Незамерзайки - почему нас заставляют покупать худшие из них

Стеклоомывающие жидкости, изготовленные с применением метанола, безвредны. До тех пор, пока не употребляешь их внутрь.

Отрава, акцизы и логика

Метанол – лучший спирт для стеклоомывающих жидкостей. Отсутствие резкого запаха, самая высокая среди одноатомных спиртов моющая способность, малая вязкость и, как следствие, хорошая текучесть при низких температурах. И цена невысокая! Вот почему он разрешен во всех странах с суровым климатом: в США, Канаде, Швеции, Финляндии.

На морозе метанол настолько же лучше этанола (читай: водки), насколько водка лучше изопропила. Короче говоря, хуже изопропиловой омывайки ничего нет. Но именно она – и только она! – продается в наших магазинах. И поэтому на морозе вместо мощной струи из жиклеров стеклоомывателей вытекает слабенькая струйка, которая порой не достает даже до дворников. А вонь такая, что из машины хочется пересесть в трамвай.

Почему не продают омывайку на основе этилового спирта (другое название – этанол)? Потому что на ее пути стоит мощный барьер по имени «акциз» – цена становится космической. А метанол у нас… запрещен!

Почему так?

До 2000 года метанол в России был на легальном положении. Но затем вышло постановление главного государственного санитарного врача от 23 мая 2000 года № 4, которое и породило тупиковую ситуацию. Самое смешное, что в указанном постановлении нет ни слова о том, что метанол вреден для водителей. Напротив, там указано: «…использование стеклоомывающих жидкостей на основе метанола по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране». Причина запрета – «низкая культура быта определенных слоев населения». Тех самых, кто добровольно пьет жидкость для мытья ванн.

Такая забота о здоровье опустившихся граждан поставила под угрозу жизни миллионов водителей, которые в сильные морозы лишаются возможности ездить с чистыми стеклами. За 17 лет ситуация не изменилась. Неграмотные высказывания в некоторых СМИ ее лишь усугубляют: то и дело приходится читать про резкий запах омывайки на метаноле… Между тем речь всегда идет об изопропиле, чье амбре ни с каким другим не спутаешь.

Нам запрещают использовать метанол, а ведь он безопаснее, чем официально продаваемые ныне омывайки! Замеры в салоне автомобиля с постоянно включенным омывателем стекол показывают, что при использовании жидкости на основе метанола его предельно допустимая концентрация в рабочей зоне водителя достигается примерно через пять минут, а если она на основе изопропанола – через 5–10 секунд. Ничего себе разница!

Не для внутреннего употребления

По нашим наблюдениям, около 50% продаваемых на рынке стеклоомываек – это контрафактные метанольные жидкости. А поскольку метиловый спирт у нас фактически вне закона, то подпольные производители омываек закупают его нелегально, не сообщая даже собственным работникам, с чем они имеют дело. На вкус и запах ядовитый метанол неотличим от съедобного этанола. Поэтому упомянутые работники, не осозна­вая опасности, не только могут напиться сами, но и порою продают украденный спирт на сторону.

Именно по этой причине метанол гуляет по стране, множа летальные исходы. И основной источник его бесконтрольного свободного оборота – нелегальное производство омываек, где он проходит как обычный технический спирт. На предприятиях, легально использующих метанол, подобное исключено: жидкость поступает в автомобильных или железнодорожных цистернах с надписью «Метанол – яд», хранится в емкостях с аналогичными напоминаниями, а все сотрудники проинформированы, что такое метанол и как с ним работать.

Самое популярное решение у нас в стране – запретить, закрыть, уничтожить. Но нелегальный рынок от этого не исчезнет. А цены на омывайку подпрыгнут! Изопро­пиловый спирт, на основе которого изготавливают у нас омывающие жидкости, производит единственное предприятие в стране – Орский завод синтетического спирта. Кончится тем, что стоимость ­его продукции поднимется до уровня импортного.

Это приводит к еще большему разрыву в ценах между запрещенной метанольной и легальной изопропиловой омывайками. Проигрывают и потребитель, и честный ­производитель.

Вязкость стеклоомывающих жидкостей на основе различных спиртов

Вязкость*, сСт

при –4 ºС

при –25 ºС

«–25º» на основе изопропилового спирта

14,75

52,28

«–25º» на основе этилового спирта (водка)

9,21

27,94

«–25º» на основе метилового спирта

4,56

10,02


Решение готово!

Метанол ядовит, только когда попадает человеку в желудок. Значит, нужно всего лишь предотвратить употребление внутрь. Самый простой способ – сделать денатурированным, добавив в него так называемый денатониум бензоат (он же битрекс). Это супергорькое вещество мгновенно отбивает охоту употреб­лять такую незамерзайку не по назначению. Кстати, битрекс испытывался по программе, подписанной тем же санитарным врачом, и прошел все испытания.

А нужно ли денатурировать весь производимый метанол? Достаточно ввести «избирательную» денатурацию, чтобы наряду с метанолом техническим, который изготавливают в соответствии с ГОСТ 2222-95, выпускался денатурированный – по ТУ или СТО. После легализации такого продукта Роспотребнадзором станет возможным производство стекло­омывающих жидкостей, абсолютно непригодных для употребления внутрь. Причем также можно поступить и с сырьем на основе этилового спирта. ­Государство будет получать акцизный сбор с реализации пищевого спирта, а готовую продукцию, сделанную с применением денатурированного спирта, от акцизов нужно освободить. В выигрыше будут все. Если, конечно, государство хочет сохранить ­здоровье людей.

Подпишитесь на «За рулем» в