Губит мотор вода…

Губит мотор вода…

Топливная система в принципе должна быть герметична — откуда же в бензобаке берется вода? Путей ее проникновения несколько. Во-первых — обычный конденсат. Когда заливаем бензин, в бак попадает атмосферный воздух, имеющий свою влажность (особенно если на улице сыро). Во-вторых, какое-то количество воды попадает непосредственно с бензином. Вообще говоря, есть методика замера количества Н2О в бензовозе. Но зачастую — например, на загородных АЗС — этой процедурой пренебрегают: в танки льют все, что намешано в «бочке». Есть и третий путь: некоторые высокооктановые компоненты бензинов гигроскопичны, а потому сами тянут с собой атмосферную влагу, которая и осаждается потом в топливном баке. Мы уже не говорим о чистом криминале, когда водичка предназначена для сокрытия умышленной кражи топлива…

СМЕШАТЬ, НО НЕ ВЗБАЛТЫВАТЬ

Вода и бензин, между прочим, не смешиваются! Чтобы увидеть, как быстро происходит расслоение воды и бензина, мы поставили простейший опыт. В прозрачный химический стакан налили 100 мл воды, потом дополнили его литром бензина, после чего взболтали. Однако вода моментально снова оказалась там, где была сначала — внизу стакана. Так и в бензобаке — бензин сверху, вода снизу. Причем даже когда машина скачет по ухабам, смешения воды и бензина не происходит: уж больно разные у них плотности.

Смешивать воду с бензином без «посредников» бесполезно: вода моментально ложится на дно!
Смешивать воду с бензином без «посредников» бесполезно: вода моментально ложится на дно!

Когда ввели влагопоглотитель и взболтали, то вода «уходит» в объем бензина. При этом он немного мутнеет.
Когда ввели влагопоглотитель и взболтали, то вода «уходит» в объем бензина. При этом он немного мутнеет.

Как же убрать воду? Решение «в лоб» известно — снять бензобак и вылить оттуда всю воду, а заодно и грязь, которая копилась в нем годами. Понятно, что дело хлопотное — здесь-то обычно и появляются «товары для ленивых». Ведь чего проще — до заправки плеснуть в бак жидкость из бутылочки, которая должна сама поднять и вывести из бака всю накопленную воду?

Спустя некоторое время прозрачный осадок начал снова образовываться в стакане. Но тут уже не вода, а какая-то эмульсия…
Спустя некоторое время прозрачный осадок начал снова образовываться в стакане. Но тут уже не вода, а какая-то эмульсия…

Магазины предложили нам пять различных вариантов «удалителей воды из бензобака». Судя по описаниям, «цеплять» воду должны разные спирты… Кроме них, там намешано что-то еще: оно и моет, и смазывает, и даже на октановое число благотворно влияет. Ладно, пусть это останется на совести производителей. Нас интересует только основная функция — способность убирать воду из бака.

ВИДИМОЕ ИЗ НЕВИДИМОГО

Реальный бензобак для таких экспериментов не годится: он непрозрачный. Кто его знает, что там происходит? Поэтому вместо бака возьмем стеклянную емкость с мерными рисками — химический стакан и посмотрим, как работают препараты. Первый вопрос очевиден: сколько потребуется «удалителя» для того, чтобы какое-то время удержать заданное количество воды в бензине? Ведь судя по описанию препаратов, они связывают воду, «поднимая» ее со дна для того, чтобы вместе с топливом отправить в камеру сгорания и оттуда — в выпускную трубу.

Заливаем в нашу емкость 500 мл бензина и 10 мл воды. Естественно, они сразу расслоились: желтенький бензин — сверху, прозрачненькая вода — снизу. Теперь постепенно, дозами по 5 мг, начинаем добавлять препарат, каждый раз взбалтывая «коктейль». И смотрим, появится ли снова внизу слой воды? Начальная контрольная отсечка — через 20 секунд: предположим, что при непрерывном взбалтывании содержимого бензобака во время движения автомобиля этого времени хватит, чтобы связанная вода смогла с бензином покинуть бензобак.

Лидером здесь выступили составы 3TON и Expert — для устойчивого результата их потребовалось примерно по 60 мл на заданное количество бензина. А вот препарата STP для создания сравнительно устойчивой смеси потребовалось уже 140 мл — чуть ли не полбутылки! Посмотрели на рекомендуемые концентрации — почти все бутылки рассчитаны на 40–50 л топлива! Как же так? Дело, видимо, в том, что «удалители» рассчитаны все-таки не на бензин, а на воду. А кто знает, сколько ее в баке? Да и заливать их предлагают в большинстве своем не после, а перед заправкой!

Но, конечно же, 20 секунд — это несерьезно, поэтому в следующем эксперименте пробы оставили на сутки… Здесь-то и выяснилось, что только состав BBF удержал практически всю воду в объеме бензина! А остальные снова «высадили» ее на донышко — правда, в разном количестве. «Рекордсмен» первого теста — состав Expert — всю воду отправил обратно, составы 3TON и STP — только ее половину. Впрочем, при первом же взбалтывании вся вода снова ушла в бензин.

ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?

Все препараты показали свою способность, худо-бедно, «сушить» топливный бак. Это, конечно, плюс. Кроме того, стало ясно, что одним флаконом любого, даже самого эффективного состава много воды из бака не поднимешь — так, 30–40 мл по максимуму. Вывод самый обычный для всей автохимии: не запускать болезнь, накапливая в баке воду стаканами! «Удалители» работают скорее как профилактические средства. Поэтому целесообразно использовать их регулярно, причем наиболее интенсивно — именно в сырые времена года, особенно осенью, перед морозами.

А если забабахать в бак флаконов пять — сразу все и прочистится? Вот этого делать не стоит: ведь в основе всех «удалителей» лежат спирты! Они коррозионноактивны, да и мотору от такой концентрации спирта, перемешанного с водой и бензином, хорошо не станет. Все, как у людей — умеренность нужна во всем!

5-е место

Вытеснитель воды и очиститель топливной системы STP

Страна-производитель Великобритания

Объем 946 мл

Рассчитанна 40–80 л топлива

Ориентировочная цена 85 руб.

Самый дорогой препарат — наверное, потому, что импортный! Согласно аннотации, не содержит спиртов, но как при этом работает — не поясняется. Эффективность удаления влаги самая низкая: один флакон поднимает всего 15–20 мл воды. Впрочем, при регулярном использовании мотору должно полегчать — ведь заявлены моющие свойства!

+ Отсутствие в составе спиртов сулит безопасность для мотора даже при передозировке.

— Высокая цена, низкая эффективность удаления влаги.

4-е место

Вытеснитель влаги и очиститель 3TON

Страна-производитель Россия, ООО «Дельфин-Кемикалс»

Объем 354 мл

Рассчитанна 45–80 л топлива

Ориентировочная цена 45 руб.

Еще один пример «универсала», который должен и сушить, и мыть. И снова — эффективность удаления влаги ниже, чем у специализированных препаратов. Один флакон поднимает всего 23–26 мл воды, зато неплохо удерживает поднятое. Вот только состав на бутылке уж больно расплывчатый — «дистиллят нефти и раствор углеводородов ароматического ряда». Есть что скрывать?

+ Универсальность препарата, невысокая цена, неплохая способность к удержанию воды в объеме бензина.

— Невысокая эффективность вытеснения воды.

3-е место

Удалитель влаги из бензобака RunWay

Страна-производитель Россия, ЗАО «Авиастрой-СПб»

Объем 300 мл

Рассчитанна 50–60 л топлива

Ориентировочная цена 35 руб.

Препарат обещает и удаление воды, и снижение детонации, и уменьшение коррозии. И, как всегда, четко иллюстрирует принцип — «универсальное хуже специализированного». Воды способен поднять меньше других «узконаправленных» препаратов — 28–32 мг на один флакон. Да и держит поднятую воду неважно.

+ Низкая цена.

— Неважно удерживает влагу в объеме бензина.

2-е место

Удалитель влаги для бензиновых двигателей Expert

Страна-производитель Россия, ООО «Русхольтс»

Объем 250 мл

Рассчитанна 40–60 л топлива

Ориентировочная цена 45 руб.

Недорогой препарат, при этом насколько эффективно поднимает воду, настолько неважно удерживает ее в объеме бензина. Иными словами, работоспособен только при движении автомобиля, когда бензин в баке взбалтывается. Один флакон способен поднять 40–45 мл воды. Препарат сугубо специализированный — ничего, кроме осушения бака, и не обещает…

+ Высокая эффективность удаления влаги, доступная цена.

— Не способен к длительному удержанию воды в объеме бензина.

1-е место

Удалитель влаги (топливная присадка для бензина) BBF

Страна-производитель Россия, ЗАО «Химпромпроект»

Объем 325 мл

Рассчитанна 40–60 л топлива

Ориентировочная цена 55 руб.

Препарат специализированный, и это видно — мало того, что эффективно поднимает воду со дна бака, так еще и хорошо ее держит в объеме. Причем за вполне доступную цену.

+ Хорошая эффективность вытеснения и удержания влаги.

— «Узкая» специализация препарата.

ВОДА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ

Чем опасна вода в бензобаке? Когда ее количество «зашкаливает» за определенный уровень, она вместе (или — вместо) с бензином начинает поступать в цилиндры и, естественно, приводит к перебоям в работе мотора — вода-то не горит! Но самое опасное — скопление воды в топливной системе при отрицательных температурах за бортом. Попадая в топливопроводы и другие «узости» системы питания, вода образует ледяные пробки, намертво запирающие бензину путь от бака к двигателю. Оживить мотор можно, только отогрев его в теплом боксе.

А чем может быть полезна вода? Современные технологии эксплуатации двигателей предусматривают возможность добавления Н2О для снижения токсичности отработавших газов и повышения топливной экономичности моторов, в первую очередь — дизельных. Давно ведутся работы по использованию в качестве топлива для двигателей водотопливных эмульсий. Вода, подаваемая в цилиндры двигателя вместе с топливом, вызывает снижение температуры сгорания. При определенном, оптимальном соотношении воды и топлива это не приводит к потере эффективности сгорания, более того — может дать некоторую экономию расхода горючего. А вот выход оксидов азота — пожалуй, самой опасной токсической компоненты отработавших газов — резко снижается.

Но проблемы остаются: как перемешать топливо и воду и удержать эмульсию от расслоения? Как такая эмульсия поведет себя при отрицательных температурах? Как сохранить смазывающую способность топлива, резко падающую при введении в него воды? Как предохранить топливную аппаратуру от коррозии? Работы в этом направлении ведутся.

И еще… В конце прошлого века, когда исследовалась возможность конвертации обычного поршневого двигателя для работы на водороде, ввод водяного пара в цилиндры рассматривали как эффективный способ снижения жесткости сгорания, неизбежно резко возрастающей при переходе с бензина на водород. Скорость сгорания водорода многократно выше, чем бензовоздушной смеси, а потому у мотора, в прямом смысле слова, «сносило голову» и «садились» подшипники. И только примесь пара позволяла мотору работать без изменения его конструкции.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии