Зачем глава марки Volkswagen ездил на мотоцикле по России?

Во время работы Парижского автосалона, о котором мы подробно рассказывали в ноябрьском выпуске ЗР, я оказался единственным российским журналистом, кому удалось пообщаться с главой марки Volkswagen Гербертом Диссом – мы говорили о стратегии бренда, перспективах электромобилей и о России.

–  Какова стратегия марки Volkswagen на ближайшее будущее?

–  Если говорить о долгосрочном планировании, до 2020 года, то очевидно, что одним из приоритетов нашего развития станет расширение сегмента кроссоверов, включая их активное продвижение на рынках Латинской Америки и России.

Россия остается для нас стратегически важным рынком. Мы будем расширять наше присутствие здесь и работаем в этом направлении совместно с маркой Skoda – в том числе в части правильных предложений в сегментах седанов и кроссоверов. Одна из наших главных задач – начало производства в Калуге нового Тигуана. Он будет производиться также в Мексике и Китае (это очень важные рынки), и, конечно же, планируем поставлять его в США.

В России у нас две производственные площадки. Они не полностью загружены в настоящий момент – мы должны их дозагрузить. И увеличить степень локализации производства, чтобы меньше зависеть от колебания курсов валют.

–  Когда в 1998 году появился дизельный Golf четвертого поколения, это был шок. Минимум шумов и вибраций, дизельная экономичность – и при этом бодрый, практически бензиновый характер. Volkswagen два десятка лет делал ставку именно на дизельные технологии. Теперь, после дизельгейта, на этих моторах можно ставить крест?

–  Нет-нет. Мы по-прежнему будем развивать модельную линейку наших дизелей. У турбодизелей есть перспективы в сегменте крупных SUV и даже в классах более компактных машин. Но всё же в малолитражном сегменте дизель будет терять позиции, поскольку сделать экологически чистый малокубатурный дизельный двигатель сложно – он получается слишком дорогим. С точки зрения эффективности вложений проще поставить на компактный автомобиль чуть более крупный дизель, что и делают многие производители: в этом случае в пересчете на суммарные объемы производства себестоимость моторов оказывается ниже.

Volkswagen I.D.

–  В каких сегментах в ближайшие годы будут преобладать традиционные двигатели, а в каких – ждать наступления гибридов и электрокаров?

–  Европа – традиционно сильный дизельный рынок. В Индии тоже есть интерес к дизелю, а в Китае на острие интереса – подзаряжаемые гибриды. Но если говорить про относительно долгосрочную стратегию – до 2020 года, то понятно, что батареи будут совершенствоваться и через несколько лет появится реальная альтернатива машинам с двигателями внутреннего сгорания. Хорошим примером может служить наш прототип I.D. Размерами он схож с Гольфом, а по просторности салона сравним с Пассатом. Берет на борт пять человек, запас хода составляет 600 км. При этом цена у него будет сравнима с ценой Гольфа с дизельным двигателем.

Конечно, когда мы говорим о скорой электромобилизации, речь идет прежде всего о рынке Китая, где развитие электромобилей стимулируется законодательно, включая налоговое регулирование. В меньшей, но всё же в значительной степени это относится к Европе и США.

–  Электромобиль I.D. – это, как сейчас модно выражаться, стартап. Ваша стратегия подразумевает, что к 2025 году Volkswagen ежегодно будет производить и продавать около миллиона электромобилей, а в 2020 году модель I.D. станет серийной. Означает ли это, что марка Volkswagen станет локомотивом, «электровозом» в этом направлении для всего концерна Volkswagen Group?

–  Да, марке Volkswagen в концерне отведена ключевая роль на этом поприще – во многом потому, что у нас хорошо идут дела в Китае: около 14% рынка новых машин. И когда мы начнем серийно выпускать электромобили, нам понадобятся сотни тысяч таких машин, чтобы удовлетворить спрос на китайском рынке.

–  Volkswagen всегда олицетворял, если можно так выразиться, строго немецкий подход к проектированию автомобилей: классический модельный ряд (седаны, хэтчбеки, универсалы), традиционные моторно-трансмиссионные вариации, предсказуемый дизайн, который не сильно меняется от поколения к поколению. Теперь – крутой поворот: ставка на электромобили. Означает ли это, что и по части дизайна или кузовных версий Volkswagen станет предлагать нечто нестандартное?

–  Да, мы работаем над этим. Шокировать наших приверженцев рискованными дизайнерскими решениями не станем, но эмоций в новых моделях будет чуточку больше. И вы скоро это оцените.

–  О России. Для Фольксвагена это непонятный рынок? Вы идете как по болоту или видите свет в конце туннеля?

–  Российский рынок внушил нам некоторые опасения, поскольку за последние годы сократился наполовину. Нам нужно было перестроить работу, пересмотреть производственные планы в России, чтобы они соответствовали нынешнему спросу на машины. Некоторое время назад у нас сократилась доля рынка, но в настоящее время она постепенно растет, и с появлением новых машин, включая кроссоверы, мы сможем лучше соответствовать ожиданиям российских покупателей. В России мы работаем с семью платформами, причем некоторые модели продаются в незначительных объемах, а это не очень выгодно. В будущем вместе со Шкодой уменьшим суммарное количество платформ до трех – условно говоря, оставим компактную, среднеразмерную и SUV-платформу. Но, сокращая количество платформ, не будем урезать модельный ряд.

Если говорить о локализации в России, то из новинок это, прежде всего, Tiguan, который вот-вот начнет сходить с калужского конвейера. Надеюсь, в ближайшее время у вас будет возможность поездить на одной из первых машин. Но и уходящий на покой нынешний Tiguan мы еще будем продавать какое-то время параллельно с новым, чтобы у покупателей был выбор.

Преимущество марки Volkswagen – наличие как импортируемых, так и локальных моделей. Импортировать в Россию сейчас непросто. Тем не менее у нас хорошие позиции, например, по Пассату, который мы полностью импортируем. Спросом пользуется и Touareg, который собираем в России, и, конечно, Polo, наш бестселлер.

Volkswagen I.D.

–  Возможен ли экспорт из России?

–  Да. Мы просчитываем возможность экспорта собранных в России машин в другие страны.

–  Часто ли бываете в нашей стране?

– Примерно раз в год. Сейчас, возможно, буду наезжать чаще – в связи с запуском новых моделей. Едва ли могу назвать себя знатоком России, но я довольно много путешествовал по стране. Ездил на мотоцикле из Владивостока до Улан-Удэ – и дальше, в Монголию. Посещал Камчатку. Само собой, знаю Москву и Петербург. Россия велика и прекрасна.

–  Значит, вы не только со слов своих инженеров знаете наши реальные условия эксплуатации автомобилей – дорожные и погодные. Если зимой встанешь на электромобиле где-нибудь между Пермью и Нижним Тагилом… Нам нужны машины с надежными бензиновыми моторами!

–  Скоро представим в США новый кроссовер (Volkswagen Atlas. – Прим. ред.) на платформе MQB – будем продавать его также в Китае и рассматриваем Россию как потенциальный рынок. В гамме непременно останутся большие кроссоверы, в стане которых еще долго будут главенствовать традиционные силовые установки, включая турбодизели. А электромобили – пока что удел мегаполисов.

России думать об электрокарах cлишком рано. У вас громадные расстояния, своя сырьевая база, свой бензин. Если говорить об экономии ресурсов в целом, в масштабах страны, то гораздо эффективнее будет утеплить дома, чтобы в подъездах ветер не гулял, и заняться энергосбережением на предприятиях – резервы для экономии огромны.

–  Об автономном управлении. Volkswagen по большому счету только вступает на этот путь…

–  Развитие соответствующих технологий идет в нескольких направлениях, шаг за шагом. Самое простое – научить машину самостоятельно двигаться по автобану с идеальной разметкой, самое сложное – научить ориентироваться и перемещаться в мегаполисе. В нашем концерне такими вопросами первой занялась марка Audi – именно она проводник новых идей и технологий в этой области. Но Volkswagen должен привести их в масс-сегменты – чтобы растиражировать и удешевить системы автономного управления.

Серийный Golf оснащается многими системами-помощниками водителя, и благодаря этому количество аварий (например, попутных столкновений), по некоторым данным, уже сократилось на 50%, хотя автомобиль далеко не всё делает сам. Мы будем расширять этот опыт. Наш концепткар Volkswagen I.D. имеет 16 сенсоров, включая лазерные, которые должны точно определять местоположение машины и помогать управляющей системе принимать правильные решения.

–  Судя по всему, вы человек с бензином в крови. Не грустно ли от мысли, что довольно скоро наступит эра, когда машины будут обходиться без водителей?

–  Я люблю водить и даже занимался автоспортом. Но есть ситу­ации, когда вождение не доставляет удовольствия – например, в бесконечных пробках. Поэтому идеальный для водителя вариант – иметь системы, которые позволяют иногда расслабиться, но чтобы в любой момент можно было взять управление на себя и насладиться этим замечательным процессом.

Подпишитесь на «За рулем» в