Максимализм в миниатюре

МАКСИМАЛИЗМ В МИНИАТЮРЕ

КУЛЬТ ЛИЧНОСТЕЙ

«Мини» появился на свет не от хорошей жизни. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: суэцкий кризис 1956 года заставил британское правительство задуматься о создании автомобиля особо малого класса. Работу поручили Алеку Иссигонису, конструктору феноменально популярного «Морриса Минор». Работая над проектом, он не раз обсуждал его детали со своим старым другом Джоном Купером – известным конструктором спортивных автомобилей, в том числе болидов формулы 1. По мере того как идея претворялась в жизнь, Купер все больше убеждался, что эта кроха вполне может стать тем, что он так долго искал, – основой для спортивного автомобиля, способного на равных соперничать с «Лотос-Элит». Вскоре он отправил «Мини Купер» вместе со своим водителем Роем Салвадори в Монцу на итальянское Гран-при 1959 года. Впрочем, состязания начались с самого начала поездки, так как одновременно в Монцу выехал другой знаменитый гонщик Рэг Парнелл на «Астон-Мартине DB4». Первым прибыл к цели путешествия «Мини», на целый час опередивший соперника. Автомобиль Иссигониса и Купера выиграл европейский чемпионат по ралли, трижды кряду брал первые места в ралли «Монте-Карло». А вскоре приобрел и богемную славу: среди его владельцев были Пол Маккартни, Ринго Стар, Клинт Иствуд, Бриджит Бардо. Скрываясь от поклонников, Джон Леннон частенько выезжал на неприметной букашке, оставляя в гараже «Роллс-Ройс» и «Феррари».

ДВА КИТА

Джон Купер ушел из жизни в 2000 году, но все же успел поездить на обновленном «Мини» и оценил его очень высоко. Семейный бизнес перешел к его сыну Майклу. Спрос на тюнинг из знаменитого «гаража» John Cooper Works превзошел все ожидания: в 2003 году было продано более трех тысяч комплектов для модернизации «Мини». Особенно много заявок из США, Германии и Великобритании. Покупают киты и в России. Для моторного тюнинга их два – для серийных двигателей 116 и 163 л. с. Наибольшим спросом пользуется комплект для самого мощного «Купера S» с приводным нагнетателем.

Главное преимущество тюнинга от John Cooper Works – его официальный статус, примерно такой же, как у АМГ по отношению к «Мерседесу». Соответственно, не снижает доработка и надежность двигателя, ресурс его остается прежним. На тюнингованный автомобиль сохраняется заводская гарантия нынешнего хозяина «Мини» – компании БМВ. Устанавливают киты тоже на дилерских СТО. Что же входит в набор?

Основная задача доработки – улучшить наполнение и продувку цилиндров. Достигается это за счет новой головки цилиндров, объемного нагнетателя (компрессора типа «Рутс») повышенной производительности с измененным покрытием лопастей, а также двухрезонаторной выпускной системы. Кроме того, в комплект входит новый приводной ремень, все необходимые прокладки и шильдики JCW.

Диаметр шкива нового компрессора – 58 мм, на 7 мм меньше, чем у штатного. Соответственно поднялось и давление наддува – 1 бар против прежних 0,8, возросли мощность и крутящий момент, причем, как видно на графике, кривые почти не меняют свой характер, лишь смещаются вверх. Это достигается благодаря характеру наддува – с механическим нагнетателем у мотора нет выраженных провалов наподобие турбоямы: он «вывозит» уже с самых низов. Перепрограммируют и блок управления двигателем, учитывая изменившиеся фазы и расход воздуха. «Купер S» не требователен к октановому числу бензина – фирма допускает любой, от 91 до 98. Тюнингованному подавай «98-й», но приемлем и «95-й» – только показатели будут похуже.

Установка китов на автомобиль занимает от 5 до 9 часов (дольше всего – на «Купер S»). Но в любом случае забрать авто клиент сможет в тот же день – утомительных и дорогих настроек на стенде не понадобится. Правда, и сам комплект обойдется недешево: около 7000 евро вместе с работой, а это почти пятая часть цены нового автомобиля. Потребуется и обкатка: в течение 2000 км обороты двигателя не должны превышать 4500, а скорость – 150 км/ч. Гарантия – год без ограничения пробега, но в соответствии с российским законодательством претензии рассматриваются в течение двух лет.

Подвеску, рулевое управление и тормоза можно оставить прежними – «максималка» выросла незначительно, хотя и перевалила барьер 220 км/ч – пропуск в высшую касту. Впрочем, желающие превратить свой «Мини» в гоночный болид могут заказать все необходимое – от защиты бензобака и тормозных шлангов с оплеткой до комплекта доводки подвески «Бильштайн» и каркаса безопасности.

18 ЛОШАДЕЙ НА ЦЕНТНЕР

Чтобы разогнаться до первой сотни за паспортные 6,7 секунды, придется долго тренировать ноги: точно дозировать ход педалей сцепления и газа, чтобы не терять время на шлифовку шинами асфальта. Двигатель можно – и нужно! – крутить почти до отсечки, ведь пик мощности теперь без малого на 7000 об/мин, а шестиступенчатая коробка передач позволяет при переключениях не падать ниже 4000 – оборотов максимального момента.

Те, кто ездил на карте, наверняка найдут немало сходства в поведении двух самых миниатюрных автомобилей в своих классах – «формульного» и «кузовного». Такой же острый руль, стремительные отклики на педаль газа и отменная чувствительность на уровне самой важной для водителя точки – пятой.

БЮДЖЕТНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Помимо сравнительной дороговизны тюнингового комплекта JCW, есть у него и другая, скажем так, «недоработка». В случае выхода из строя какой-либо детали заказывать придется весь комплект в сборе, исключение только для системы выпуска. Такая политика связана в первую очередь с желанием фирмы застраховаться от «человеческого фактора»: установка узлов в сборе значительно снижает риск ошибки. Отказов, правда, пока не было, но, зная качество нашего бензина, невольно задумываешься о запчастях.

Интересную альтернативу предлагает шведская тюнинговая фирма BSR, «заряжающая», помимо «Мини», также «фольксвагены», СААБы и «вольво». За 2000 евро поменяют шкив компрессора на меньший и перепаяют микросхему в блоке управления двигателем. Максимальной мощности 204 л. с. удалось добиться, очевидно, лишь благодаря выдающимся показателям базового автомобиля – 183 л. с. В любом случае разница после доводки заметная: мощность возросла на 21 л. с., а момент – на 20 Н.м. Как и при тюнинге JCW, экология не страдает, а монтаж занимает несколько часов. Кормить «бээсеровца» нужно только «98-м» бензином.

Трудностей с диагностикой форсированного автомобиля не возникает, но вот заводских гарантий не ждите. Поэтому новый автомобиль стоит все же доверить «придворному» гаражу.

ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в