Тест Ford Focus LPG: экономим с пропан-бутаном

В конце февраля этого года во Всеволожске выпустили опытную партию двухтопливных Фокусов. Мы взяли один из них и сравнили с обычной бензиновой версией. Итак, закачиваем пропан в Ford Focus.

Лет десять назад газовое оборудование у нас использовалось преимущественно на грузовой технике с бензиновыми моторами. Бензин был недорог, а с потерей мощности и капризами газобаллонного оборудования мирились лишь владельцы прожорливых автомобилей. Но время идет — совершенствуется электронный впрыск топлива и ГБО. Да и цены на бензин выросли. Вот и потянулся народ к пропан-бутановой смеси, которая вдвое дешевле 95‑го бензина.

Производители тоже не спят. ГАЗ несколько лет назад запустил в серию Газель на сжиженном и сжатом газе. Работает в этом направлении и АВТОВАЗ (ЗР, 2016, № 4), но серийной газовой Лады в гамме мы пока не видим. Зато такой автомобиль в ближайшем будущем может появиться у Форда. В конце февраля этого года во Всеволожске выпустили опытную партию двухтопливных Фокусов. Мы взяли один из них и сравнили с обычной бензиновой версией.

Жидкость или газ?

Почему все-таки для легкового автомобиля предпочтительнее пропан-бутановая смесь, а не метан?

Подкапотное пространство битопливного Фокуса сразу выдают элементы ГБО.
Подкапотное пространство битопливного Фокуса сразу выдают элементы ГБО.

Всё просто. Главное — сжиженный газ занимает меньше места и давление в баллоне не превышает 5–6 бар, в то время как в баллонах со сжатым метаном давление — 250 бар. Значит, баллон для сжиженного газа может быть тоньше и легче, соответственно он дешевле.

На Ford Focus LPG (выбрана 1,6‑литровая версия мощностью 125 л.с.) ставят ГБО четвертого поколения. Компоненты поставляет известная итальянская фирма BRC. Газовый баллон на 40 литров спрятан в нишу, предусмотренную для запасного колеса. В салоне двухтопливность выдает переключатель типа топлива, расположенный под рукояткой стояночного тормоза. На этом же переключателе отображается запас пропана в баке. Штатный трип-компьютер, к сожалению, реагирует лишь на бензин.

Газовая аппаратура пристроилась под капотом. Не обошлось и без изменений в двигателе.

Заправочный клапан уместился рядом с «бензиновой» горловиной.
Заправочный клапан уместился рядом с «бензиновой» горловиной.

Сёдла выпускных клапанов, сами клапаны и их направляющие выполнены из более жаропрочного сплава, способного выдержать большую тепловую нагрузку. А еще у этого Фокуса свой каталитический нейтрализатор с меньшей пропускной способностью и свечи зажигания с меньшим зазором между электродами: 0,8 вместо 1,1 мм (такой зазор у «бензиновых» свечей).

Газовая динамика

Потеря мощности при переходе на газовое топливо неизбежна. Из-за газообразного состояния топлива наполнение цилиндров хуже. А поскольку октановое число пропан-бутановой смеси выше на 5–10 единиц, процесс сгорания при неизменном угле опережения зажигания (УОЗ) может затянуться. Отсюда более значительный расход топлива и повышенная нагрузка на клапаны. И именно этим объясняется то, что потеря мощности при установке универсальных комплектов ГБО, где значения корректировки УОЗ «средние по больнице» и не рассчитаны под конкретный двигатель, доходит до 10–15%. У Фокуса же декларированная потеря — всего 7%: мощность упала с 125 до 117 л.с. Настройки блока управления газовым оборудованием подобраны исключительно под 1,6‑литровый двигатель Sigma. Газовой машине сложнее трогаться в подъем. А еще ощущается легкая нехватка мощности на верхах — после 5000 об/мин автомобиль откровенно скисает.

Ради эксперимента мы измерили разгонную динамику на топливе обоих типов. На бензине разгон до 100 км/ч занял 13,4 секунды, а при работе на пропане он на 0,8 секунды дольше.

Тороидальный баллон занял место запасного колеса. Отсутствие запаски отчасти компенсируется ремкомплектом (компрессор и герметик).
Тороидальный баллон занял место запасного колеса. Отсутствие запаски отчасти компенсируется ремкомплектом (компрессор и герметик).

В остальном это всё тот же Focus — с неплохой плавностью хода, четкой механической коробкой передач и великолепной управляемостью.

Овчинка и выделка

Стоит ли экономия с пропаном потерь в динамике и несколько повышенного расхода топлива? Однозначно! Ведь сейчас литр пропан-бутана вдвое дешевле бензина АИ‑95. Комплект ГБО при самостоятельной установке обходится в 25 тысяч рублей, и при среднем расходе топлива 10 л/100 км он окупится через 14 тысяч километров.

У заводских битопливных автомобилей, коим является и Ford Focus LPG, есть еще одно громадное преимущество — гарантия. Установка стороннего комплекта ГБО ведет к неминуемой потере заводской гарантии, а с серийным автомобилем, само собой, таких проблем нет. Условия гарантии и межсервисный интервал остаются те же, что у обычных Фокусов.

Сборка битопливных Фокусов организована в отдельной зоне — это связано со сложностью монтажа ГБО. Однако не исключено, что в дальнейшем такие машины начнут собирать на основной линии.

Покупателям будут доступны комплектации SYNC Edition и Titanium, но цены на двухтопливные Фокусы пока не определены.

ПЛЮС: Экономия на топливе, сохранение гарантии

МИНУС: Потеря в мощности и динамике, нет запаски

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Ford Focus (1)

Ford 2014 / срок владения 1 — 3 года

Достоинства:

Отличная управляемость в сочетании с достойной плавностью хода, проработанная эргономика, неплохая экономичность. Большой багажник правильной формы.

Недостатки:

Тесный задний ряд, но для невысоких людей (как я и моя семья) это не проблема.

Комментарий:

После череды BMW с пробегом решил взять новый автомобиль. Так как нужен был непременно универсал, выбирал между Ford Focus и Kia cee'd. Но Фокус перевесил благодаря своему поведению на дороге.

Написать отзыв

Комментарии (35)

Самые новые

Хоть бы какую нибудь информацию получить . еще

Ответить#
0

где еще что то можно узнать про данный вариант ? вообще никакой информации. будет ли он на выставке в Москве ? Можно как то получить побольше информации. Спасибо.

Ответить#
0

Откуда взялась цена 25000 рублей? Специально интересовался, в Мурманске, в сертифицированной конторе (Облгаз), установка ГБО 4-го поколения (включая работу) обходится в 40 тысяч рублей, ГАЗ стоит 20 рублей литр. Для того чтобы компенсировать затраты и начать экономить на топливе нужно проехать по городу 27 — 30 тысяч километров, в моём варианте это 3 года использования автомобиля

Ответить#
0

Ну на самом деле не все так плохо. Шевроле авео. Пробег 62 т.с. на данный момент 50 тыс . На газе. Брс я считаю одно из лучших вариантов по оборудованию.
1. Форд продаётся с гарантией. Поэтому все поломки в топку. Фильтр замена с подключением компа  — 1500 руб. И все. стоимость 92 —36 руб. Стоимость в пересечение на газ. Считаем по Питеру. У нас самый дорогой- 19.00.
19 +20%=23 руб. Стоимость 100 бензина. Ни бодяженного не газованного. И не забываем что мы 10 км в городе можем проехать за 2 минуты. А можем и за час. А коней, фары, музыка и аппаратура все это время работает. Очень жду этот вариант. Только баллон надо поменять, маленький.

Как то так. Всем удачи.

Ответить#
0

125 лс на ручке до сотки больше 13 секунд???

Ответить#
0

похоже, перепутали, и 13 — это время «на газе».

Ответить#
0

И еще одно небольшое преимущество газа как топлива — он не смывает масло со стенок цилиндров, т. е. ресурс двигателя чуть выше

Ответить#
0

и ещё одно — газ не даёт такого нагара (а метан вообще почти не даёт). Того самого, из-за которого ругают масло и в котором оно, на самом деле, почти не виновато.

Ответить#
+2

А я-бы такого Форда прикупил....

Ответить#
+1

Я бы тоже такой Форд прикупил, при стоимости не выше чем на 40 тыс.руб. дороже чем бензиновый аналог и увеличении запаса хода на пропане хотя бы до 400км. Как вариант, можно действительно уменьшить основной бак и увеличить газовый баллон.

Ответить#
0

Посмотрим. Думаю, что по цене будет дороже. Меня удивил газовый баллон на 45 литров, насколько я знаю, в Фокус легко устанавливаются баллоны на 53 и 60 литров. Да и насчёт «другого материала» ГБЦ и клапанов меня терзают смутные сомненья — по табличке ТТХ получается, что двигатель дефорсировали со 125 л.с до 117 л.с

Ответить#
+1

«Дефорсирование» происходит не из-за материала клапанов и т. п., а из-за свойств самого газа. Хотя он имеет октановое число в районе 100–115, горит медленнее, чем бензин и удельная теплота сгорания ниже. Кстати, газообразность топлива (как указано в статье) тут никаким боком не роялит

Ответить#
+3

Интересно, а налог как будут считать? С 117 л.с. или 125 л.с. Меня ввела в заблуждение таблица с ТТХ — подумал, что в ПТС будут указаны 117 л.с.

Ответить#
0

Конечно, со 125 л. с. — как указано в ПТС и как на самом деле есть на бензине.

Ответить#
-2

БалоболЪ

Ответить#
-1

Цитата из статьи: «На Ford Focus LPG (выбрана 1,6‑литровая версия мощностью 125 л.с.)...»

Ответить#
0

Здесь говорится о том, что за основу взят 125-сильный двигатель. Но из-за внесенных изменений (о чем и говорится в материале) мощность упала до 117 л.с.

Ответить#
0

Официальная мощность Focus LPG — 117 л.с. Эта цифра и указана в паспортных данных и ПТС.

Ответить#
+1

Спасибо, за расставленные точки над " i ". Александр, у меня вопрос о комплектации, а точнее о коробках передач — ПауэрШифт и ГБО будут?

Ответить#
0

Да, роботизированная коробка передач на автомобилях с ГБО тоже должна быть. Но говорить об этом с уверенностью пока рано.

Ответить#
0

«горит медленно» — почти синоним «имеет высокое октановое число». Это не одно и то же, но сильно связанные эффекты. На мощности это сказывается, скорее, положительно, так как выравнивает давление в цилиндре в ходе рабочего такта.

А вот удельная теплота сгорания — да, у газа ниже. Но не менее важна именно газообразность топлива. В атмосферном двигателе газ занимает объём на впуске, соответственно — в цилиндр меньше поступает воздуха. Бензин, как ни распыляй, полностью испаряется уже при закрытых впускных клапанах и даже во время горения. То есть он меньше «занимает объём», больше воздуха в цилиндре — больше можно сжечь — выше мощность.

Ответить#
+1

почему нельзя уменьшить основной бак, и рядом с ним установить газовый? так сделано на вольво, там стоит 30 литровый бак и баллон для газа, и всё это безопасно перед задней осью (в пределах базы)

Ответить#
+4

В Вольво пропан-бутан или метан?

Ответить#
0

«Комплект ГБО при самостоятельной установке обходится в 25 тысяч рублей, и при среднем расходе топлива 10 л/100 км он окупится через 14 тысяч километров. „

Не всё так просто. Не окупится ГБО за это время. Необходимо учесть, что газовый автомобиль заводится на бензине, и переходит на пропан после прогрева двигателя. А это какой-никакой дополнительный расход бензина. Комплект ГБО 4-го поколения у частников стоит порядка 35т.руб (по курсу доллара), а разница в цене обычного фокуса и с ГБО будет в районе 70–80т.руб. Не стоит забывать, что ТО авто с ГБО станет дороже — раз в год замена газового фильтра, 1 раз в 2 года снятие и поверка газового баллона. Наверняка не все частные автосервисы возьмут такой авто на ремонт — придется не слезать с гарантии и ездить к офдилеру с его завышенными ценами. Так что, для водителей со среднегодовым пробегом 15–20 тыс.км в год выгоды в фокусе с ГБО не будет.

Для объективности скажу, что у заводского ГБО есть очевидные плюсы — настройка мозгов под определенный двигатель, клапана из жаропрочного сплава, действует гарантия производителя

Ответить#
+4

Как раз частным автосервисам плевать на ГБО в отличие от официалов!

Ответить#
0

Замена фильтра в газовом редукторе — 500 р. в Орле (в Москве не знаю, наверняка не сильно дороже, уж по крайней мере не на порядки), фильтра, идущего к газовым клапанам (не знаю точно, как называется) — примерно так же. Меняются фильтры по пробегу, а не по годам — 1-й примерно раз в 15–20 тыс. км, 2-й — примерно в 20–30 тыс. У меня еще 2 раза за время эксплуатации (на данный момент уже порядка 200 тыс. км) ломался датчик температуры газа (замена порядка 800 р.), 1 раз менял комплект газовых клапанов — 2000 р. и 1 раз — мембрана в редукторе (стоимость замены не помню, несколько тыс. руб., но не выше 5). Все эти расходы — сущие копейки по сравнению с экономией на топливе. Причем разница в цене газа и бензина несколько лет назад была не такой значительной, но все же каждый километр удавалось съэкономить не менее 60–70 коп. при расходе газа в 12–14 л при моей манере езды.

Ответить#
0

ну вот вы сами написали сколько дополнительно придется потратить на ГБО — 4 фильтра по 500руб, датчик температуры 800 руб, газовые клапана 2000 руб, мембрана в редукторе примерно 2500 руб, сюда же поверка баллона 1 раз в 2 года 2500 руб.
ИТОГО (за пробег на ГБО примерно 60 тыс. км) придется дополнительно отдать 12300 руб. Фокус по ТХ будет ездить на более дешёвом 92 бензине. Пропан сейчас не такой дешевый как раньше — 18–19 руб за литр. Газовый авто заводится и едет на бензине до момента прогрева и только потом переключается на газ. Соответственно все зимние прогревы авто возле дома будут на бензине. Поэтому и экономия на пропане БУДЕТ, но очень небольшая и окупится через 60–70 тыс.км(это если устанавливать у частника за 35 тыс.руб). А в фокусе надбавка за ГБО будет в районе 60–70 тыс.руб. Поэтому и окупаться ГБО будет ещё дольше — в районе 90–100тыс.км. С таким пробегом автомобиль больше половины водителей уже поменяет на новый и смысла в установке ГБО я не вижу. Поверьте, я на первой машине ездил с ГБО 2 поколения, которое стоило 12000 руб и оно окупилось за 30тыс.км только потому что стоило дешево и ездил я много. А на новую машину ГБО я ставить не стал только из-за большей стоимости и долгой окупаемости.

Ответить#
-1

За пробег в 200 тыс. км, я же написал. Прогревается авто даже в лютый мороз за 3–5 минут до 40 градусов. Кстати, прогревать, стоя на стоянке — это бред. Завел и поехал. При коротких поездках да, это имеет существенное значение, если длинные — то пустяки.

Ответить#
+1

Сергей, без обид, за 200 тыс.км экономия на ГБО будет. Но кто из современных водителей будет проезжать на одной машине столько? Машина обычно продается во вторые руки до пробега 80тыс.км. Окупаемость ГБО сейчас гораздо дольше, чем раньше, когда были прожорливые карбюраторные и первые инжекторные авто. Средний расход бензина современного авто стал меньше, а расход ГБО как был 10л на сотню у 2 поколения, так и остался таким же у 4 поколения ГБО, при том что цена ГБО выросла в разы. В 2015 году хотел поставить ГБО на свою новую машину. Посчитал срок его окупаемости с учетом обслуживания, расходников, расхода бензина — так вышло 80–90тыс.км пробега. С учетом моего среднегодового пробега в 17000км это очень долго. Даже больше скажу, АвтоВаз пытается внедрить авто на более «дешёвом» метане. Стоимость метана в Череповце 16 руб!!! Почти столько же сколько и пропан. А стоимость комплекта ГБО под метан 100тыс.руб. Какая здесь экономия?!

Ответить#
-1

за пробег 200тыс.км газ.фильтров надо поменять штук 10, и баллон поверить раз 6. Соответственно и расходов больше чем я посчитал. Ну если вы только не таксист проехавший это расстояние за 2 года. Обычный водитель пройдет это расстояние примерно за 10–12 лет. Так что не надо рассказывать про огромную экономию на ГБО, сам 6 лет отъездил на пропане, знаю о чем говорю.

Ответить#
-1

Сделайте акциз на бензин такой же, как на газ и попробуйте продать хоть одну машину на ГБО.

Ответить#
+4

Если бы у бабушки был х.е.р, то она была бы дедушкой

Ответить#
0

В Нидерландах у каждой десятой бабушки есть х.е.р., но все равно они бабушки.

Ответить#
0

Ты это... Какими путями узнал, стесняюсь спросить? :-)))

Ответить#
0

Ни разу там не побывав, очевидно.

Ответить#
0