34
35
36
YAMAHA YBR125классик / – / , см³ /  л.с. /  кг /  –  руб.БЕСТСЕЛЛЕРСИЛОВОЙ АГРЕГАТ. Настоящая уда-С этим мотоциклом «камертоны» попали в точку – Yamaha YBR125 уже без малого десять лет, с момента дебюта в Бразилии, упорно держится в первых строчках рейтингов мотопродаж многих стран мира. И, похоже, уступать свои позиции он не намерен. Настоящийтекст Романа АБАЛАКИНА, фото из архива редакциича конструкторов «Ямахи». Мотор проверен временем и варварскими условиями эксплуатации на дорогах «третьего мира», а оттого давно излечен от большинства «детских болезней». О его надежности и неприхотливости владельцы слагают легенды, приводя в качестве весомых аргументов стопятидесятитысячные пробеги и автономные кругосветки некоторых экземпляров без капитальных ремонтов. Чего уж таить – мотор потребляет и легко переваривает почти любое топливо и масло. Лишь бы само масло меняли не реже чем раз в 4000 километров. При этом характерное для некоторых моделей «Ямах» масложорство иногда проявляется, когда одометр переваливает за отметку 35 тысяч километров, и вновь исчезает с заменой поршневых колец и клапанных втулок. Поэтому неудивительно, что YBR125 оказался не единственным мотоциклом в модельном ряду Yamaha Motors, на ко-тором используется этот двигатель. Список внушителен: XT125R/X, TT-R125, DT125RE, XTZ125E/XE… Не брезговали мотором и некоторые сторонние производители (например, Sherco CityCorp 125). Кстати, широкая унификация с внедорожными моделями Yamaha имеет один положительный побочный эффект: для этого мотора существует несколько вариантов увеличения рабочего объема со стандартных 123,7 см³ до греющих душу 130–170 см³. Подобные тюнинг-наборы (например, ProCycle, BBR Motorsports или Powroll) включают в себя новую цилиндропоршневую группу, распредвал с расширенными фазами газораспределения и иногда даже коленчатый вал с увеличенным ходом поршня. А для того чтобы полностью раскрыть потенциал мотора, можно заодно установить новый карбюратор Keihin или Mikuni VM26 с диффузором Ø26 мм и блок уп-YBR125РЕЦЕПТ УДАЧИ:ДЕШЕВО И СЕРДИТОДвигатель выдерживает многие издевательства над собой, включая умеренную форсировку. Только злоупотреблять этим не стоит.КАЖДОМУ СВОЙ YBRСчет существующих, но практически неизвестных российскому потребителю модификаций YBR125 идет на десятки. Например, для Европы и Китая в Поднебесной производят чопперообразный вариант с приставкой Custom. Но если в Старый Свет он идет в единственном исполнении, то для китайцев их существует, как минимум, четыре, включая специальную «полицейскую» версию. Истинный «китаец» та отличается от известного нам только наличием т крепления переднего номерного знака, а также иными воздухозаборниками под баком. Можно ли упростить простое? Можно! Для внутреннего рынка бразильский филиал Yamaha производит еще более бюджетный вариант – на спицах и с барабанными тормозами обоих колес.34moto.zr.ru сентябрь 2010 ‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: YAMAHA YBR125 с.34, НОВОСТИ с.37, НАКОЛЕННЫЕ ШАРНИРЫ с.38, ЭКИП ДЛЯ ЭНДУРО с.40РЫНОКОказалось, что для приготовления блюда, способного удовлетворить гастрономические потребности абсолютно разных людей, вовсе не требуется ультрасовременных технологий и экзотических изысков шеф-поваров именитых ресторанов. По-прежнему для большинства основополагающим принципом является «дешево и сердито». Иначе как объяснить, что простая и непритязательная «осьмушка» Yamaha YBR125 разошлась в одной только Европе тиражом, превысившим отметку 75 000 экземпляров? А уж сколько их было продано в странах Азии и Латинской Америки – не сосчитать.Да-да, именно Латинской Америки. Ведь рецепт мотоциклетного «фаст-фуда» появился в 2000 году благодаря бразильскому отделению корпорации Yamaha Motor do Brasil и первоначально предназначался для местного испано- и португалоязычного рынка: двухклапанная одновальная «одностволка», бесхитростная стальная рама, минимально достаточные тормозные механизмы, незамысловатые подвески… То, что надо! Спрос на Yamaha YBR125 оказался настолько велик, что сборку модели организовали также в Мексике и Колумбии. А в 2003 году к ним присоединилось и совмест-ное с китайской Jianshe Industries Co., Ltd. предприятие в Юго-Восточной Азии. Именно оттуда впоследствии и поступала в Европу львиная доля этих мотоциклов. В Россию он попал даже раньше, чем в страны Европы, – в 2004 году. Вообще, модификации Yamaha YBR125 для разных рынков существенно отличаются друг от друга: местом производства, пластиковой навеской, тормозами, фарами, колесами, системами питания. К нам ввозились исключительно карбюраторные мотоциклы из Китая с прямоугольной фарой и пластиковым полуобтекателем. Именно о них в основном и пойдет речь.Вакуумник Mikuni на поколении 2007–2008 годов оказался не самым лучшим вариантом.Смена передней тормозной скобы в 2009 году пошла YBR’у на пользу – замедляться он стал лучше.При падении «родные» дуги надежно защищают двигатель, но зато страдают обтекатель со встроенной в него фарой и приборная панель.равления двигателем производства BBR Motorsports, который поднимает верхнюю зону срабатывания ограничителя на 1000 об/мин. С выпуском, правда, придется повозиться самостоятельно, поскольку имеющиеся в продаже варианты полных систем для TT-R125 или XT125R/X на YBR125 подойдут только по месту крепления к головке цилиндра. Но итоговый результатдолжен окупить все мучения, ведь мотор прибавит порядка 5–7 «лошадей» к имеющимся десяти. Некоторая архаичность конструкции силового агрегата проявляется в требовании инспектировать тепловой зазор клапанов каждые 6000 км. Пренебрежение сервисными интервалами приводит к повышенному стрекоту из головки цилиндра. Но бояться не стоит: от-крытость доступа к клапанам и простота механизма регулировки (винт-гайка) делают и без того несложную процедуру элементарной. Зато другой характерный шум из головки цилиндра должен насторожить. Из-за перегревов может потребоваться замена захрустевших подшипников распредвала. Тянуть с ремонтом нельзя – «клин» подшипника и последующая встречаСтильный фирменный «козырек» доступен только для «европейцев» с круглой фарой.клапанов с поршнем обойдутся в разы дороже. Вообще подшипники с маркировкой Made in China – настоящий бич Yamaha YBR125. Например, у некоторых мотоциклов при пробеге в пару десятков тысяч километров «сыпались» подшипники в коробке передач. Дефект проявлял себя в виде воя на пятой передаче при 5000–6000 об/мин. Сама же ко-ТАБЛИЦА МОДЕРНИЗАЦИЙГоды выпуска 2004– 2006 2007– 2008 Основные изменения в конструкции «простой» карбюратор с цилиндрическим дросселем Mikuni VM22SH; короткая педаль переключения передач карбюратор вакуумного типа Mikuni BS25; незначительно изменилась эргономика модели в сторону удобства рослых водителей; увеличена длина педали переключения передач новые 5-спицевые колесные диски под бескамерную резину; новый передний тормозной суппорт; постоянно включен ближний свет; возврат к «простому» карбюратору Mikuni VM22X1, но теперь с подогревом топлива; датчик боковой подставки2009– 2010сентябрь 2010 moto.zr.ru35 досье покупателяYamaha YBR125робка надежна без оговорок – нужно только правильно переключать передачи, дабы потом не мучиться с «выскакивающей» второй. Кроме того, при выборе стоит тщательнее осматривать экземпляры 2007–2008 годов выпуска, когда на смену проверенному годами Mikuni VM22 пришел вакуумник Mikuni BS25. К сожалению, более совершенная конструкция преимуществ не добавила, скорее наоборот: мало того что мощность уменьшилась, так еще и карбюратор этот славится тем, что чрезмерно обедняет смесь. При продолжительном движении с крейсерской скоростью в районе 100 км/ч это приводит, как минимум, к обгоревшим клапанам и ухудшению динамики. Поэтому возврат в 2009 году к «старому знакомому» Mikuni VM22 (пусть теперь и с подогревом топлива) был вполне закономерен. Сцепление даже при жесткой эксплуатации в мотошколах выдерживает многое и заставляет обратить на себя внимание только после 30–40 тысяч километров.назначением – перемещать из точки А в точку Б – она справляется сносно. При покупке стоит обратить внимание на соосность колес – были случаи, что уже из ворот завода рама выходила деформированной. Задние амортизаторы хотя и живут долго, но рассчитаны, скорее, на худосочного китайского рабочего, отчего их частенько пробивает. Ситуацию спасает замена на более энергоемкие «неоригинальные». В передней вилке страдают сальники, сдающиеся зачастую на отметке 3000 километров. Чтобы хоть как-то продлить их жизнь, достаточно на перья вилки установить резиновые гофры (подойдут от «Пилота»). Не выдерживаКаК поКазывает опыт общения ют отечественных дорог и повышенных с Yamaha YBR125, простота далеКо нагрузок пластиковые не всегда хуже воровства. втулки маятника (начинают поскрипывать к 8000 километров) и ось заднего ЦЕПЬ. «Родную» цепь приходится колеса (после 20 000 километров менять порой через 5000–8000 кипопросту выгибается дугой). Впролометров. Чтобы ценник на оригинальную запчасть не проделал дыру чем, пока толковые токари на территории экс-СССР еще встречаются в бюджете, многие пытаются найти и договориться об изготовлении ей замену в виде «явских» цепей новой оси попрочнее, из стали Favorit. Но, как показала практика, 30ХГСА, особого труда не составит. «живут» они еще меньше, смысла На этом фоне надежность подшипв их установке попросту нет. Самый ников рулевой колонки приятно верный вариант – установка цепи удивит – они «выхаживают» не метипа O-Ring, как на модификации нее 40 000 километров. Примерно 2009–2010 годов, или X-Ring от таким же ресурсом обладают именитого производителя, которая и подшипники в заднем колесе, безотказно прослужит минимум а в переднем – раза в два больше. до 15 000 километров.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Со своим прямымго тормозного диска с однопоршневой плавающей скобой спереди и заднего «барабана» хватает ровно для динамических возможностей машины. При этом установка армированного шланга добавляет лишь чувствительности переднему тормозу, никак не сказываясь на общей эффективности. бы – на световой поток, выдаваемый родной фарой: ближний освещает небольшое пятно перед мотоциклом, а дальний выхватывает из темноты дорожные знаки, но не саму дорогу. Диапазона регулировки не хватает, чтобы опустить фару на желаемый угол. Замена стандартной лампы 35W/35 на аналогичную помощнее решает вопрос недостатка света лишь отчасти: из-за слабого генератора в этом случае интенсивно разряжается аккумулятор, особенно при езде в черте города. та» имеется несколько интересных кофров. Но перегружать центральный «чемодан» не стоит: грузоподъемность багажника, к которому, собственно, он и крепится, не превышает 3 килограммов. Наплевательское же отношение к заводским требованиям фактически выходит боком: в один прекрасный момент центральный кофр покидает мотоцикл вместе с вырванным «с мясом» багажником.Благодарим Алексея «Самоделкина» и интернет-портал YBRclub.com за помощь в подготовке материала.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ ТОРМОЗА. Единственного передне- YAMAHA YBR125Наименование Воздушный фильтр Свечи зажигания Цепь Диски сцепления Пружины сцепления (комплект) Передние тормозные колодки Тюнинг­кит BBR Motorsports для увеличения рабочего объема до 150 см³ с распредвалом Распредвал Takegawa с широкими фазами Карбюратор Mikuni VM26 Блок управления двигателем BBR Motorsports Защитные дуги Амортизаторы задние (комплект) Ориги­ нальные запчасти, руб. 1000 800 (NGK – Yamaha) 7200 3500ЭЛЕКТРИКА. Самые частые жало-6001500Неориги­ нальные запчасти, руб. 1000 (Hiflo) 160 (NGK CR6HSA) 3000 (RK 428 GXW) 4200 (усиленные Barnett) 1500 (усиленные BBR Motor­ sports) 1100 (EBC FA.101 (2004–2008) или EBC FA.464 (2009–2010))–16 000АКСЕССУАРЫ. Среди «афтермарке-– – –9000 10 500 60005500 (хром), 5140 3800 (Crazy Iron) (черные) 9000 от 7000 (YSS)Запчасти, преимущественно имеющиеся в наличии. Запчасти, иногда присутствующие в наличии. Запчасти, преимущественно привозимые на заказ.36moto.zr.ru сентябрь 2010