Платоническая любовь: во что выльются поборы с дальнобойщиков

С конца прошлого года в России заработала система платного проезда тяжелых грузовиков по федеральным трассам, породившая волну массовых протестов дальнобойщиков. Кирилл Милешкин разбирался во всех хитросплетениях нового дорожного побора.

Truck drivers protest against Platon ETC system in Primorye Territory

Truck drivers protest against Platon ETC system in Primorye Territory

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.

Платон

О том, что представляет собой система взимания платы «Платон», мы уже писали ранее. Напомним в двух словах: отныне собственники грузовиков полной массой более 12 тонн должны в счет компенсации ущерба дороге оплачивать каждый километр, пройденный по федеральным трассам (кроме платных). Причем сбор взимается вне зависимости от того, загруженной или пустой едет фура.

Казалось бы, полезное нововведение, учитывая состояние российских дорог. Да и Запад, на который так любят кивать законотворцы, давно применяет аналогичную систему. Почему же тогда в стране оказалось столько недовольных дальнобойщиков?

Поплачем о своем

Начнем с того, что момент выбран неудачный. Страна живет с обвалившейся национальной валютой, непрекращающимся ростом цен и падением реальных доходов населения. И тут — новый оброк. Конечно, доходы казны падают, резервный фонд тает — как тут не придумать дополнительный сбор? Автомобилистов-любителей можно обирать только до определенного предела, иначе кто-то продаст машину, кто-то пересядет на общественный транспорт — и денежный поток ослабеет. А для дальнобойщиков машина — это дом, работа и источник дохода одновременно. Деваться им некуда, а значит будут платить исправно.

Изначально предполагалось собирать по 3,73 рубля за километр пробега. Однако уже первая волна протестов дальнобойщиков заставила пересмотреть тариф. Буквально накануне запуска «Платона» правительство утвердило другой расклад: 1,53 рубля до 29 февраля 2016 года (при подготовке материала рассматривали предложение продлить срок до конца октября), а потом увеличить до 3,06 рубля (пока ориентировочно до 31 декабря 2018-го). Чем же была обоснована изначальная ставка, если ее в одночасье уменьшили почти в два с половиной раза на ближайшие месяцы и более чем на 20% — на последующие три года? Выходит, и таких, ужатых сборов будет достаточно для содержания дорог? Не говоря о том, что и в прошлые годы, до введения «Платона», Росавтодор обещал привести все российские трассы в надлежащее состояние к 2018 году.

Truck drivers protest in Belgorod, Russia

Truck drivers protest in Belgorod, Russia

А может, это хитрый ход? Когда через три года люди спросят, почему асфальт в стране по-прежнему драный, будет проще оправдываться — мол, вы сами требовали снизить тариф, вот собранных денег и не хватило.

Да и за что платить?! За однополосные дороги без освещения и нормально оборудованных мест отдыха? По данным на 2014 год, протяженность скоростных автомагистралей в России была менее тысячи километров — на порядки меньше, чем в развитых странах! К примеру, сеть автобанов в Германии еще до Второй мировой войны составляла несколько тысяч километров, а в Китае общая протяженность скоростных трасс на сегодняшний день перевалила за 110 тысяч километров.

О внешнем виде и уровне сервиса придорожных стоянок для фур вообще лучше промолчать. Приличные можно пересчитать по пальцам даже в Московской области, где огромное количество грузовиков вынуждено пережидать дневной запрет на движение по МКАД.

Еще один нюанс: трассу мало отремонтировать, ее еще требуется содержать в нормальном состоянии. Многие наверняка отлично помнят глухой затор на несколько дней на трассе М-10 между двумя столицами, вызванный «неожиданным» снегопадом и последующей неспособностью служб оперативно ликвидировать его последствия и наладить движение. Заложены ли в систему «Платон» эти траты?

Основной аргумент Росавтодора при введении платы подкреплялся любопытной статистикой. Дескать, один большегруз портит дорожное полотно в 20–50 тысяч раз сильнее, чем легковушка. Интересно, почему тогда на новом асфальте на столичном Третьем транспортном кольце или в левых рядах МКАД, где грузовики вообще не ездят, уже в первый год возникает колейность? И это в Москве, где асфальт — высшего качества. Быть может, причина того, что трассы разбиты, вовсе не в фурах или не только в них?

Работа «Платона» началась со скандала. Сама идея запустить подобный комплекс без тестового периода выглядит утопичной. Трудности возникли еще в ноябре, непосредственно перед стартом, когда обнаружился дефицит бортовых устройств для дистанционного контроля движения. Его пообещали ликвидировать к весне 2016 года. Тем, кому не хватило приборов, предлагается задавать маршруты вручную. Частники и небольшие фирмы это переживут, а как быть компании с десятками машин на линии? Впору открывать вакансии операторов для работы с «Платоном».

В первые же сутки сайт системы «повис», со счетов перевозчиков необоснованно списывались средства, служба поддержки в таких условиях оказалась недоступной из-за вала звонков. Представители «Платона» объяснили всё атакой неизвестных хакеров, но ни словом не обмолвились о возможной приостановке поборов.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (23)

Самые новые

Авторы, ну хоть капельку совести иметь надо. В европе знают, что платят за  дороги. У нас половина оседает в платоне. А другую разворуют при ремонте. Я даже говорить не буду о российских зарплатах.

Ответить#
+1

Сравнить уровни жизни в Германии и в России . Дороги я не беру в расчет . Нашим до немецких , как до Луны пешком . В Белоруссии жизнь тоже не фонтан , но там отношение к человеку другое . А у нас как к быдлу . Нас никто не спрашивает , а ставят перед фактом . они , то есть правительство не хочет работать мозгами для пополнения бюджета , а перекладывает все на плечи населения , и работающих в сфере перевозок . Теперь задумали повысить акциз на бензин на 2 рубля , на дизтопливо на 1 рубль , а соответственно вырастет цена горючего, и дальше принцип домино . Доколе ? Терпение народа не резиновое , Может лопнуть .

Ответить#
+2

АВТОР ты прокатись по Европейским дорогам и по нашим!!! я в Германии чайник на ходу ставлю и пью без проблем а в России бы кружку пол дня искал по кабине!!!

Ответить#
+2

Платон создали чтобы навести порядок в серых схемах нечистых на руку дальнобойщиков, а не чтобы выжимать последние соки из трудового народа.

Ответить#
-5

Когда-то тех кто народ обманывал, на воротах вешали. Не надо вводить людей в заблуждение, все видят эту ложь.

Ответить#
+2

Не тот подход приняло правительство денег можно тратить на дороги миллиардами и толку не будет, всегда будут говорить, что шипы и грузовики разбивают дороги. Хотя если разобраться то от грузовиков остается продавливаемый асфальт (наверно что-то тяжелое везут) а от шипов дырки (наверно стоят и буксуют пока не образуется дыра). На самом деле все проще можно сделать нужно заключать договор с теми организациями кто будет согласен уложить асфальт на следующих условиях: Гарантийный срок службы асфальта должен составлять минимум 30лет без ремонта, (а не каждый год его укладывать), если асфальт все таки разбился ремонт за счет организации либо штраф на двойную стоимость на все протяжении дороги. 2 Если компания задумает постелить асфальт и обанкротиться, посадить от 15 лет следующих лиц: учредителей, ген директора, гл. бухгалтера и гл инженера. И только после этого хватит времени устелить всю Россию, а сейчас каждый год меняют и через пол года его нет. некому неинтересно чтобы он был качественный.

Ответить#
+2

Колея на дорогах накатывается летом, когда асфальт мягкий, а на шипах никто не ездит — происходит это из-за того, что легковушки на большой скорости развивают большую прижимную силу, а в виду того, что шины у них узкие и асфальт мягкий — накатывается колея.
Фуры хоть и обладают большей массой, имеют очень широкое пятно контакта с дорогой и потому этот эффект менее ощутим.
Шипы уже в —15 не в состоянии «прокусить» лед, чего уж говорить об асфальте.
Трещины на дорожном покрытии появляются в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, когда гуляет грунт.

Конечно и шипы, и большие скорости, и фуры постепенно стирают дорожное полотно — но это естественный процесс, который изначально должен быть включен в «закладываемую прочность» дорожного полотна.

Фуры едут в правых рядах, шипы едут во всех рядах, а колея быстрее всего накатывается в левых, где скорости выше — это наглядно подтверждает что именно высокие скорости, а не шипованные шины или фуры портят дорогу в большей степени, и это не удивительно, ведь технология постройки дорог не менялась в нашей стране уже более 40 лет, а тогда «закладываемая прочность» не была рассчитана на такие индексы скорости.

И крахоборы не собираются менять эту систему, ведь это средство для отмывания денег

Ответить#
0

Платон поддерживаю. Но увеличивать тарифы надо обязательно. К небольшому подорожанию быстро привыкнем и забудем, а вот то, что дороги будут на много раз лучше, это факт, и который очень не выгоден либерассам!
Впервые исторически в России, планируются такие гигантские вложения в наши дороги! Браво!!!

Ответить#
-3

Средняя зарплата Бюргера 1300 €, Россиянина 350 € (по курсу ~87). Ну о чем тут говорить дальше, какие нахер европы! Инквизиции на Вас нет за такую пропаганду!

Ответить#
+1

Очередное средство отъема денег. В статье забыли сказать, что из бюджета будут выплачены миллиарды рублей на развитие «платона», а деньги, которые налогоплательщики исправно платили, были потрачены на офисы и бонусы для руководства дорожного фонда в регионах. Точно такая же история с фондами капитального ремонта многоквартирных домов, с пенсионным фондом, с возвратом денег из бюджета в ВЭБ за кредиты на строительство олимпийских объектов, с кредитами для Роснефти.

Ответить#
+2

Европу в пример ставите? Нам бы еще европейские зарплаты. И дороги.

Ответить#
+5

Смысл статьи — «планктон» ввели потому что так в Европе.
Только о том, как всё это в Европе возникло — ни слова. Бюргеры, например, не хотели платить за то, что до 60% всех фур, двигающихся по их образцовым автобанам, это иностранцы. Белорусы, совершенно справедливо, не хотели платить за 90% загруженность своих международных трасс иностранным трафиком. И такая ситуация в каждой стране ЕС.
А у нас иностранного транзита много? У нас Медвед своих грабит. И это с нашими то расстояниями. Одно дело заикаться об оплате проезда по автобану и другое дело платить за направления от Автодорвора.

Ответить#
+2

Платить за дороги должны те, кто ими пользуется. Это логично и прозрачно. А не как сейчас — дороги содержит государство, деньги на них зарабатывают серые бомбилы на фурах.

Ответить#
-5

а вы не задумывались...откуда деньги на содержание , и прежде чем писать узнай что такое ФУРЫ , и кто такие БОМБИЛЫ...

Ответить#
+3

Каждый владелец личного транспорта платит за дороги минимум 2-жды, при этом даже тогда, когда никуда не ездит, а водители фур теперь 3-жды. Прежде чем писать бред, стоит включить голову.

Ответить#
+2

Те, кто пользуется дорогами, платят целевой акциз!
Государство содержит дороги на налоги, уплаченные пользователями.

Ответить#
+1

ПОЛНЫЙ БРЕД РАВНЯТЬСЯ НА ЕВРОПУ , ДОРОГ ТАКИХ ОЧЕНЬ МАЛО....И ДОРОГИ У НАС С ЕВРОПОЙ РАЗНЫЕ.....ОЩЩУЩЕНИЕ ЧТО В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ДУМАЮТ О СВОЕМ КАРМАНЕ ПРИКРЫВАЯСЬ ГОСУДАРСТВОМ

Ответить#
+6

Посадить бы Путина на фуру и дать проехаться(потрястись) недельку по российским «автобанам»,думаю сразу же платоном обложили росавтодор, а не бедолаг дальнобоев.

Ответить#
+4

Зачем повторять вранье чиновников про Европу,нигде нет подобных сборов.Только по автобанам платят грузовики,которые всего несколько %  от общего количества дорог и всегда имеют бесплатную альтернативу,про протяженность прекрасных дорог (которых у нас нет и в помине) и расценки и говорить не приходится. К тому же всю Европу пересечь ,что бывает редко ,это как у нас пару областей проехать в темноте по льду и колдобинам. И собирают что в Германии , что в Белоруссии в основной массе с транзитников которые не платят налогов ,что вполне логично.А у нас обирают своих с которых и так дерут три шкуры, не давая ничего взамен. При этом собранные деньги планируют пустить не на ремонт ,а на строительство опять же платных дорог,не плохой такой вечный двигатель по сбору денег.Вся суть в том, что пока никто не платит за этот «плутон»,за исключением малого числа да и то спорадически, иначе давно бы все встало, а народ начал голодать.Что и доказывают копеечные сборы этой аферы.Проще говоря для любителей высчитывать копейки в бутылках и  в себестоимости — для перевозчика это примерно 35–40% от грязной дохода,которые он должен уплатить вперед и которые никто не компенсирует- расценки упали еще-кризис же в стране. Покажите бизнес, который не развалится при таком дополнительном оброке. И оцените гениальность экономической политике ,когда с одной стороны говорят о поддержке малого бизнеса, а с другой его очевидно душат.Бизнес не надо поддерживать- он сам зарабатывает в отличии от чиновников,ему надо не мешать.Уберите платон и дикие налоги и страна задышит.

Ответить#
+4

который раз вы призываете поверить в доброго дядю?!

Ответить#
+5

Каким образом например Мне должно стать легче от того что в Европе так же? Что за дикий бред?
Совершенно не волнуют Польши, Германии и иже с ними, так и подмывает спросить «Если в Ваших Европах будут все в ж** долбиться, а потом вены себе резать, то что — мы тоже будем обязаны так делать?»
Своя голова должна быть на плечах и голове этой соображать надо что грабят нас, беспощадно и очень нагло.

Транспортный налог вводился с обещанием, что все дороги отремонтируют, будут содержать в порядке и строить новые! Где?

Акцизы на топливо вводили в тестовом режиме, обещали, что они заменят собой транспортный налог, как более прогрессивная и справедливая его форма и опять же пойдут на ремонт и содержание дорог! Где?

Еще недавно, при вводе платона, не шло речи об LCV, а теперь уже идет. А вот напомню, что в управляющей программе Платона при оформлении оплаты, в окне программы есть вкладки не только тяжелых грузовиков, но и LCV и легковых фургонов и машин! Надеетесь что эти поборы пойдут на обещанное? Как малые дети прямо!

От транспортного налога жиреют зады муниципалов, от акцизов толстеют хари нефтяных компаний, платон будет кормить минтранс с автодором во главе. И все они отстегивают в правительство своим крышевателям!

Ничего не изменится пока сами от диванов не оторвемся и не сделаем лучше! Дальнобои правильно сделали когда на трассах стояли — это уже действие.

Ответить#
+8

«В Европе так же» — это не довод!Первые полстатьи написаны,чтобы нужную аудиторию привлечь,а вторая — «успокаивающая»,дескать вон даже в Европе платят,так что не переживайте и платите!Оправдания этой хрени нет и быть не может!И строить дороги никто не начнет — всё спишут на кризис и обвал руля,что денег в бюджете не хватает,мы сейчас «платоновские» деньги возьмем «на жизнь»,а потом,когда ситуация улучшится,построим вам дороги(как уже и сделали с пенсионным фондом,гугл в помощь).Нет уж,сначала товар,потом деньги!

Ответить#
+7

Полностью поддерживаю автора статьи и, особенно, последнюю фразу. Я тоже на это надеюсь))

Ответить#
+2
Загрузка...