Секрет формы

СЕКРЕТ ФОРМЫ

Законный вопрос! Как и другие авторы, я с ностальгией вспоминаю VAZ 2105, первый из вазовских моторов с ременным приводом ГРМ – ролик там был стальной. Весьма точный – при окончательной обработке на заводе его шлифовали. Да и подшипник, что бы ни говорили защитники сегодняшней конструкции, был высокого качества, двухрядный. Знатоки не дадут соврать: если ремень при установке ложился на середину ролика, то оставался там и через 10, и 20 тысяч километров. До появления современных роликов с пластмассовой беговой частью двухрядный подшипник надежно работал и на восьмиклапанных моторах переднеприводных ВАЗов (фото 1). Но, увы…

Недочеты нынешней конструкции для владельцев давно не секрет. Другое дело, что для производителей они оборачиваются достоинствами. Во-первых, однорядный подшипник наверняка гораздо дешевле двухрядного. Во-вторых, пластмасса скорей всего дешевле высококачественной стали – тем более что беговую дорожку получают горяченькой, прямо из пресс-формы, без последующей обработки и затрат! Дефекты, швы любой разглядит без приборов, но если ролик обеспечит предусмотренный гарантией ресурс ремня, то к его поставщику не придерешься – вот такое выгодное это ноу-хау. А в умах автолюбителей уже устоялось представление о ролике как о расходном элементе – меняй вместе с ремнем!

В моей гаражной коллекции множество роликов, забракованных по тем или иным причинам. Маркировка впечатляет – тут и Италия, и Франция, и Германия! Но трудно отделаться от мысли, что все эти «фирмы» процветают где-то рядом – если не в Москве, то в Люберцах или Бронницах! Уж больно схожи «родимые пятна». По-моему, только вологодским роликам (ими ВАЗ и комплектует моторы) еще можно доверять.

Тщательно обмеряя детали, обнаружите разнообразные дефекты рабочей поверхности: овальность, конусообразность, бочкообразность, причем в разных сочетаниях (рис. 1). Мне в этом помогает измерительное устройство, показанное на рис. 2 и фото 2. Главная беда – конусообразность рабочей поверхности. Если разница диаметров d1 и d2 выше 0,1 мм, такой ролик с легким сердцем возвращаю продавцу.

Любопытно, больше нареканий на широкие ролики для 16-клапанного мотора. У них тот же подшипник, что у узких – значит, пластмассовая шина дальше выдается за его края. И, видимо, заметней усаживается в размерах при остывании. Дефекты некоторых роликов, особенно бочкообразность, часто видны невооруженным глазом.

С подшипниками поступаю просто: если уже в новом ощущается люфт, оставляю его продавцу. Под действием усилия от ремня ролик будет перекашиваться и «сгонять» ремень подобно конусообразному.

Что касается радиального биения (рис. 1, в), то стараюсь подобрать минимальное.

Такой строгий подход избавляет от конфликтов с обратившимися ко мне автовладельцами и необходимости в корректирующих операциях, о которых говорилось в некоторых публикациях. Если родные детали работали нормально, то прочие факторы риска, вроде перекошенной помпы, исключены.

Подпишитесь на «За рулем» в