Европа покоряется богатым

ЕВРОПА ПОКОРЯЕТСЯ БОГАТЫМ

СПОРТ

ЕВРОПА ПОКОРЯЕТСЯ БОГАТЫМ

Эти две профессиональные раллийные команды родились почти одновременно — на исходе 1994 года. Но возможности их были неодинаковы, поэтому и задачи на сезон-95 они поставили себе разные: «Александров-ралли» — выиграть чемпионат России, а «Газпром ралли тим» — покорить Европу.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Обе команды вполне преуспели в своих устремлениях. Александр Потапов и его бессменный штурман Сафоний Лотко, вроде бы даже не особо напрягаясь, получили по золотой медали. Машины, равной по характеристикам их " Субару Легаси", подготовленной английской фирмой "Продрайв", в нашей стране просто не нашлось. В основе этого успеха команды "Александров-ралли" лежит давняя дружба Потапова, снискавшего известность еще по выступлениям за АЗЛК, с бизнесменом Александром Александровым — когда-то они сидели за одной школьной партой. (Наверное, не один наш раллист позавидовал: "Эх, мне бы такого однокашника!")

Но, пожалуй, еще больше повезло бывшему спортсмену-борцу Евгению Васину. Председатель правления РАО «Газпром» Рэм Вяхирев уже давно испытывал теплые чувства к автоспорту и в один прекрасный день пришел к мысли о создании фирменной команды. Ее руководителем назначили Вячеслава Максимова, а тот был хорошо знаком с Васиным — вместе занимались гонками в московском СТК «Аэрофлот». Получив два 225-сильных «Опеля-Астра-GSi», подготовленных для грунтовых и асфальтовых дорог опять-таки в Англии, фирмой «Мотор Спорт Дивелопмент» (MSD), Евгений в компании с Алексеем Щукиным отправились в круиз по самым серьезным этапам раллийного чемпионата Европы.

Итогом сезона-95 стало первое место газпромовцев в формуле 2 — классе машин с приводом на одну ось и двигателем объемом не более 2 л. Таким образом, Васин и Щукин стали первыми в истории европейского ралли россиянами-обладателями кубка континента. Это действительно был триумф, который, однако, только подчеркнул отставание отечественной спортивной техники.

«Газпром ралли тим» перевернула представления европейцев о российских раллистах. Но и те, в свою очередь, окончательно убедились в том, что «на Европе» без годового бюджета, грубо говоря, в миллион долларов сегодня делать нечего. Разве что получать удовольствие от тамошних дорог, организации соревнований и жизни вообще. В том сезоне в газпромовской команде было 20 человек — всех надо, как говорится, обуть, одеть, накормить и спать уложить. Семь выездов в год по две недели каждый, не говоря уже о том, что базовый контракт с MSD потянул на 620 тысяч «зеленых». На эти деньги среднестатистическая европейская семья может купить два дома, три машины, содержать четырех сенбернаров и пять лет жить в роскоши. Ради чего «Газпром» пошел на такие траты? Ради славы? Вряд ли — наш метан в рекламе не нуждается. Цели были иные, и наверняка патриотизм оказался не на последних позициях.

Сезон 1996 года «Газпром» решил уже посвятить, ни много ни мало, Кубку мира в формуле 2, минуя предшествующую ему стадию первенства Европы в абсолютном зачете. С теми же машинами и гонщиками. «Александров-ралли», существующая в основном на деньги своего основателя, планировала повторно занять отечественный раллийный Олимп.

РАЗМАХ — НА РУБЛЬ, А УДАР...

Нет, нельзя сказать, что удар получился на копейку. Девятое место Евгения Васина в ралли «Монте-Карло» — это рубль, да еще с процентами. Даже если учесть, что престижнейшее до последнего времени в табели о рангах ралли по воле ФИА оказалось этапом «всего лишь» двухлитрового Кубка мира и собрало далеко не всех суперзвезд. Тем не менее, несколько 300-сильных полноприводных машин и целое семейство кит-каров вышли на старт. Плеяда громких имен — Франсуа Делекур, Армин Шварц, — ничего удивительного, что в итоговом протоколе фамилия Vasin оказалась на девятом месте.

Вроде бы снова успех, но потом было ралли Португалии — своего рода ушат холодной воды на разгоряченные головы. Для россиян эта тяжелейшая грунтовая гонка закончилась досрочно — после 18 СУ отказал мотор. Поразмыслив, руководство команды решило вернуться на трассы Европы. Весь мир был пока не по зубам, да и успехи достаются только «Опелю» как производителю машины, поскольку в формуле 2 личного зачета попросту нет.

Случилось так, что вскоре Васин и Щукин покинули команду, «Газпром ралли тим» ищет новый экипаж.

А тем временем Александр Потапов совершал беспроигрышное турне по этапам чемпионата России. Четыре победы — титул в кармане. Остаток сезона «Александров-ралли» посвятила зарубежным выступлениям.

Забегая вперед, скажем: ни на одной европейской гонке россияне не встретили слабого состава участников. Как правило, вся местная элита, усиленная иностранными фаворитами, приезжающими за конкретными результатами-очками.

Интересы же двух наших команд в сезоне-96 не пересекались. Всем понятно, что полноприводная «Субару» по всем статьям превосходит «Опель» формулы 2, но все-таки одолевало любопытство: а что если на старте какого-нибудь ралли окажутся экипажи обеих команд? И такое случилось в начале сентября на английском острове Мэн, где проходило ралли «Мэнкс». Сразу скажем — сенсации не произошло, хотя за рулем газпромовского «Опеля» к тому времени сидел не кто иной, а сам Сергей Алясов, которого многие, и не без оснований, считают лучшим раллистом России. Место штурмана занял Виктор Тимковский. Перед этим тольяттинцы опробовали совершенно незнакомый им автомобиль — в ралли «Виньо ду Мадейра» в Португалии, немецком «Дойчланд» и греческом «Эльпа», причем в последнем могли быть третьими или четвертыми, но подвел мотор — оборвался клапан.

Если «Газпром ралли тим» по ходу сезона поменяла гонщиков, то «Александров-ралли» — машину. Взамен «Легаси» Потапов и Лотко получили еще более мощную, подготовленную на заводе " Субару Импреза—555" с "бешеным" темпераментом, которую надо осваивать и осваивать. Потапову удалось занять пятое место — достойный для начала результат, хотя машина способна на большее. Алясов же финишировал седьмым, но это его не огорчило — он получил необходимые ему зачетные очки в европейском кубке по ралли, где он уже успел обозначить свое присутствие. Более того, даже устремился в погоню за лидерами европейского кубка. Задачу перед ним поставили архисложную — за три с небольшим месяца стартовать в семи гонках. Такой режим просто невероятен по европейским меркам ("норма" — 10–12 гонок за весь сезон), а уж нашим гонщикам и во сне не снился. Выиграл же "Мэнкс" немец Армин Шварц на "Тойоте-Селика", которая в конце концов и привела его к победе в чемпионате Европы.

После этого у Алясова были еще три выступления. «Ралли Кипра» с высшим коэффициентом 20 российский спортсмен завершил на сенсационном втором месте, набрав кучу зачетных очков. А в последних числах октября был только четырнадцатым во французском ралли «Азюр-Антиб» — последней гонке сезона с коэффициентом 20. Газпромовцы были рады уже тому, что машина вообще добралась до финиша: на втором СУ скала разворотила всю заднюю подвеску «Опеля», и на ремонт ушло примерно десять минут. Еще одна неприятность поджидала нашу команду неделю спустя в Сан-Марино. Алясов и Тимковский ехали третьими в зачете формулы 2, но за два СУ до финиша отказал мотор. По какой причине? Опять обрыв клапана. Механики команды только пожимали плечами: в трех гонках из десяти у новых моторов от MSD проявлялся один и тот же дефект. Обидно.

Тем не менее, тольяттинский дуэт стал третьим призером Кубка Европы. А если бы не сходы из-за злополучного клапана?! Впрочем, в автоспорте, как и в других состязаниях, за «если бы» зачетных очков не дают.

Для команды «Александров-ралли» последним стартом минувшего сезона было выступление в Бельгии — девятое место на финише ралли «Кондрос».

И СНОВА В БОЙ

У нас уже бывало, когда, казалось, на самом пороге большого успеха профессиональные гоночные коллективы прекращали свое существование. Вспомним, как два года назад канула в Лету уфимская «Новойл», только-только заявившая о себе в полный голос в европейском чемпионате по ралли-кроссу. Хочется верить, что «Газпрому» и г-ну Александрову удастся избежать этого и они смогут штурмовать раллийные вершины еще многие-многие годы. Сегодня, во всяком случае, никаких симптомов увядания у этих команд не проявляется. Напротив. В 1997 году «Газпром ралли тим» намерена сделать Сергея Алясова чемпионом (да-да, именно чемпионом, а не обладателем кубка!) Европы. Для этого закуплены четыре современнейшие машины " Форд Эскорт—RS-Косворт" — две боевые, на которых недавно выступал двукратный чемпион мира Карлос Сайнс, и две тренировочные. Мечтал ли Алясов о таком каких-нибудь пять лет назад?!

Да, веселенький должен получиться уже начавшийся чемпионат Европы для нас, россиян. Потому что одним из главных соперников Сергея будет... Александр Потапов. «Александров-ралли» лелеет точно такие же планы, что и «Газпром». Нам же остается пожелать обеим командам удачи. Хотя уже сейчас понятно, что при всей безграничности поля боя им придется толкаться локтями. Титул-то один.

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Фото Андрея Клещева

и «Газпром ралли тим»

Справка. Чемпионат Европы по ралли — ежегодная серия соревнований под эгидой Международной автомобильной федерации (ФИА). Состоит более чем из 50 этапов, многие из которых совпадают по срокам проведения. Каждый этап имеет свой коэффициент — 2, 5, 10 или 20, в зависимости от степени сложности трассы и уровня организации соревнований. Заработанные экипажами очки умножаются на эту величину. Победитель в абсолютном зачете получает титул чемпиона Европы, победитель в зачете формулы 2 — звание обладателя кубка. Каких-либо иных зачетов, в том числе командных, здесь нет.

Справка. Чемпионат мира по ралли — ежегодная серия соревнований ФИА, где определяются чемпионы мира в личном зачете (гонщик и штурман) и зачете производителей автомобилей. Выступать в нем можно на любой серийной машине, но в последние годы безоговорочными лидерами чемпионатов были заводские команды «Тойоты», «Форда», «Субару» и «Мицубиси», располагающие полноприводными турбонаддувными моделями (мощность их моторов — около 300 л.с.). С 1993 года ФИА разыгрывает еще и Кубок мира в зачете производителей 2-литровых машин с приводом на одну ось — уже знакомая нам формула 2 (эти машины называют кит-карами). Наибольшую заинтересованность

в кубке проявили СЕАТ, «Шкода», «Рено» и «Пежо», создавшие заводские команды.

Один из скоростных участков кипрского ралли Сергею Алясову и Виктору Тимковскому пришлось преодолеть с открывшейся дверью багажника, глотая пыль из-под собственных колес.

" Субару Импреза" Александра Потапова на трассе бельгийского ралли "Кондрос".

Сергей Алясов (справа) и Виктор Тимковский.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые