Точка в небе. Первые радиоприемники в автомобиле

Точка в небе. Первые радиоприемники в автомобиле

Скептики утверждали, что радио будет только мешать водителю управлять машиной. Но их возражения не могли остановить стремительное развитие автомобильной радиотехники. В конце концов, пассажиры ведь тоже разговаривают с водителем, мешая ему, а их выключить нельзя.

В поисках идеала

Первыми «радиоточками» в автомобиле стали обычные домашние радиоприемники компактных размеров, которые в мастерских кустарно адаптировали под 6-вольтовую автомобильную сеть. Как правило, они подсоединялись через преобразователь напряжения. Качество работы таких систем оставляло желать лучшего. Тем не менее радио в машине становилось все более популярным. На новый сегмент рынка практически одновременно ринулось множество электротехнических фирм со всего мира.

Радиоприемники для автомобилей стали и новой областью для штутгартского концерна Bosch с 30-летней на тот момент историей. Началось все в 1930 году, когда Bosch заключил первый контракт на поставку радиодеталей с берлинской фирмой Ideal-Werke, выпускавшей весьма популярные в Германии домашние радиоприемники. За два года до этого фирма из Берлина вывела на рынок марку Blaupunkt – в переводе с немецкого «Голубая точка».

В 1932 году Ideal-Werke перешла в собственность Bosch. Поглощение пошло на пользу небольшой берлинской фирме. Сразу же после заключения сделки началась работа над созданием радиоприемника, специально спроектированного для автомобилей. Его создавали в техническом центре Bosch в городе Штутгарт силами инженеров обеих компаний, одну из которых переименовали в Blaupunkt-Werke.

Дорогие штучки

Первый в Европе серийный автомобильный радиоприемник Blaupunkt Auto Super 5 (сокращенно AS 5) поступил в продажу в 1932 году. Сенсационную новинку показали тогда на международной радиовыставке в Берлине. Радиоприемник AS 5 весил около 12 кг, монтировался под приборной панелью и оснащался кабельным пультом дистанционного управления, устанавливаемым на рулевой колонке. Новинка имела ряд существенных отличий от обычного радио – в частности, огромные антенны на крыше автомобиля, защитный экран от помех системы зажигания и радиолампы повышенной надежности. Первенец, увы, не пользовался большим успехом – удалось продать всего около 400 приемников – по весьма банальной причине: он стоил целых 365 рейхс-марок (очень немалая сумма для тех лет) и потому попадал в разряд роскоши.

Фирме Blaupunkt-Werke досталась непростая роль первопроходца в области автомобильных радиосистем и потому ей пришлось столкнуться с целым рядом технических трудностей. Так, радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. Тогда-то и появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания Bosch успела продать несколько тысяч таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году.

Массовая радиофикация

В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо.

В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VW Beetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Потом новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году – с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя – первые приемники на транзисторах.

В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник – лучшее доказательство того, что радио стало по-настоящему доступным.

Радиоприемники продолжали совершенствоваться. В 1960 году специально для многочисленных немецких любителей автомобильных пикников была выпущена система Blaupunkt Westerland, которая легко вынималась из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник. В 1969 году компания представила первый в Европе автомобильный стереоприемник. Еще в 1965 году появился в продаже магнитофон – отныне водители и пассажиры могли слушать в машине любимые записи. Три года спустя выпустили первую магнитолу.

Пробки на дорогах

Развитие автомобильных аудиосистем в семидесятые годы отметилось появлением функции шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах. Расширились и возможности самого радио. В 1974 году компания Blaupunkt выпустила первый декодер дорожных сообщений ARI – устройство продавалось как дополнительное оборудование для автомагнитолы и обычно устанавливалось под ней. Эта система, работавшая на всей территории ФРГ, предупреждала водителей о пробках на дорогах, позволяя вовремя выбирать менее оживленные маршруты. Основной функцией декодера был прием дополнительного сигнала станций, передававших новости о ситуации на трассах.

В 1983 году Blaupunkt представила прототип первой автомобильной навигационной системы Elektronische Verkehrslotse fuer Autofahrer, или сокращенно EVA. Он позволял автомобилистам находить дорогу к месту назначения при помощи электронной карты: достаточно было ввести координаты отправной и конечной точек маршрута, и на протяжении всего пути звучный голос предупреждал водителя о необходимых поворотах. Датчики на колесах регистрировали пройденное расстояние и изменения направления движения, сравнивая путь автомобиля с правильным маршрутом. И даже если водитель нарушал рекомендации, система могла рассчитать альтернативный маршрут.

В 1985 году началось производство автомобильных CD-проигрывателей Blaupunkt, а через три года и автомагнитол, совмещающих радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции комфорта, в том числе RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, а также средства защиты от похищения – съемная передняя панель и карта доступа с кодом. В 90-е были созданы система Radiophone, объединившая в себе функции автомагнитолы и мобильного телефона, и новая технология цифрового радиоприема DAB, обеспечившая безупречное качество сигнала и позднее дополненная функцией записи цифровых радиопередач. В 2000 году автолюбителей порадовали появлением систем с проигрывателем мини-дисков, а в 2001 году – и с MP3-плеером. Но это уже не история, а самая настоящая современность.

Подпишитесь на «За рулем» в