46
47
48
49
ГАЕТАГА ЗЕЗТАКОНСУЛЬТАНТПоследний геЛегендарную вазовскую «семерку» недавно сняли с производства, котороедлилось более 30 лет, – последние экземпляры сошли с конвейера «Ижмаша»в апреле. Однако «классика» не умерла – этих машин еще очень много надорогах России. И популярности на вторичном рынке ей уж точно не заниматьтекст: Сергей ФедоровРесурс двигателя составляет125 тыс. км до капитальногоремонта. Однако он не всегдавыхаживает положенныйсрок. А иногда, наоборот, дотягивает и до 300 тыс. кмЕсли мотор начинает дергаться,детонировать,теряя мощность,многие грешат накарбюратор.Однакочащев этом винараспределителязажигания(трамблера).Шлицы вала современем изнашиваются, и точно установить момент зажиганияневозможно...Передняя подвеска довольно проста по конструкции,и ремонт ее не обременителен. Запчасти на нее вполнедоступны. Но главное, чтобыони были качественными –тогда прослужат долго...Водители со стажем наверняка помнят тот фурор,который в далеком 1982-мпроизвело появление «семерки». Неизбалованные советскиеавтомобилисты воспринималив то время дебют каждой новойотечественной модели какнечто значимое, исключительное. Как Событиес большой буквы. Темболее если это новинкаот ВАЗа – ведущегои самогосамого продвинутогоавтопредприятия тогдашнего СССР.Автомобиль представлял собой люксовую версиювыпускавшейся c 1980 года«пятерки», от которой 2107внешне отличался выступающейна капот хромированной (илиокрашенной в черный цвет)решеткой радиатора, оригинальными пластиковыми бамперами,капотом и крышкой багажника,а также задними фонарями. Хотя,по большому счету, конструкциямалолитражки была практическитакой, как у заводского первенца – ВАЗ-2101. Зато интерьер«семерки» считался в начале 80-хроскошным: модернизированнаяпередняя панель с новой комбинацией приборов, оснащеннойтахометром, дополнительные дефлекторы системы подачи воздуха,четырехспицевая полиуретановаябаранка и интегрированные с подголовниками передние кресла.ДВИГАТЕЛЬПервые «семерки» оснащалисьдвигателем от ВАЗ-2103 объемом1,5 л. Слабыми местами этогокарбюраторного мотора с цепнымприводом механизма газораспределения были недолговечныесальники коленчатого и распределительных валов. Сами резинкистоят копейки, да и замена передних дешевая, но для обновлениязадних придется разъединятьдвигатель (или демонтировать)с коробкой передач. Впрочем,ценник за эту операцию будетна порядок ниже, чем за иномар-Система выхлопа на новых машинах держится максимум четыре-пять лет. Но когдапокупаешь глушитель на подержанныйВАЗ, то его, как правило, хватает надва-три года. Это свидетельствует о том,что качество запасных частей сильноразнится...Эта деталь была архипопулярной у владельцев «классики»в 80-х годах. В это времяраспределительные валы шлисплошь бракованные и поройне выхаживали и года. Потомувал с постелью у перекупщиков шел «по цене самолета»46 За рулем – Регион №20/октябрь-ноябрь/2012ку. Цепь ГРМ служит в среднем200 тыс.км. Чтобы она дожила доэтого срока, следует при необходимости регулировать ее натяжение, а также менять успокоительограничитель и натяжитель цепи.Сальники клапанов выдерживаютдо 60 тыс. км, хотя могут умеретьи гораздо раньше. Все зависит откачества деталей. Вообще к выбору запчастей следует подходитьвзвешенно. Лучше заплатитьза деталь известного бренда,например, такого как Finwhale,который отличается выгоднымсоотношением цены и качества,Хорошо, когда есть знакомыйкарбюраторщик! Когда-то от настройки этого узла зависело все –и мощность, и динамика, и расход топлива, и экологичность,на счет которой тогда, к сожалению, никто не заморачивалсяВсе классические «Жигули» оснащались червячным редукторомв рулевом механизме. Обычнок 70–80 тыс. км пробега в этомузле появляется люфт, которыйустраняется... заменой редуктора Lada2107герой1982–2012чем несколько раз за это времяменять деталь от неизвестногопроизводителя.На 2107 ставился также1,6-литровый агрегат. От «троечного» мотора он отличался лишьдиаметром поршней – 79 ммпротив 76. Машина с такимдвигателем носила индекс 21074.От своего собрата он унаследовал все его плюсы и минусы.У «семьдесятчетверки» периодически выходили из строя стартери генератор, помпа и термостат,приходилось часто регулировать карбюратор и трамблер,вторичный рынокменять ремень генератора. Ноэти поломки незначительны позатратам.Ставился на «семерку»и 1,3-литровый двигатель отВАЗ-2105 – модификация Lada21072. Ремень ГРМ на нем рассчитан на 60 тыс. км, но частоне доживал до этого срока. Даи слабоват этот агрегат был длялюксовой модели, поэтому вскоре исчез из гаммы.В последнее время автомобиль оснащался двигателямис впрыском топлива: 1,5 л (Lada2107-20) и 1,6 л (Lada 2107420 и 21074-30). Механическаячасть у них идентична моторамВАЗ-2103 и ВАЗ-2106, но установлены более мощные генераторы и стартер с планетарнымиредукторами, а также система улавливания паровбензина и каталитическиенейтрализаторы в системевыпуска. Применениевпрыска повысило надежность пуска зимой,снизило расход топливаи токсичность отработавших газов. Существовал также 1,7-литровыйвспрысковый агрегат, но этоэкзотика.МодификацииПятая модель «Жигулей» – ВАЗ-2105 –дебютировала в олимпийском 1980году и явилась основоположницейдвух модификаций заднеприводной«классики»: люксовой модели ВАЗ-2107и универсала ВАЗ-2104. От тогдашнихвазовских собратьев «пятерка» отличалась новым граненым кузовом,современными блок-фарами,оригинальными алюминиевыми бамперами. Салонтакже представлялсобой все новоеи прогрессивное отсоветского автопрома.Производство универсала ВАЗ-2104 началось осенью 1984 года.Передняя часть кузова и салона полностью идентична «пятерке».У «четверки» оригинальная крыша с выштамповками для увеличенияжесткости кузова, а также складывающиеся задние сиденья. Позжепоявилась модификация ВАЗ-21047 с электрооборудованием,передними анатомическими сиденьями и внешними атрибутами кузова от «семерки».ТРАНСМИССИЯНа «семерку» устанавливаласьисключительно механическая коробка передач. Сначала 4-ступенчатая, а спустя почти десять лети 5-ступенчатая. Если нареканийк первой практически не было –она нередко переживала двигатель, то трансмиссия с пятьюпередачами преподносила неприятные сюрпризы. Основныепретензии были к пятой ступени.Из-за нестабильного качествав разные годы производствакоробка ломалась, не разменяввторую «сотню» км. Примерностолько же отпущено и механизму сцепления. Многие владель-РекламаЗадний мост-балка может загудеть даже на относительно свежемВАЗ-2107. А может ничем себя не проявить и тогда, когда автомобиль повезут на свалку. Как повезет! Сайлентблоки продольных рычагови тяг живут в среднемдо 100 тыс. км пробега№20/октябрь-ноябрь/2012 За рулем – Регион47 ГАЕТАГА ЗЕЗТАКОНСУЛЬТАНТцы, как правило, ограничиваютсязаменой износившегося диска. Но,как показывает практика, пользыот такого точечного вмешательства немного – через 15–25 тыс. кмпридется обновлять и корзинус выжимным подшипником, благоремонт отнюдь не разорителен.Если появилась вибрация в движении, наверняка в этом виноватподвесной подшипник. Заодно лучше поменять и крестовины карданного вала – они дольше 100 тыс. кмне выхаживают. Задний мостобычно служит до тех пор, пока машина не отправится на покой. Но невсегда и не у всех. Бывает, что мостзавывает уже на новом автомобиле.В этом можно винить увеличенныезазоры в шестернях главной передачи, неисправные подшипникиведущей шестерни и полуосей.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И КУЗОВКонструкция подвески Lada 2107по современным меркам архаична:спереди − штампованные двойныепоперечные рычаги, а сзади − жесткий мост. Сроки службы элементов ходовой напрямую зависятот качества изготовления, а оносильно различалось в зависимости от периода сборки. Например, в середине 90-х на главныйконвейер завода, помимо основныхпредприятий-смежников, немалаячасть комплектующих поставляласькооперативами.Кроме копеечных втулок стабилизатора в передней подвеске«классики», в группе риска шаровые опоры, срок службы которыхв среднем составляет 60 тыс. км.Правда, нередко их приходитсяменять гораздо чаще – из-за техже проблем с качеством. Беда в том,что изношенная нижняя шаровая опора может стать причинойаварии – колесо выворачиваетсянаружу… со всеми вытекающими1отсюда последствиями. Амортизаторы могут потечь и через годэксплуатации, а могут прослужитьдо 80−100 тыс. км – как повезет.Сайлент-блоки обычно выхаживают столько же, и меняют их заоднос рычагами (они стоят недорого).В рулевом управлении внимания требуют наконечники рулевыхтяг, которые обычно меняют через50 тыс. км. Впрочем, сроки могутразниться в зависимости опятьже от качества комплектующих.Люфт в самом редукторе появляется к 100 тыс. км. К этому жепробегу потребуется вмешательствов заднюю подвеску, когда придетсяменять сайлент-блоки реактивныхштанг заднего моста.Несущий кузов особой крепостью и коррозионной стойкостьюне отличается да и пассивнойбезопасностью также не блещет.В общем, при покупке подержанной«семерки» основное внимание стоит уделить именнокузову. Особенно сильнострадают рамка ветрового стекла, капот поднакладкой решеткирадиатора, а также22двери возле ручек. Очаги коррозиисо временем возникают даже насиловых элементах корпуса – лонжеронах, порогах и стойках.В среднем на 60−80 тыс. км пробега отказывает кран отопителя.И, в общем-то, ничего удивительного здесь нет – к даному моментупрактически все «Жигули» проходят через это. Лучше заранее заменить прохудившуюся диафрагмуили весь кран, а также потерявшиеупругость резиновые патрубкисистемы охлаждения.31 Анатомические передние сиденья вызывали зависть у отечественных автолюбителей – таких кресел в то время ни у одной модели не было 2 На заднем диване «семерки»предусмотрены ремни безопасности для трех пассажиров 3 Багажник довольно приличенпо объему, но пользоваться им неудобно из-за большой погрузочной высоты48 За рулем – Регион №20/октябрь-ноябрь/2012 вторичный рынок1Технические данныеВАЗ-2107Тип кузоваДлина/ширина/высота, ммКолесная база, ммОбъем багажника, лОбъем топливного бака, лСнаряженная/полная масса, кгТип двигателяРасположение двигателяРабочий объем, см3Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минПриводКоробка передачПередняя подвескаЗадняя подвескаТормоза спередиТормоза сзадиМаксимальная скорость, км/чРазгон 0–100 км/ч, сРасход топлива, л/100 км,город/шоссе/смешанный цикл1 Интерьер «семерки» на моментдебюта считалсяроскошным, а эргономика – непревзойденной2 На ВАЗ-2107устанавливаласьтолько механическая коробка: 4или 5-ступенчатая2107021074седан4145/1611/14402424325391049/1449бензиновый, R4спереди продольно1451156971 при 560075 при 5400103,9 при 3400116 при 375021072129964 при 560092 при 3400задний4-ст. мех./5-ст. мех.пружинная, на двойных поперечных рычагахпружинная, неразрезной мост-балкадисковыебарабанные1491501461514,517,311,5/6,9/8,211,4/6,6/8,110,8/6,5/7,6Выпускавшиеся модификацииLADA 2107. Двигатель 2103, 1,5 л,8 клапанов, карбюратор.LADA 21072. Двигатель 2105, 1,3 л,8 клапанов, карбюратор, ременнойпривод ГРМ.LADA 21073. Двигатель 1,7 л,8 клапанов, моновпрыск – экспортная версия для европейского рынка.LADA 21074. Двигатель 2106,1,6 л, 8 клапанов, карбюратор.LADA 2107-20. Двигатель2104, 1,5 л, 8 клапанов, центральный впрыск.LADA 2107-71. Двигатель 1,4 л,66 л.с., двигатель 21034 подбензин А-76, версия для Китая.LADA 21074-20. Двигатель 2106710, 1,6 л, 8 клапанов, распределенный впрыск, Euro 2.LADA 21074-30. Двигатель 21067-20,1,6 л, 8 клапанов, распределенныйвпрыск, Euro 3.LADA 21077. Двигатель 2105, 1,3 л,8 клапанов, карбюратор, ременнойпривод ГРМ – экспортная версия дляВеликобритании.LADA 21078. Двигатель 2106, 1,6 л,8 клапанов, карбюратор – экспортнаяверсия для Великобритании.ВердиктСергей Федоров, редактор:– Каждый товар стоит своихденег. И «семерка» полностьюоправдывает цену, которую занее просят, даже если она неблещет надежностью и требует постоянных, пусть и нестоль значительных, вложений, а качественные запчасти найти так же сложно,как подснежники в зимнемлесу. Зато ее ремонтопригодности позавидует любаяиномарка – автомобильможно починить хоть на коленке, в любом захолустье,заброшенной деревушке,местах, где нет цивилизации, используя подручныесредства и минимальный запас инструментов. И при этомпрактически бесплатно…Привлекательнаястоимость, непревзойденная ремонтопригодность, дешевыезапчасти, доступностьв содержании и ремонте, хорошая шумоизоляцияУстаревший дизайнкузова и салона,архаичная конструкциядвигателей и подвесок,низкое качествокомплектующих,слишком большаяпогрузочная высотабагажникаПримерная стоимость ВАЗ-2107 на вторичномрынке по состоянию на октябрь 2012 годаминимальнаягод выпуска1982максимальнаяРеклама200 (тыс. руб.)18016014012010080604020LADA 21079. Роторно-поршневойдвигатель 1,3 л, 140 л.с.LADA 2107 ЗНГ. Двигатель 21213,1,7 л, 8 клапанов, центральныйвпрыск.198719921997200220072012