах такого чехла перед обычным резиновым рассказывает заведующий отделом НАМИ Станислав ИВАНОВ.

Шарниры равных угловых скоростей, чаще всего применяемые в переднем приводе различных автомобилей, служат надежно и долговечно только в том случае, если целы и герметичны их гофрированные чехлы. Это общеизвестно. Прозеваете повреждение - попавшие в сочленение вода и грязь быстро сделают "черное дело", и шарнир "захрустит", то есть потребует замены, так как конструкция его не допускает восстановления деталей. Поэтому при интенсивной эксплуатации машины, особенно на плохих дорогах, состояние чехлов приходится проверять едва ли не ежедневно. Кстати, на редакционной "Ниве" сразу три чехла передних полуосей вышли из строя на 25-й тысяче километров. (О том, каких усилий потребовала их замена, мы подробно рассказали в майском номере ЗР.)

Показательно, что ресурсом чехлов озабочены не только российские автолюбители. По данным специалистов фирмы "Рено", надежно защищенный шарнир служит в 8-10 раз дольше, чем закрытый обычным чехлом их хлорпренового каучука. Именно поэтому чехлы ШРУСов из ТЭП - прочных термоэластопластов - все чаще встречаются на автомобилях "Фольксваген", "Форд", "Рено", "Дженерал моторс", "Опель", "Крайслер" и других.

Наиболее подходящим материалом для этой цели признан полиэфирный ТЭП марки "Хайтрел 8105" - разработка фирмы "Дюпон". Хотя ни внешне, ни на ощупь изготовленный из него чехол не производит впечатления эластичного, а изнутри вообще блестит как целлулоидный, испытания продемонстрировали его очевидные преимущества перед применяемыми резиновыми изделиями (табл. 1). Показал он свое превосходство перед ними и в "соревновании" по усталостной выносливости (график и табл. 2 ). Поясняя показатели, приведем такой пример. Один из недостатков резиновых чехлов - их склонность к вакуумированию, иными словами - к "всасыванию" гофр внутрь при остывании шарнира после работы, в результате чего внутренняя поверхность чехла начинает касаться деталей и вскоре изнашивается. "Тэповому" чехлу подобный эффект не грозит. Более того: в резиновом чехле нагретая при работе консистентная смазка шарнира эксцентрично располагается внутри его, создавая дополнительную

(и значительную!) нагрузку на резину. Жесткости нового чехла вполне хватает, чтобы выдержать такую нагрузку. И еще: усталостная

выносливость новых чехлов во влажной среде сокращается все-

го на 3,5%, а старых - почти в полтора раза.

Изготовленные в России (ЗАО "ХИМЭКС-ЭМИ") образцы защитных чехлов из ТЭП "Хайтрел 8105" успешно прошли испытания на "нивах", участвовавших в ралли-марафоне "Париж-Москва-Пекин" протяженностью 16 000 км. Трасса включала в себя дороги вовсе без покрытия: полевые, лесные, песчаные, горные. Новые изделия выдержали проверку высокими скоростями (до 180 км/ч), "бомбардировку" камешками и песком, значительные перепады температуры. А вот резиновым чехлам до финиша добраться не довелось: все они вышли из строя и были заменены на "тэповые".

Где же приобрести эти суперчехлы? - наверняка захотят узнать многие автомобилисты. Увы, пока... нигде. Великолепные результаты испытаний, к сожалению, не побудили ни "АвтоВАЗ", ни АЗЛК вложить деньги в развитие их производства. А деньги требуются немалые. Так что массового появления новинки на прилавках магазинов придется подождать, если кто-то не возьмется делать их в запчасти.

Современный чехол для ШРУСа из ТЭП.

Сравнительная долговечность чехлов при температурах от -40° до +80°С.

Подпишитесь на «За рулем» в