32
33
34
35
36
ТЕСТПРОБЕГYAMAHA GRIZZLY 700 FI, YAMAHA RHINO 700АЛТАЙСКИЙЧЕЛЛЕНДЖГоры – серьезное испытание и для человека, и для техники. Здесь не действуют привычные горожанам законы жизни, каждый шаг должен быть взвешен и выверен, а когда надо управляться не только с ногами, но еще и с тремястами килограммами металла, становится особенно интересно.текст Павла КУРЛАПОВА, фото Романа РОМАНИШИНАYAMAHA RHINO 700UTV / 2011 / 686 СМ / 46 Л.С. /YAMAHA GRIZZLY 700 FIATV / 2011 / 686 СМ / 46 Л.С. /650 000 руб.489 000 руб.ОБЩИЙ ПРОБЕГ – 500 КМ ПОКРЫТИЕ – БЕЗДОРОЖЬЕ МЕСТНОСТЬ – ТАЙГА32moto.zr.ru ноябрь 2011 Ежегодный большой пробег на квадроциклах, проводимый компанией Yamaha Motor CIS, в 2011 году значительно отличался от предыдущих. В этот раз ямаховская команда вместо традиционного покорения среднерусских болот решила устроить настоящее испытание не только для четырехколесников но и для пилотов-журналистов, желающих найти предел прочности и возможностей техники. Всей сложности предстоящего приключения, на-верное, не представлял себе никто из приглашенных. Первый день пробега – радиальный маршрут из тихого села Акташ, что на юге республики Алтай, в стороне от Чуйского тракта, к подножию горы Актру. 150 километров горных дорог разной степени качества. Однако на основном протяжении маршрута дорога представляла собой направления, проходимые лишь для полноприводных грузовиков вроде ГАЗ-66 или ЗИЛ-131, подготовленных внедорожников и,разумеется, квдроциклов. А в некоторых местах, кроме как на квадрике, пешком или на лошади проехать было вообще невозможно. Первые километры подъема не доставили особых проблем. Хорошо накатанная дорога вдоль горной речки, довольно плотный поток местного транспорта (по горным меркам, разумеется), пасущийся скот, в общем, только и успевай вертеть головой и восхищаться красотами. Но вот начинается довольно крутой подъем. Сначала дорога – две при-вычные колеи, идем ровно и весьма быстро. Справа сыпуха, уходящая круто вверх, слева – та же сыпуха, только обрывающаяся вниз метров на триста, под углом сильно больше 45°. Уступ, по которому идет колонна, делается все уже, и в конце концов становится равным ширине квадроцикла. Вот где начинается экстрим! Подключаем передок, лочим дифф, включаем понижайку. Здесь иначе нельзя. Любое неосторожное движение – и долгий полет вниз обеспечен. Квадрики медлен-ноябрь 2011 moto.zr.ru33 ТЕСТПРОБЕГYAMAHA GRIZZLY 700 FI, YAMAHA RHINO 700нитель оказался за левым плечом и подтолкнул замерший над пропастью Rhino обратно в сторону дороги. Как оказалось, все остальные Rhino проходили этот сложный участок протяженностью метров четыреста с подстраховкой двух-трех человек, которые отвешивали машины в противоположную от обрыва сторону, повисая на каркасе снаружи. Что ж, девиз «слабоумие и отвага» давно стал моим. Я бывал во многих горах – на Памире, в Крыму, на Кавказе, в Хибинах – и могу сказать, что горы неповторимы и не похожи друг на друга. Однако Алтай превзошел все мои ожидания. В отличие от многих прочих массивов, он потрясающе разнообразен. Крым и Северный Кавказ в основном покрыты лесом, в Хибинах – болота и лесотундра, Памир – каменная глыба. А Алтай – как спортбайкеры – каждый раз новый. За десять минут пейзаж может смениться кардинально. Вот мы едем сквозь кедрач, а за поворотом вдруг выскакиваем на альпийский луг, из-за поросших лесом хребтов появляются ослепительно-белые пики. Вдруг дорога ныряет вниз, и перед нами горная река, за которой каменная пустыня. И каждый вид, открывающийся нашим глазам, достоин того, чтобы построить избушку и остаться жить навсегда. Но, наше дело – движение вперед, и мы, совершая частые остановки для фотосъемки, движемся к базовому лагерю. Вечером ужин, баня, сто грамм за «слабоумие и отвагу» и – спать. Погода в горах непредсказуема. У нас идет дождь, а вон там, за хребтом, светит солнце. Чуть выше в гору дорога упирается в облако, зацепившееся за хребет. Едем «в молоке». Ночью верхушки окрестных сопок присыпало снежком, а внизу температура около 10 градусов. Мы едем к Телецкому озеру – жемчужине Алтая. Сегодня маршрут вполне спокойный, мы идем по грунтовкам, проложенным то ли лесовозами, то ли местными тракторами, я же пересел с UTV на «семисотый» Grizzly. Зато горы демонстрируют нам полный каталог погодных явлений. От дождя до солнца, от молочного тумана до срывающего с головы шлем ветра. Разве что снегом не присыпало! Дороги испещрены лужами. И если пройти брод можно, забравшись на сиденье квадрика на четвереньки или задрав ноги на передние крылья, то у каждой лужи не притормозишь, особенно когда они расположены в шахматном порядке и до горизонта занимают больше площади дороги, чем твердь. В кроссовые боты можно запускать рыбок. Дождевики тоже справляются со своими обязанностями не полностью. Коллеги смеются – зато пыль из-под колес не поднимается, а вчера, посуху, каждый съел и вдохнул не менее килограмма. Словом, вчерашний технический экстрим сменился погодным. К вечеру мы добираемся до южной оконечности Телецкого озера. Нас встречает баржа, на которую мы грузим квадры и вездеходы, сами садимся на катера, которые доставят нас в поселок Артыбаш на северной оконечности озера. Зано, но верно ползут вперед, а мне особенно «везет». Я еду на UTV Rhino. Он заметно шире «гризлика». Некоторые валуны, размером с микролитражку приходится проходить буквально на силе воли. Правыми колесами вездеход скребет по отвесной стене, левыми – едва цепляется за край обрыва. Rhino хоть и оборудован каркасом безопасности, а я в шлеме и пристегнут, кувыркания на сотни метров вниз не выдержим ни я, ни он. В какой-то момент UTV наскакивает передним правым колесом на небольшой бульник, размером с футбольный мяч, и аппарат, оторвав правые колеса, в неподвижности зависает над пропастью, как бы принимая решение, в какую сторону продолжить падать. В пропасть, или таки вернуться обратно на «четыре кости». В этот момент я серьезно усомнился в том, что метафора о возможности человека перекусывать железные ломы известной кольцевой мышцей – всего лишь метафора. По-моему, чистейшая правда! Видимо, в тот день мой ангел-хра-ВСЕЙ СЛОЖНОСТИ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛ СЕБЕ НИКТО ИЗ УЧАСТНИКОВ.34moto.zr.ru ноябрь 2011 YAMAHA GRIZZLY 700 FIданные производителяYAMAHA RHINO 700данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год Длина × ширина × высоста, мм Сухая масса, кг Дорожный просвет, мм Объем бензобака, л 2011 2065×1180×1240 274 275 20> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год Длина × ширина × высоста, мм Сухая масса, кг Дорожный просвет, мм Объем бензобака, л 2011 2885×1385×1853 510 280 30> ДВИГАТЕЛЬТип ГРМ Рабочий объем, см3 Система питания Система охлаждения Макс. мощность, л.с. Система запуска 1-цил., 4Т DOHC 686 впрыск топлива жидкостная 46 электростартер> ДВИГАТЕЛЬТип ГРМ Рабочий объем, см3 Система питания Система охлаждения Макс. мощность, л.с. Система запуска 1-цил., 4Т DOHC 686 впрыск топлива жидкостная 46 электростартер> ТРАНСМИССИЯТип вариатор Полный привод подключаемый передний мост, с блокировкой переднего дифференциала Тип привода карданные валы к мостам, ШРУСы к колесам> ТРАНСМИССИЯТип вариатор Полный привод подключаемый передний мост, с блокировкой переднего дифференциала Тип привода карданные валы к мостам, ШРУСы к колесам> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Задняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Тормозная система гидравлическая, комбинированная Передний тормоз 2 диска на колесах Задний тормоз 2 диска на колесах Передние колеса АТ 25х8–12’’ Задние колеса АТ 25x10–12’’> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Задняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Тормозная система гидравлическая, комбинированная Передний тормоз 2 диска на колесах Задний тормоз 2 диска на колесах Передние колеса АТ 25х8-12’’ Задние колеса АТ 25x10-12’’день пройдено двести километров. После целого дня, проведенного в стойке на квадрике, прыжков и фонтанов воды в лицо от впередиидущего, после спуска с перевала Кату-Ярык с перепадом высот в восемьсот с лишним метров по нитке серпантина, пробившего себе путь в почти отвесной стене, глиссирование катера по невысокой волне вводит в состояние, близкое к пароксизму полного довольства желудочного кадавра профессора Выбегалло. Вечер, ужин и, конечно же, баня. После целого дня прогулки под дождиком и ветром – абсолютное счастье! Третий день нашего приключения – вольная программа. Кто-то отправляется на рыбалку, кто-то осматривать красоты озера на кате-ре, а самые отмороженные снова напяливают непросохший еще экип и выдвигаются в горы. Квадрик – это вездеход. Мы же были далеко не везде. Дороги – были, косогоры – были, камни, броды, луга, даже немного асфальта. А вот болото нам не попалось. Непорядок! Именно на поиски сего чуда природы мы и выдвигаемся. Сегодня в команде нет любителей – одни профи. Можно не оглядываться в поисках отстающих и не стесняться, нажимая на курок газа. Уходим в горы по лесовозной дороге. Средняя скорость – под шестьдесят, летим, не едем! Где-то высоко в горах есть маленькое, но очень красивое озеро. К нему-то нам и надо. В команде пять «семисотых гризли» и один Rhino. За рулем UTV наш главныйпроводник и командор, знаток Алтая и страстный любитель ATV и мотоциклов Кирилл Болгов. Пассажиром на «рино» едет фотограф. Тяжелый вездеход ни на йоту не отстает от резвых квадриков. Километров через тридцать захватывающей дух гонки по заросшим дорогам и альпийским лугам остановились у охотничьей заимки. Здесь так заведено. В избе всегда есть спички, чай, сахар, нехитрые припасы. В горах может случиться что угодно, особенно зимой, и иногда такой вот домик в горной глуши может спасти жизнь. Разумеется, никаких замков. Дверь закрыта на лопату от медведя, хотя это редко спасает. Сообразительные мишки регулярно совершают набеги на заимки в отсутствие хозяев, и разоряют запасы. Тушенку, например, медведь употребляет в пищу наподобие меда в сотах или жвачки. Кладет банку в рот и жует до тех пор, пока вся вкуснятина не кончится, а жестянку выплевывает. При этом банка после такой процедуры имеет форм-фактор цельнометаллического шарика, диаметром сантиметра три. Посмотрели мы и на эмалированную стальную миску, которую мишка решил попробо-вать на зуб. Выглядит, как будто ее прострелили с двух сторон в упор из «макарова». Воистину, закон – тайга, медведь – хозяин. Не хотелось бы с ним встречаться. Но Кирилл нас успокаивает – в этом году много ягод и прочей медвежьей еды. К людям он выходит, только будучи сильно голодным. Перекусили, пополнили запасы заимки своими – кому-то пригодятся обязательно, и двинули дальше. Вот и цель нашего сегодняшнего маршрута. Нет, не озеро в горах, а болото, лежащее на пути к водоему. Надо сказать, алтайское болото отличается от привычного мне среднерусского. Верхний слой почвы мягкий, как вата, и относительно сухой, а под ним, на глубине сантиметров 20–40 «сметана» – торф, насыщенный водой. Еще ниже – совершенно твердый грунт, но пока до него докопаешь колесами, квадр уже крепко сидит на пузе. Так что технология преодоления болотной целины, если только мы не пробираемся среди деревьев, камней и прочих препятствий, радикально отличается от привычной. Гораздо удобнее и быстрее бить свою колею, а не двигаться след в след.ноябрь 2011 moto.zr.ru35 ТЕСТПРОБЕГYAMAHA GRIZZLY 700 FI, YAMAHA RHINO 700Я БЫВАЛ ВО МНОГИХ ГОРАХ: НА ПАМИРЕ, В КРЫМУ, НА КАВКАЗЕ, В ХИБИНАХ… НО АЛТАЙ ПРЕВЗОШЕЛ ВСЕ МОИ ОЖИДАНИЯ! ЭТО СОВЕРШЕННО ОСОБЕННОЕ МЕСТО!Квадр бьет в мягком верхнем слое глубокую колею, а повторный проход заметно углубляет ее и квадрик теряет в скорости. Разумеется, всегда есть шанс влететь в малозаметную яму, заполненную водой, но риск оправдан. Именно таким образом на брюхо усадили «рино». Ура! Вездеходная движуха! Лебедимся. Я впрягаюсь по борту вездехода и начинаю раскачивать аппарат, чтобы легче шел. Кирилл поддает газу, и я в две секунды покрываюсь ровным слоем болотной жижи. Мокрой, холодной и, главное, «вкусно» пахнущей свежим навозом. Процессы гниения в одном и в другом схожи, оттуда и запах. Отплевался, похвалил себя за то, что догадался не снять с глаз маску, еще раз вспомнил наш девиз. Да, тот самый, про отвагу и особенности ума. Собственно, за что боролись. Что может быть приятнее для вездеходчика, чем засадить технику по самые уши и как следует извазюкаться! Еще бы пахло чем-нибудь другим, было бы вообще супер. Лебедились еще раза четыре, причем не только с «рино», но и с квадриками. Не доехав километра до условленной точки финиша, решаем разворачиваться. Время уже под-жимает. Но возвращаться без победы – не наш метод. Квадрики уходят вперед, а Rhino не спеша прорывается обратно к более-менее твердой земле, где будет нас ждать. Особое удовольствие болото подарило нам почти в конце пути. Ближе к реке, вниз по долине верхний рыхлый слой торфа стал настолько толстым и мягким, что поведение квадрика на скорости стало больше напоминать езду на снегоходе по двухметровым сугробам или на гидроцикле. Квадрик парит по волнам кочек, кренясь внутрь поворота на довольно приличный угол, гашетка утоплена до упора, из-под колес летят фонтаны потревоженного грунта, словом, я никогда не думал, что колесная техника может парить над землей. Ради этих сотен метров стоило проехать полсотни верст и как следует испачкаться! Обратный путь пролетаем на одном дыхании. Лесовозная дорога позволяет держать уверенные 60–70 км/ч. «Гризлик» прекрасно держит дорогу без единого намека на нестабильность или расколбас. А ведь как приятно просто ехать, не отвлекаясь на капризы или несовершенство техники. За очередным поворотом показывают-ся первые строения Арташа. Еще пятьсот метров – и все, край путешествия. А так не хочется отсюда уезжать. На привалах наши проводники рассказывали о стольких интересных и красивых местах, что кажется, их не обойти и не объехать за всю жизнь. Но график – суровая штука. Через несколько часов самолет унесет нас обратно в привычные московские будни. Хотя есть масса причин приехать сюда еще раз.Тест-пробег организован компанией Yamaha Motor CIS, экипировка STR и Shark предоставлены интернет-магазином 4-moto.ru.Наше приключение еще раз доказало, что и старший Grizzly, и тяжелый «носорог» – Rhino, способны на очень серьезные испытания и очень тяжелые условия эксплуатации. Квадроцикл «из коробки», то есть без каких-либо доработок и изменений в конструкции, готов не только на дачные покатушки, но и на серьезные, многодневные походы в разных дорожных и климатических условиях. Самое главное – не лениться и не бояться неизвестности, а техника не подведет!36moto.zr.ru ноябрь 2011