42
43
44
РЕТРОСобытиеІВесна в стиле ретроВ этом номере мы решили представить читателю сразу две весенние (мартовские) выставки, посвященные ретроавтомобилю, – российскую Олдтаймер-Галерею Ильи Сорокина и германскую RetroСlassics. Сравнивайте, делайте выводы… Есть ли чему учиться у немцев? Наш корреспондент Иван Баранцев побывал на обеих выставкахОлдтаймеры в Москвечередная Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина прошла 25–28 марта в МВЦ «Крокус Экспо». Ставшая уже 15-й по счету, эта выставка как всегда удивила посетителей уникальными экспонатами – отреставрированными в России и ввезенными из-за границы старинными автомобилями. Многие до этого ни разу не появлялись на публике. Любопытно, что на нынешней ОлдтаймерГалерее все эти технические шедевры были размещены настолько плотно, что, внимательно осмотрев один экспонат, достаточно было повернуть голову, чтобы увидеть другой. Вот лишь несколько премьер XV Олдтаймер-Галереи.О1938, ГАЗ ГЛ-11965, ЗИЛ-111Г1958, Studebaker Golden HawkЭтот гоночный автомобиль на шасси ГАЗ-М1 был построен в Горьком группой под руководством Е. Агитова в 1938-м. Впервые увидев эту машину, легендарный летчик Валерий Чкалов не удержался и попросился за руль – ведь она была самой быстрой в СССР. Именно за рулем ГЛ-1 гонщик-испытатель Горьковского автозавода Аркадий Николаев в сентябре 1940 года установил всесоюзный рекорд скорости – 161,9 км/ч! Но в эпоху индустриализации и колхозов стране больше требовались грузовики, а не «бесполезные» спорткары, и проект ГЛ-1 не получил дальнейшего развития. Возможно, поэтому и сам автомобиль-рекордсмен не сохранился до наших дней. Представленный на выставке экземпляр в течение нескольких лет воссоздавался по уцелевшим чертежам и фотографиям энтузиастами из Кузовной мастерской Бушуева. Этот проект стал центральным на выставке.Ходил в застойные времена такой анекдот: «Почему Ильин, стрелявший в Брежнева, промахнулся? – А потому что все рвали у него из рук пистолет и кричали «Дай мне стрельнуть, дай мне стрельнуть!». В истории событие осталось единственной попыткой покушения на жизнь Леонида Ильича, а этот автомобиль – его «немым свидетелем». Утром 22 января 1969 года лимузин вез из аэропорта в Кремль космонавтов Леонова, Берегового, Николаева и Терешкову, встречавших экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Когда ЗИЛ проехал Боровицкие ворота, его обстрелял младший лейтенант СА Виктор Ильин, переодетый в милицейскую форму. Террорист был уверен, что в лимузине находится Брежнев (так обычно и было). Ильин стрелял из двух пистолетов одновременно. Всего по машине было выпущено шестнадцать пуль, одна из которых убила водителя Илью Жаркова.Название модели переводится как «Золотой ястреб». Всего таких автомобилей изготовили 878 экземпляров в период с 1956 по 1958 год, и сейчас модель стала настоящим раритетом. Но и ее прошлое также овеяно славой – сразу же после своего появления Golden Hawk стал суперкаром. Мотор V8 объемом 5,8 л выдавал целых 275 л.с., максимальная скорость достигала 200 км/ч. Когда в 1956 году американский журнал Speed Age проводил сравнительное тестирование «ястреба» с самыми известными спортивными машинами тех лет – Chrysler 300B, Ford Thunderbird и Chevrolet Corvette, оказалось, что Studebaker превосходит их и по комфорту, и по скорости, и по динамике.1956, BMW 501У этой модели есть собственное имя – «Ангел Барокко» (Barockengel). Такое прозвище машина получила благодаря необычному внешнему виду с объемными формами и плавными линиями кузова.42№8І апрель–май 2010 І За рулем – Регион І Событиебыла растиражирована в количестве 13 250 экземпляров. В начале ХХ века Ford Model N считался доступным и массовым автомобилем, что отразилось на его стоимости – всего лишь 500 долларов. Четырехцилиндровый двигатель развивал мощность 15 л.с. и впервые в практике компании Форда располагался спереди, а не сзади. Также впервые появилась карданная передача вместо распространенных тогда цепей, и в последний раз в американской машине руль стоял справа, а не слева. И именно она стала первой послевоенной моделью баварского концерна, представленной на Франкфуртском автосалоне в 1951 году. Под капотом стоял 6-цилиндровый двигатель объемом 2 л, развивавший 65 л.с. и разгонявший автомобиль до 135 км/ч. Производство 501-й продолжалось до 1964 года, однако коммерческий успех не сопутствовал этой модели – лишь немногие могли позволить себе роскошный автомобиль в нелегкие для Германии пятидесятые. двери оказалось невозможно, и в результате появились открывающиеся вверх «крылья чайки». Эта необычность и стала главной причиной успеха автомобиля. Общее количество выпущенных 300SL составило 1400 экземпляров, но на всех коллекционеров все равно не хватает, поэтому производство реплик приобрело промышленный масштаб.1935, Opel 2,0 Litre1956, Mercedes-Benz 300SL1906, Ford Model NОдин из самых массовых немецких легковых автомобилей 30-х годов, производство которого было налажено под руководством менеджеров из корпорации General Motors, незадолго до этого купившей компанию Opel. Автомобиль выпускался с 1934 по 1937 год, точное количество сделанных экземпляров – 52 594 штуки. Шестицилиндровый двигатель объемом 2 л и мощностью 36 л.с., 4-ступенчатая коробка передач, задний мост на рессорах, простенький 4-дверный кузов типа «седан» – что еще нужно было немецкому обывателю?! Такая модель, относящаяся к среднему классу, стоила 3250 рейхсмарок, что равнялось сразу двум малолитражкам Opel Kadett, известным нам как «Москвич» модели 400.Модель компании Ford с индексом N была впервые представлена в 1906 году и находилась в производстве два года. Главным новшеством стал конвейерный принцип сборки – именно благодаря этому онаЕсли посмотреть на этот автомобиль спереди, поднятые вверх двери с петлями на крыше сразу напомнят крылья птицы. Именно за это MercedesBenz 300SL получил прозвище «Крыло чайки» (Gullwing). Элегантное решение было продиктовано конструкцией, а не дизайнерскими изысками. Чтобы создать легкое и жесткое шасси спорткара, инженеры были вынуждены высоко поднять боковины пространственной рамы. Приспособить к кузову с высоченными и широченными порогами обычныеКлассика в Штутгартероходящая ежегодно в Штутгарте выставка олдтаймеров RetroСlassics поражает своим размахом. Это десяток огромных залов, некоторые из которых двухъярусные, и сотни ретроавтомобилей, среди которых легко затеряться. Но в этом великолепии лишь немногие экземпляры вызывают неподдельный интерес у знатоков.П1938, Porsche Typ 64На входе посетителей встречал, пожалуй, самый редкий Porsche в мире – Typ 64, датированный 1938 годом. Это аэродинамическое купе с алюми-43За рулем – Регион І №8 І апрель–май 2010 РЕТРОСобытиеІ1938, Adler Typ 10Занявшись производством автомобилей в 1928 году, компания BMW первое время «болталась» в сегменте недорогих и простеньких автомобилей, пока во второй половине 30-х не начала наступление на высший класс. В авангарде сразу же оказались спортивные модели 327 и 327/28 – их шасси имело много общего с гоночными моделями, а кузов являлся образцом последних достижений автомобильного дизайна. Фары уже не торчали отдельно, а были интегрированы в пространство между крыльями и радиаторной решеткой, причем последняя представляла собой две «почки» («ноздри») – характерные фирменные овалы, которые на моделях баварского концерна сохранились и по сей день.ниевым кузовом спроектировали в конструкторском бюро Фердинанда Порше. Сам создатель мечтал о том, что его машина примет участие в гонке Берлин – Рим. Специально для этого соревнования кузовное ателье Reutter из Штутгарта построило три экземпляра. Четырехцилиндровый мотор мощностью 50 л.с. мог разогнать машину до 180 км/ч – победа была почти в кармане, но начавшаяся война отодвинула гонки на задний план. Из трех купе до наших дней дошел лишь один экземпляр, сохранившийся в семье самого Порше.1934, Mercedes-Benz 380KЗахлестнувший Германию 30-х годов бум строительства автобанов коснулся и автомобилей – ведь именно им предназначались самые лучшие в мире дороги. Специально для высоких скоростей компания Adler разработала в 1937 году новую модель с аэродинамическим кузовом, получившую обозначение Typ 10, а также собственные имена Autobahn и Stromform. Первое не нуждается в переводе, а второе означает «обтекаемые формы» – именно благодаря им машина с весьма скромным мотором в 58 л.с. разгонялась до 130 км/ч. За три года производства собрали 5295 экземпляров, часть из которых получила 2-дверные кузова от ателье Glaeser – самые ценные и редкие ныне.1950, Maybach SW38Внедрение нагнетателя на спортивных и люксовых моделях сразу же выдвинуло концерн DaimlerBenz на особое место – лишь единицы автопроизводителей могли похвастать таким устройством на своих моторах. Представленное на выставке двухместное купе модели 380К – самый маленький компрессорный Mercedes-Benz 30-х годов. Производство длилось чуть больше года (с 1934 по 1935-й), и всего удалось собрать лишь 154 экземпляра, причем только один с кузовом купе! Уникальная машина отыскалась в 2002 году в Австрии, а при выяснении ее истории обнаружилось, что она принимала участие в гонке «2000 км по Германии» в 1934 году, представляя заводскую команду Daimler-Benz.1938, Horch 853Так выглядит «рестайл» середины ХХ века – модный в 50-е годы понтонный кузов со сплошной плоскостью боковины без выступающих крыльев и подножек на довоенном шасси модели SW38. Изначально этот выпущенный в 1938 году автомобиль имел кузов типа «пульман-лимузин», который в послевоенное время уже смотрелся архаично. И тогда владелец отдал машину в кузовное ателье Spohn, где мастера-кузовщики изваяли новый кузов, уже открытого типа, соответствующий последним течениям автомобильной моды. В оформлении «лица» явно чувствуется влияние тогдашних моделей Mercedes-Benz, но такие дизайнерские перепевы не портят этот кабриолет.1928, Mercedes-Benz 630KЭта модель с кузовом спорткабриолет – мечта автомобильных коллекционеров всего мира. А представленный экземпляр – один из самых вожделенных, ведь сохранился он практически в первозданном виде. Волею судеб кабриолет в послевоенные годы занесло в Америку, в штат Массачусетс, где он и провел большую часть жизни. Репатриироваться обратно на родину машина смогла лишь недавно, а на выставке демонстрировалась впервые. Конечно же, с первого взгляда бросаются в глаза последствия американской жизни – неоригинальные световые приборы, звуковые сигналы, какието лишние решетки на крыльях… Но это все мелочи, ведь самое главное – это заводская краска, родная кожа в салоне и подлинное шасси!1956, Porsche 356Изготовление автомобилей когда-то было целым искусством, в чем можно убедиться на примере этого фаэтона. Шасси модели 630К покинуло завод в 1926 году и по желанию владельца было отправлено в берлинское кузовное ателье Erdmann und Rossi. Целый год ушел на изготовление кузова, и только в начале 1928 года машину доставили к подъезду заказчика. Им был, кстати, 21-летний актер Луис Адлон – сын Лоренца Адлона, владельца одного из самых дорогих отелей Берлина Adlon Hotel. Фильмы с Луисом Адлоном не так известны сегодня даже в Германии, зато сохранились и отель отца, и автомобиль сына.1939, BMW 327Как известно, немецкая реставрационная школа – лучшая в мире. И неважно, занимаются ли мастера каким-нибудь дорогущим раритетом или такой простой моделью, как Porsche 356, – все делается на высочайшем уровне. Именно такая машина в процессе реставрации была представлена на одном из стендов. В 50-е годы это был самый скоростной автомобиль в своем классе. Под его тонким алюминиевым кузовом скрывался 1,5-литровый мотор мощностью 100 л.с., способный разогнать купе до 200 км/ч. Автомобиль набирал сотню за 12 секунд. В салоне – сиденья спортивного типа и руль с деревянным ободом. За несколько лет производства собрали свыше 78 000 единиц этой модели, один из автомобилей сейчас реставрируется. Иван БАРАНЦЕВ Фото автора44№8І апрель–май 2010 І За рулем – Регион