Барабанная дробь

БАРАБАННАЯ ДРОБЬ

АКТУАЛЬНО

/ТРИЛЛЕР

БАРАБАННАЯ ДРОБЬ

АВТОМОБИЛЬ -

ИСТОЧНИК

ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.

ДАЖЕ ЕСЛИ ОН

СДЕЛАН В СТАРОЙ ДОБРОЙ АНГЛИИ

ТЕКСТ, ФОТО / АРКАДИЙ КОЗЛОВ

Резкий звонок телефона поднял Михаила в первом часу ночи:

- Миша, бери машину и срочно ко мне, - голос шефа был неестественно спокоен и тих, отчего по спине прошел озноб.

Через пятнадцать минут свет фар выхватил "Лендровер", а перед ним - хозяина. Он стоял, широко расставив ноги и раскинув руки. В распахнутую дверь "Дискавери" просматривался растерзанный салон: лохмотья разноцветных проводов, развороченная консоль, с мясом выдранное сиденье. В глаза бросилась рваная пробоина на потолке. Вот тебе раз! Подорвали, что ли?

Дальше - милиция, "скорая", буксировка "Лендровера" в гараж... Картина случившегося начала проясняться к полудню.

Доктор рассказал, что пострадавший отделался легко - его ударило не летящими осколками, а лопнувшей от них консолью. "А потому, - продолжал голос в трубке, - кости целы, нервы не разорваны и нет кровотечений. Однако - обширные гематомы. Травма чревата потерей подвижности правой руки, если не хуже. Госпитализация дней на пятнадцать - двадцать плюс лечение - еще месяц-полтора, не меньше!" Сам шеф просил за него не волноваться и заняться в первую очередь машиной.

Милиционеры твердо заявили: взрыва не было. Никаких следов взрывчатки, воздействия высокой температуры, разрушений ударной волной. "У вас, ребята, какая-то железка разлетелась! Да, именно с такой силой. Ищите..."

Вскоре позвонил слесарь из гаража: "Тут такое дело... Тормозной барабан рассыпался, который от ручника. Колодки целехоньки, шпильки на месте, гайки - тоже, а барабан - в клочья. Несколько осколков аж раму пробили - это миллиметров пять, не меньше. С какой же скоростью надо было ударить? Консоль вырвало вместе с перчаточным ящиком, сиденье пассажира сорвало (хоть там не было никого). Трубу глушителя - насквозь. Пробило дверь, порог, осколками посекло обшивку потолка с козырьками. А пол - тот вообще как решето!"

И все-таки не вражеские это происки, а обыкновенная поломка. Банальный брак. Звонки дилерам ничего не дали. Любезные менеджеры мигом скучнели, уяснив, что речь идет не о покупке, а о браке. "И вообще, - добавлял каждый из них, - покупали вы у БМВ, а сейчас "Лендровер" под крылом у "Форда", вот к нему и обращайтесь". У "Форда" отвечают: "Мы вам ничего не продавали, разбирайтесь со своим БМВ".

Что же им предъявить, как заставить признать брак? Михаил повертел в руках обломок барабана: по виду чугун... Что же его так разорвало? Может быть, внутренние напряжения? Вряд ли, чугун - ненапряженный материал. Усталость металла? Тоже нет - машине только два года и пробег всего 20 тысяч. Перегрел? Вряд ли. Шеф ручником почти не пользовался. Разлетелся от большой скорости? На том пятачке больше 15 км/ч не разогнаться. Наехал на что-нибудь ночью (лом, рессору) и барабан заклинило? Тоже отпадает - ни в машине, ни на площадке ничего постороннего. Может, шеф ручник дернул на ходу? Ну и что. Должен притормозить, и все. Заклинить колодки не могут: конструкция не позволяет. Накладки без царапинки, девственные. Выходит, литье недоброкачественное? Отдам-ка барабан в лабораторию.

Спустя десять дней на столе лежало заключение с весомой "шапкой" - "Нижегородский центр технической диагностики, экспертизы и сертификации", с печатью и подписью директора. Солидно: химанализ, мехиспытания, металлография. Так: "Обнаружены макротрещины, развивающиеся параллельно внешней поверхности тонкой части барабана, что нехарактерно для хрупкого разрушения чугунов....Структура материала - серый чугун с перлитовой основой...с пластинчатой формой графита. Соответствует марке СЧ-18 ГОСТ 1412...механические характеристики соответствуют... нормам для умеренно нагруженных тормозных барабанов". И дальше: "...деталь содержит избыточное количество графита пластинчатой формы, в значительной степени ослабляющей материал,...в структуре... большое содержание твердой непластичной составляющей, что свидетельствует о прохождении отливкой упрочняющей термообработки. Этим объясняются и довольно высокие мехсвойства (твердость и прочность) при низкой пластичности". Ага! Значит, они взяли дешевый чугун из экономии и просто упрочнили его? Ну-ка, что там дальше пишут? "Для изготовления тормозных барабанов обычно используют чугун более высокого класса прочности марок СЧ-20, СЧ-25 с получением требуемого комплекса механических свойств непосредственно после литья". Точно! Так и есть. А вот и заключение: "Причиной разрушения... явилась полученная хрупкость чугуна, вызванная избыточным количеством пластинчатого графита и упрочненной металлической основой".

Скорее всего, барабан лопнул по старой трещине и начал расползаться на ходу, покуда крупная его часть не натолкнулась на препятствие, скажем, на лонжерон рамы, и не заклинила барабан вместе с карданом. Вся инерция катившейся двухтонной машины сконцентрировалась на куске металла, мгновенно застопорившего движение. Чудовищное напряжение не просто сломало барабан, а заставило его вспучиться на миг, чугун не выдержал и разлетелся сотней осколков, как граната. Теперь есть чем отчитаться перед шефом.

К тому времени удалось найти представителя "Лендровера" в Москве. Зам. директора сам назначил дату и время встречи, пообещал все решить и попросил привезти осколки. Девятнадцатого апреля в назначенный час Михаил вошел в офис "Лендровера", но начальства на месте не оказалось! Зато была помощница директора. Она произносила ничего не значащие фразы, ввертывая по делу и без дела "Ю Кей". В итоге железки малой скоростью отправились в Великобританию, а Михаил - в Нижний Новгород, ждать решения англичан. Интересно, что они предложат: отремонтировать "Дискавери", заменить на новый или... ограничатся барабаном на замену?

В заключение - краткие сведения о герое нашего триллера: "Лендровер-Дискавери" - VIN SALL YGMM4WA.

Барабан стояночного тормоза

"рванул" словно граната!

Колодки перед этим не клинило - они целы...

...и никаких

посторонних

железок, типа ломика, в кардан не попало...

...только кузов

пробит осколками...

...да глушитель оторвало.

А вот

и останки

взрывоопасного барабана.

Подпишитесь на «За рулем» в